Найти в Дзене
HISTHORY | ИСТОРИЯ

Похищение богов: Психологическая война древних ассирийцев

Публикация из подборки Месопотамия: Военная тактика древней Ассирийской империи в Месопотамии была столь же продуманной, сколь и жестокой. Под властью грозных правителей, среди которых были Тиглатпаласар III, Саргон II и Ашшурбанипал, ассирийские военные действия были направлены не только на разрушение городских стен, но и на то, чтобы сломить волю целых народов. Одна такая тактика, в частности, нанесла удар в самое сердце боевого духа врага, создавая то, что казалось хаосом космического масштаба. В культурном контексте, где божество занимало центральное место в повседневной жизни древних месопотамских цивилизаций, ассирийцы усовершенствовали метод лишения своих врагов божественной защиты, в то же время перекладывая эту же милость для себя. Историк Селена Висном, эксперт по древней Ассирии, называет это «похищением богов». На практике это означало захват статуи божества-покровителя города - физического воплощения присутствия бога - транспортировку ее в ассирийскую столицу и удержание п
Оглавление

Публикация из подборки Месопотамия:

dzen.ru

Военная тактика древней Ассирийской империи в Месопотамии была столь же продуманной, сколь и жестокой. Под властью грозных правителей, среди которых были Тиглатпаласар III, Саргон II и Ашшурбанипал, ассирийские военные действия были направлены не только на разрушение городских стен, но и на то, чтобы сломить волю целых народов.

Похищение богов: Психологическая война древних ассирийцев
Похищение богов: Психологическая война древних ассирийцев

Одна такая тактика, в частности, нанесла удар в самое сердце боевого духа врага, создавая то, что казалось хаосом космического масштаба. В культурном контексте, где божество занимало центральное место в повседневной жизни древних месопотамских цивилизаций, ассирийцы усовершенствовали метод лишения своих врагов божественной защиты, в то же время перекладывая эту же милость для себя.

Историк Селена Висном, эксперт по древней Ассирии, называет это «похищением богов».

На практике это означало захват статуи божества-покровителя города - физического воплощения присутствия бога - транспортировку ее в ассирийскую столицу и удержание под охраной. Это могло бы стать разрушительным публичным заявлением об ассирийском превосходстве и божественном одобрении. Висном описывает это как «ударом по моральному духу».

«У каждого города есть свой бог-покровитель, и если этого защитника отнять... Это катастрофа, потому что считается, будто Бог оставил людей».

Ассирийская империя: мастера завоеваний

На этой гравюре воспроизведен рельеф из Ниневии, на котором изображена капитуляция выживших после боя врагов. Такие сцены были обычным явлением в ассирийском дворцовом искусстве, призванном прославлять военные победы царя и проецировать императорскую мощь.
На этой гравюре воспроизведен рельеф из Ниневии, на котором изображена капитуляция выживших после боя врагов. Такие сцены были обычным явлением в ассирийском дворцовом искусстве, призванном прославлять военные победы царя и проецировать императорскую мощь.

Ассирийцы были одной из великих держав древнего Ближнего Востока. Из своего сердца в северной Месопотамии (современный северный Ирак) они построили империю, начавшуюся в начале второго тысячелетия до нашей эры, достигнув своего расцвета в IX-VII веках до нашей эры.

В период своего наибольшего расцвета Неоассирийская империя (911-609 гг. до н.э.) простиралась от Персидского залива до Средиземного моря и от границ Египта до гор западного Ирана.

Их успех был основан на высокоорганизованной армии, мощных осадных технологиях и разведывательной сети, которая информировала царя о событиях за тысячи километров.

Но ассирийцы также понимали разрушительную ценность психологической войны, и «похищение богов» было одним из их самых мощных инструментов.

Древний мир, где правит множество богов

Ассирийцы, как и их месопотамские соседи, были политеистами. Они поклонялись большому пантеону божеств, и каждый бог имел определенные сферы влияния.

В каждом крупном городе также было свое божество-покровитель, представленное в храме культовой статуей. Для его жителей эта статуя была физическим воплощением присутствия и защиты бога.

