Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Фильм "The Doors". Джим Моррисон: бунтарь, поглотивший мечтателя

Фильм мохнатых 90-х годов настолько въелся в память, что я даже не стала долго думать над выбором кинца, который хочется разобрать. Сама по себе фигура Джима Моррисона - тот еще пожар! А фильм "The Doors" Оливера Стоуна - это один сплошной рок-н-ролл, шаманизм и пьянящая картинка. Даже если ты не фанат такой музыки, очень рекомендую смахнуть пыль с VHS и посмотреть фильм. Так как дико интересно увидеть жизнь Джима через призму личностей, которые в нем боролись (и доборолись...). Ибо будоражит сам факт, что в нем сочетался и революционер, и человек высокого интеллекта, и поэт, и... на ком органично сидели тугие кожаные штаны. Кто ты такой, Джим Моррисон? Так как историю жизни и фильм обзорщики уже вдоль и поперек изъездили уж за 30-то лет, то я сосредоточусь прежде всего на том, что было показано в фильме - в контексте личности, сценариев жизни и прочей психологической канители. К слову, сценаристы сохранили практически всю биографию, без привираний. А если будет интересно послушать про

Фильм мохнатых 90-х годов настолько въелся в память, что я даже не стала долго думать над выбором кинца, который хочется разобрать. Сама по себе фигура Джима Моррисона - тот еще пожар! А фильм "The Doors" Оливера Стоуна - это один сплошной рок-н-ролл, шаманизм и пьянящая картинка. Даже если ты не фанат такой музыки, очень рекомендую смахнуть пыль с VHS и посмотреть фильм. Так как дико интересно увидеть жизнь Джима через призму личностей, которые в нем боролись (и доборолись...). Ибо будоражит сам факт, что в нем сочетался и революционер, и человек высокого интеллекта, и поэт, и... на ком органично сидели тугие кожаные штаны.

Кто ты такой, Джим Моррисон?

Так как историю жизни и фильм обзорщики уже вдоль и поперек изъездили уж за 30-то лет, то я сосредоточусь прежде всего на том, что было показано в фильме - в контексте личности, сценариев жизни и прочей психологической канители.

К слову, сценаристы сохранили практически всю биографию, без привираний. А если будет интересно послушать про жизнь Джима, то очень классно про нее рассказал дядь Сережа на канале Минаев live

Родитель-Взрослый-Ребенок: кто кого

Джим - яркий пример того, как мощный многослойный интеллект умудряется уживаться с ну очень ярко выраженным Ребенком. Он умел творить, проявляться и эпатировать просто потому, что это исходило откуда-то изнутри:

  • Его непосредственная часть пылала творчеством задолго до появления группы. Он импровизировал, создавал, играл на сцене и тусовках, с легкостью погружался в расширяющие сознание штуки (60-е свое дело сделали, со своей тележкой всякой запрещенки для танцев посреди пустыни). Но и адаптивная его часть (бунтующий пацан) захлестывала его с головой. Отсюда разные приказания вроде "отличайся", "не живи долго" и наркотики постоянно были на виду. Зачем? А чтобы утереть нос Родителю, на которого он был сильно обижен.
Отец у него был военным со всеми вытекающими требованиями к сыну. А потому Бунтующий Ребенок Джима с удовольствием подключился, чтобы всем говорить, какой он сирота и что родители якобы давно погибли.
  • В противовес в нем был Родитель, который не очень-то справлялся с бунтом Ребенка. Как будто и Критикующий, и Заботливый Родители уехали на дачу, а Ребенок может теперь устроить дикую вечеринку на квартире. У Джима нет контроля, нет "надо" и... нет особой заботы к себе и близким. Памела (его девушка) шла с ним до конца (как преданная созависимая женщина). Пока Джим то называл ее музой, то отбрасывал в сторону.
  • Ну и Взрослая часть, которая пытается хоть как-то уравновесить борьбу Родителя и Ребенка, очень нестабильна. Иногда его Взрослый прекрасно справляется на репетициях, философских разговорах, но чаще - его захватывает вихрь фантазий и кутежа Ребенка. Такой вот тяни-толкай между протестом и грандиозностью.

