Найти в Дзене
Все о мире!

Композитор Джон Уильямс говорит, что ему «никогда особо не нравилась музыка к фильмам»

Эксклюзив: автор одной из самых запоминающихся музыкальных тем в кинематографе говорит, что она меркнет по сравнению с великими произведениями Будучи одним из величайших композиторов в истории кино, Джон Уильямс написал одну из самых запоминающихся музыкальных тем для таких шедевров, как «Челюсти», «Парк Юрского периода» и «Звёздные войны». Но, несмотря на то, что он получил пять «Оскаров», 93-летний композитор считает, что как вид искусства музыка к фильмам не идёт ни в какое сравнение с великими произведениями прошлого. «Мне никогда особо не нравилась музыка из фильмов», — признался он в редком для него интервью для готовящейся к выходу биографии. Он добавил: «Музыка к фильмам, какой бы хорошей она ни была — а обычно она не очень хорошая, разве что где-то на восемь минут… Я просто думаю, что в ней нет ничего особенного. То, что мы считаем прекрасной музыкой к фильмам, — это… мы вспоминаем об этом с какой-то ностальгией… «Я думаю, что сама идея о том, что музыка из фильмов занимает в

Эксклюзив: автор одной из самых запоминающихся музыкальных тем в кинематографе говорит, что она меркнет по сравнению с великими произведениями

Будучи одним из величайших композиторов в истории кино, Джон Уильямс написал одну из самых запоминающихся музыкальных тем для таких шедевров, как «Челюсти», «Парк Юрского периода» и «Звёздные войны».

Но, несмотря на то, что он получил пять «Оскаров», 93-летний композитор считает, что как вид искусства музыка к фильмам не идёт ни в какое сравнение с великими произведениями прошлого.

«Мне никогда особо не нравилась музыка из фильмов», — признался он в редком для него интервью для готовящейся к выходу биографии.

Он добавил: «Музыка к фильмам, какой бы хорошей она ни была — а обычно она не очень хорошая, разве что где-то на восемь минут… Я просто думаю, что в ней нет ничего особенного. То, что мы считаем прекрасной музыкой к фильмам, — это… мы вспоминаем об этом с какой-то ностальгией…

«Я думаю, что сама идея о том, что музыка из фильмов занимает в концертном зале такое же место, как и лучшая музыка из канона, ошибочна».

Он добавил: «Многие [музыкальные композиции для фильмов] эфемерны. Они, безусловно, фрагментарны, и пока кто-нибудь не восстановит их, мы не сможем рассматривать их как концертные произведения».

Среди более чем 100 фильмов, музыку к которым он написал, — «Индиана Джонс», «Инопланетянин», «Список Шиндлера» и первые три фильма о Гарри Поттере.

Он является самым титулованным из ныне живущих обладателей «Оскара»: на его счету рекордные 54 номинации. Его музыка сыграла решающую роль в усилении эмоций и атмосферы фильма.

Двумя пронзительными нотами он передал леденящую душу угрозу, исходящую от большой белой акулы в фильме «Челюсти», а его скорбный еврейский плач в фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера» передал всю тяжесть Холокоста.

Уильямс дирижирует на концерте в Вашингтоне в 2023 году. Фотография: Шеннон Финни/Getty ImagesПросмотр изображения в полноэкранном режиме
Уильямс дирижирует на концерте в Вашингтоне в 2023 году. Фотография: Шеннон Финни/Getty ImagesПросмотр изображения в полноэкранном режиме

Тим Гривинг взял у него интервью для биографии «Джон Уильямс: жизнь композитора», которая будет опубликована издательством Oxford University Press в сентябре.

Гривинг был ошеломлён пренебрежительным отношением Уильямса к киномузыке: «Его комментарии шокируют, и это не ложная скромность. Он искренне уничижительно отзывается о себе и о „киномузыке“ в целом».

Он сказал, что Уильямс относился к своим музыкальным композициям для фильмов, в том числе к самым известным и высоко оценённым, как к «просто работе». Он добавил: «Но я также не думаю, что мы должны воспринимать его слова буквально. Он явно относился к написанию музыки для фильмов так же серьёзно, как и любой другой композитор в истории».

«У него есть внутреннее предубеждение против музыки к фильмам. Это функциональный тип музыки, и это забавно, потому что я считаю его музыку к фильмам в лучшем случае возвышенным искусством. Это не скромность. Он просто говорит, что это менее значимый вид искусства. Хотя, как правило, это правда. Она пишется гораздо быстрее и с меньшими затратами. Но я думаю, что его музыка бросает этому вызов. Он усовершенствовал искусство написания музыки к фильмам. Он поднял его на небывалую высоту». Он возвёл музыку к фильмам в ранг высокого искусства.

Несмотря на признание, Уильямс настроен самокритично и говорит Грейвингу: «Если бы мне пришлось делать всё заново, я бы постарался, чтобы музыка в фильме и на концертах была более моей, что бы это ни значило, или чтобы она была в каком-то смысле более цельной. Но ничего из этого так и не произошло. Работа над фильмом была для меня обязанностью или возможностью, которую я принял».

В книге он также рассказывает о работе со Спилбергом, для которого он написал музыку к фильмам «Близкие контакты третьей степени» и «Спасти рядового Райана», а также к другим картинам.

В начале своей карьеры Уильямс был разочарован тем, что режиссёры не понимали музыку. Это типичная жалоба среди композиторов, пишущих музыку для кино.

По его словам, со Спилбергом у него было «особенное сотрудничество». «Он более… музыкально образован, чем большинство режиссёров, с которыми я работал. Он вырос с матерью, которая играла… Клементи, Баха, Шопена и так далее. Она водила его на концерты… Он немного играл на кларнете. И он очень музыкален».

Помимо работы в кино, Уильямс написал десятки концертов, фанфар и других концертных произведений. Он был музыкальным руководителем Бостонского симфонического оркестра более десяти лет, вдохновив бесчисленное множество детей на карьеру в оркестре и завоевав уважение классического сообщества по всему миру, как сказал Грейвинг.

Уильямс лично одобрил новое концертное исполнение своих самых известных произведений, в том числе «Звёздных войн» и «Списка Шиндлера».

Концерт под названием John Williams Reimagined с новыми аранжировками для флейты, виолончели и фортепиано состоится 27 октября в Кадоган-холле в Лондоне. К концерту будет выпущен альбом.

Уильямс сказал: «Пианистка Симона Педрони, флейтистка Сара Андон и виолончелистка Сесилия Цан обогатили и возвысили мою музыку, и это доставляет мне огромную радость».