Еще святые отцы называли духовный труд «наукой из наук». Без такого труда нет настоящей христианской жизни. Как замечательно, когда потрудившись мы видим плоды своей деятельности, радуемся им и получаем от Бога свою награду.. Молитва перед этой иконой помогает получить все, чего мы так долго желали, чего уже не чаяли получить, каждый по своему желанию.. по своей радости..
Христианин лишается радости отпав от Бога, утратив веру в Него, отпав от Вселенской Церкви. Но и оставаясь формально в лоне Церкви, он может лишать себя подлинной радости, когда, например, в нём бушуют греховные страсти и порывы, когда он «с головой» погружается в наслаждение греховными удовольствиями, когда предаётся унынию и отчаянию.
Христианская радость не имеет ничего общего с земными удовольствиями или наслаждениями. В отличие от греховной радости, радость о Господе не отдаляет человека от Бога, но способствует воодушевлению человека на добрые дела.
ИКОНОГРАФИЯ
Время и место происхождения первообраза неизвестны. На иконе изображена комната, где висит образ Божией Матери, на руках которой – младенец Иисус, а около нее – коленопреклоненно молящийся юноша.
Под этой внутренней иконой помещается начало текста, ставшего литературным прообразом к ее написанию:
«Человек некий беззаконен и имеяше правило повседневное к Пресвятой Богородице молитися словесы Архангельского целования: радуйся, обрадованная. Единою хотящу ему ити к скверному беззаконию, обратися к образу Пресвятыя Богородицы, да первее совершить моление, по сем да идет. И aбиe нападе на него страх, и быв во ужасе, видит образ движущься, и се жива Богородица с Сыном на руку держимым. Отверзошася же язвы Младенца в руках и ногах и боку и се течаше кровь потоками, яко же на кресте. Сие человек видев паде от страха и возопи: О Госпоже, кто сия сотвори? Отвеча Богородица: ты и прочии грешницы грехами Сына Моего распинаете, яко Иудеи. И рече грешник: помилуй мя, Мати милосердия! Отвеща Богородица: Матерь Милосердия Мя нарицаете, скорби же исполняете».
Иконографическим сюжетом для образа послужило предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через святой образ Владычицы Небесной, описанное в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное».
ПРЕДАНИЕ
Некий юноша, одержимый многими грехами и ведя порочную жизнь, имел обыкновение молиться перед образом Пречистой, произнося архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Однажды, собираясь вновь на грешное дело, он вдруг увидел, что изображение Божией Матери на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись и кровоточат язвы на руках и ногах, из ребра Его также текла кровь. На вопрос пораженного ужасом молодого человека: «О, Госпожа, кто это сделал?» Богородица ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Только тогда раскрылась перед потрясенным до глубины души юношей бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Пречистая Дева не оставляла Своих молитв за грешного юношу, пока Господь Иисус Христос не произнес: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради». Молодой человек оставил прежнюю греховную жизнь, стал жить честно и благочестиво и до конца своих дней со слезами благодарил Заступницу рода человеческого, молитвами Которой дана была ему не чаянная уже им радость прощения и оставления грехов.
***
Икона означает, что Господь ожидает от нас не только молитв, но и благовидных поступков. Христианин должен вести подвижническую жизнь не от случая к случаю, а на постоянной основе. Христианский подвиг должен совершаться со смирением и соизмеряться с частными обстоятельствами и возможностями человека.
Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:7-8).
Никакое отпущение грехов невозможно без исповеди, а также искреннего, слёзного покаяния. Богородица решила простить грешника с иконы потому, что увидела в нём настоящий, неподдельный ужас, когда тот заметил раны её Сына.
В свою очередь Иисус не был настроен прощать грешника: он отпустил грех герою иконы только потому, что об этом попросила Богоматерь.
***
Есть предположение, что изначально икона Божией Матери "Нечаянная радость" находилась в церкви Благовещения в Кремле, потом в храме Похвалы Пресвятой Богородицы близ храма Христа Спасителя. После разрушения церкви в 1928 году, она была передана в церковь св. Власия в одном из Пречистенских переулков.
Широкую известность икона «Нечаянная радость» в Москве получила с середины XIX века. Позднее образ перевезли в Воскресенскую церковь в Сокольниках. В 1944 году патриарх Сергий благословил перенести его в храм во имя святого пророка Илии в Обыденском переулке. В 1959 году для иконы была сделана богатая риза, и с тех пор каждую пятницу перед образом соборно читается акафист. Еще один чудотворный список иконы "Нечаянная радость" находится в церкви, освященной в честь этой иконы в Марьиной Роще.
***
Обращение к образу помогает в болезнях, связанных со слухом. Перед «Нечаянной Радостью» молятся о возвращении заблудших, о примирении, в лишениях и скорбях. К Богородице перед иконой "Нечаянная радость" обращаются все, кто уже потерял всяческую надежду на спасение. Молитва перед иконой Богоматери «Нечаянная Радость» помогает обрести именно такую радость, самую удивительную, от того, что она – нежданная, внезапная.
Известные списки с иконы:
- Храм иконы Божией Матери Нечаянная Радость, в Москве, в Марьиной Роще
- Храм во имя святого пророка Илии, в Обыденском переулке, в Москве
- Храм Воскресения Христова в Сокольниках, в Москве
Дни памяти иконы Божией Матери «Нечаянная радость» – 14 мая и 22 декабря
Днесь, ве́рнии лю́дие, духо́вно торжеству́ем,/ прославля́юще Засту́пницу усе́рдную ро́да христиа́нскаго,/ и притека́юще к пречи́стому Ея́ о́бразу, взыва́ем си́це:/ о, Преми́лостивая Влады́чице Богоро́дице,/ пода́ждь нам неча́янную ра́дость,/ обремене́нным грехи́ и скорбьми́ мно́гими,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,// моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ спасти́ ду́ши на́ша.
Читайте тоже: