Найти в Дзене
Солнце для всех.

АХ ТЫ, СОБАКА СТРАШНАЯ!

А вы задумывались когда-нибудь о том, что слово собака часто употребляется в русском языке в ругательном смысле? Вот кошками никого не обзывают, и даже если и называют кого-то котярой, то смысл имеется в виду вполне себе позитивный. Анекдот в тему. В передаче «Спокойной ночи, малыши!» Хрюша жалуется ведущей тете Вале на то, что Филя назвал его свиньей. На что тетя Валя отвечает: ах, он собака такая! Итак, наше отношение к собакам. Известен факт о том, что собаки были приручены человеком очень давно, это едва ли не первые животные, которых человек одомашнил. По разным данным, это произошло около 15 – 18 тысяч лет назад, а возможно, и раньше. И отношение к ним изначально было не такое, как к другим животным, которых постепенно приручил человек – собак не только не употребляли в пищу, но и кормили! Конечно, не просто так, а за ту пользу, которую они приносили человеку охраняя его жилище, выпасая скот или помогая охотиться. С одной стороны, общеизвестны истины: собака – друг человека. Но с

А вы задумывались когда-нибудь о том, что слово собака часто употребляется в русском языке в ругательном смысле? Вот кошками никого не обзывают, и даже если и называют кого-то котярой, то смысл имеется в виду вполне себе позитивный.

Анекдот в тему. В передаче «Спокойной ночи, малыши!» Хрюша жалуется ведущей тете Вале на то, что Филя назвал его свиньей. На что тетя Валя отвечает: ах, он собака такая!

Итак, наше отношение к собакам. Известен факт о том, что собаки были приручены человеком очень давно, это едва ли не первые животные, которых человек одомашнил. По разным данным, это произошло около 15 – 18 тысяч лет назад, а возможно, и раньше. И отношение к ним изначально было не такое, как к другим животным, которых постепенно приручил человек – собак не только не употребляли в пищу, но и кормили! Конечно, не просто так, а за ту пользу, которую они приносили человеку охраняя его жилище, выпасая скот или помогая охотиться.

-2

С одной стороны, общеизвестны истины: собака – друг человека. Но с другой стороны: собачья жизнь, собачья смерть и прочее в том же духе, полное негатива.

На отношение к собаке и на то место, которое она стала занимать в жизни человека, несомненно, огромное влияние прежде всего оказала религия, поскольку именно она явилась первым регулятором нравственных человеческих ценностей, именно она четко определила, что такое хорошо, и что такое плохо.

-3

По некоторым источникам, самое неоднозначное отношение к собакам выражено в христианстве. В Священном писании упоминание об этих животных встречается довольно часто и почти всегда – негативно. Неудивительно, что и отношение к собакам у народов, почитавших Библию, складывалось весьма нелестное, по крайней мере, первоначально. Однако несколько позже, приблизительно ко времени Средневековья, собака уже рассматривалась как верная слуга доброго Пастыря – священнослужителя – направляющего свое стадо, олицетворяющее общество, на верный путь.

-4

Во времена разгула инквизиции, около 13 века, отношение к собаке сильно зависело от ее окраса – белый пес символизировал собой веру и добродетель, черный представлялся помощником служителей сатаны. Именно черные псы сопровождали магов и колдунов, а сам Сатана мог принимать облик черного пуделя.

-5

Более поздние религиозные взгляды указывают на понимание того, что изначально все живые существа созданы Богом, что отрицает возможность нелюбви и неуважения к ним. Однако и к этому времени относится деление животных на чистых и нечистых, произошедшее в силу некоторых культурных традиций, и согласно этому делению, собака была отнесена к разряду нечистых животных. Собаки на Руси, в огромной стране с большим климатическим разбросом зон проживания и уклада, всегда играли довольно важную роль. Их рассматривали как незаменимых помощников пастухов, охотников и сторожей, отношение к ним было несравненно лучше, чем на Ближнем Востоке, где собак откровенно презирали. Собаку не пускали в храм, потому что животным не место в храме, от нее требовали подчинения, потому что Бог не только дал человеку власть над животными, но и наложил на них ответственность за них. Хотя и признавали, что собака имеет душу, но душу смертную, которая умирает вместе с плотью.

-6

А вообще можно утверждать, что весь основной негатив по отношению к собаке идет из нашего языческого прошлого, в том числе и бранные слова, которые используются и до сих пор.