Жизнь под взором месопотамских богов

Гигантский ламассу из царского дворца новоассирийского царя Саргона II (годы правления 722–705 до н. э.) в Дур-Шаррукине.
Гигантский ламассу из царского дворца новоассирийского царя Саргона II (годы правления 722–705 до н. э.) в Дур-Шаррукине.

Ассирийцы верили, что их боги являются активными участниками человеческого мира. Божества вознаграждали за верную службу, наказывали за проступки и могли вмешиваться в события - от исхода битвы до успешного урожая.

«Все, что происходит в вашей жизни не так, как надо, происходит потому, что боги разгневаны на вас. Если вы серьезно заболели, то это потому, что вы каким-то образом отдалились от богов», - объясняет Висном.

Оскорбление бога может быть вызвано как очевидными преступлениями, такими как кража и убийство, так и действиями, которые кажутся далекими от современной морали.

«Некоторые вещи кажутся нам действительно странными, например, рвота в реке, по-видимому, является серьезным оскорблением богов», - говорит Висном. Хуже того, чувство вины может быть заразительным: «Если вы сидите на одной скамье с кем-то, кто совершил преступление, вы сами можете почувствовать это чувство вины».

Согласно этому мировоззрению, гнев богов или их отсутствие может обернуться катастрофой для всего общества. Именно это придало похищению богов такую силу.

Зачем похищать бога?

Когда ассирийцы захватывали вражеский город, изъятие статуи его бога-покровителя было космическим ударом. Для побежденных это означало, что их бог позволил себя похитить, возможно, в качестве божественного наказания. Для ассирийцев это было доказательством того, что божество перешло на их сторону.

«Это все равно, что сказать: «Бог теперь в нашем городе, и это показывает, кому он на самом деле благоволит», - объясняет Висном.

Эта тактика применялась даже против богов, которых почитали сами ассирийцы. В VII веке до нашей эры они захватили статую Мардука, главного бога Вавилона, города, который был как соперником, так и случайным союзником. Мардук также был частью ассирийского религиозного мира, но обладание его статуей служило недвусмысленным сигналом: Ассирия, а не Вавилон, была местом, которое он выбрал для защиты.

«Захватив бога, вы не обязательно добавляете его в свой пантеон. На самом деле, их держат в плену только для того, чтобы унизить», - говорит Висном.

Цель состояла не в том, чтобы расширить ассирийскую религиозную систему, а в демонстрации господства, чтобы показать завоеванным народам, как их бог томится в чужеземном плену, не имея возможности защитить их.

Боги с человеческими личностями

Здесь можно увидеть ворота Иштар и легендарные Висячие сады, которые являются знаковыми достопримечательностями Вавилона, столицы древней Месопотамии. Когда-то центр имперской власти и великолепия, это место остается самой известной археологической достопримечательностью Ирака.
Здесь можно увидеть ворота Иштар и легендарные Висячие сады, которые являются знаковыми достопримечательностями Вавилона, столицы древней Месопотамии. Когда-то центр имперской власти и великолепия, это место остается самой известной археологической достопримечательностью Ирака.

Часть силы похищения богов заключалась в месопотамских представлениях о божественной природе. Боги не были абстрактными теологическими принципами; у них были реальные личности, эмоции и свобода воли.

«Боги ведут себя во многом как люди. Их можно убедить, их можно обмануть», - объясняет Висном. «Они что-то делают, им не все равно, они вмешиваются, и люди действительно пытаются привлечь их внимание и привлечь их на свою сторону».

В рамках этого мировоззрения физическое перемещение статуи бога означало физическое перемещение присутствия бога. Для жителей захваченного города их божественный защитник теперь буквально жил с врагом.

Древняя месопотамская война на два фронта

Для ассирийцев война могла вестись на двух аренах: поле боя и царство божественной преданности. Да, захват бога был символом победы над вражеской армией, но это также было перестройкой космического порядка, доказательством того, что сами боги встали на сторону Ассирии.

Это была пропаганда, теологическое доминирование и психологическая война в одном лице.

Как отмечает Висном, «у каждого города был свой бог-покровитель, и если этого защитника отбирали, это было катастрофой».

Для ассирийцев подстрекательство к этой катастрофе было частью плана и признаком того, что Ассирия правит с божественной поддержкой.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