Личности внутри Джима

В нем я разглядела 3+1 товарищей, которые управляли этим шаманским локомотивом:

  • Антисоциал (Очаровательный манипулятор). Парень, которого обманули в детстве, теперь плевать хотел на правила. Он ярко выражает тягу к свободе, ломает нормы и провоцирует. И неудивительно, что за такой мощной энергией неслись целые стадионы. Даже после его смерти. А еще присыпьте сюда его острый ум - и получается как раз нечто такое, что никто другой бы и не посмел сделать. Но и риск наркотизации тоже дал о себе знать.
Правила он нарушал постоянно: спеть на тв песню и плевать на требование убрать "срамную" строчку из нее; призывать к сексу со сцены; провоцировать полицию; шаманить на грани...
  • Истероидный (Сверхреагирующий энтузиаст). Ну куда ж без него? Энтузиасты знают толк в проявлении чувств и заметности. Для музыканта это вообще роскошная составляющая, ведь так он и получает внимание, и дарит другим в ответ дикую энергетику. Может быть и поэтому весь фильм смотрелся как один длинный перфоманс одного человека. Видимо точно так же, как и жил Джим в реальности: драматизация, заметный стиль одежды (продуманный!), даже движения и позы. Ему было "вкусно" чувствовать свою уникальность.
Достаточно просто посмотреть пару фото и записей вне концертов, и он начнет вам сниться. Потому что истероидов забыть невозможно :)
  • Шизоидная часть (Творческий мечтатель). Да, она здесь тоже есть и проявлялась, когда он отправлялся в "мир идей" за творчеством. Вот этот весь шаманизм, тяга к каким-то скрытым слоям существования - это все про шизоидов. И вероятно тексты, музыка и поведение Джима смешались воедино благодаря этому. Благо его истероидно-антисоциальная часть преобладают и позволили из пещеры шизоида вытащить да показать миру свои творения. А то так бы мы и не узнали.
Знаете ли, трек длиннее 10 минут не каждого исполнителя хватит терпения прослушать. А если врубить "Baby light my fire" или "The End" - то почему-то очнешься, только когда зажуёт пластинку

Почему я отметила еще +1?

Здесь как будто бы зарыта и нарциссическая травма. Так как вееесь фильм бросало от ощущения, что Джим то восхваляет своих фанатов и рад быть для них чуть лине божеством, то их в секунду обесценивает. И даже отношения с самим собой были такими (от грандиозности до ничтожности).

А еще в нем чувствовалась борьба даже между истероидом и антисоциалом: он нуждался в чувствах, заботе, но не мог долго выдерживать близость (от чего Памелу мотыляло то туда, то сюда). А шизоид - так вообще предпочитал уходить, отключаться от реальности, чему вещества и ритуалы очень "помогали".

-2

Жизнь как сценарий

Такое ощущение, что у Джима один год жизни шел за пять - столько всего с ним происходило. Но давайте откатимся назад к его детским эпизодам, ведь именно там он принял судьбоносные решения. Бессознательно, конечно.

  • Вся его личностная конструкция пронизана фактом потери каких-либо связей с семьей (а семья была чуть ли не образцовая-благополучная), а также на него мощное впечатление произвела автокатастрофа с индейцами. Мама пыталась его отвлечь, но он успел увидеть кровь и смерть. Судя по тому, как он этот эпизод встроил и в тексты песен, и даже его особый интерес к индейским ритуалам, то как будто он еще тогда принял два решения: "Смерть всегда рядом" и "Я создан для чего-то особенного".
  • Отсюда и послание самому себе "не живи (долго)". Отсюда же - и выбор погрузиться в музыку, попадать в передряги и в конце концов исполнить свой сценарий. Вообще тема смерти у него была повсюду, это факт.
Он умер и молодым (клуб 27), и как можно дальше от дома. Как будто даже напоследок он сделал заявление миру "я напротив вас"
  • Еще я увидела два послания, которые между собой перекликаются: "не будь близким" (отчуждение от семьи, а потом - и от тех, кто значимы) и "не чувствуй" (как только на горизонте приближалось "быть близким" - а значит и чувствовать - он тут же улетал в свой творческий мир)

Ну а послания эти двигали три коня:

  • "Радуй других" (что очевидно для рок-звезды, конечно. Эпатаж и толпы фанатов - само собой. Еще здесь ощущается чуть ли не самопожертвование во имя красоты и искусства)
  • "Будь совершенным" (доведение до культа практически. Группа The Doors была реально феноменом, который выделялся среди других известных групп того времени)
  • "Будь сильным" (начиная от лидерских качеств и "себе на уме" до подчеркнутой маскулинности)

Джим постоянно "играл":

  • провоцировал людей и власти, чтобы непременно получить в ответ удар
  • саморазрушался через вещества и сумбурные события в жизни, как будто его подталкивало общество
  • раскачивал эмоциональные качели с Памелой, где даже его измены преподносились как "это ты виновата" и "если бы не ты, то все было бы иначе". Хотя Памела преданно его любила и была с ним до последних дней.

Такие игры лишь подкрепляли его образ легенды.

Да что там образ, он ею и был, пусть и заплатив за это огромную цену.

Может ли бунтарь переписать свой сценарий?

Джим-творческий бунтарь, фактически начиная с травмирующего воспоминания про аварию, собрал всю цепочку событий, которые так или иначе вели к финалочке умереть молодым. Был ли у него шанс переписать такой путь? Если бы да кабы...

Но! Ведь в мире таких бунтарей хватает и вне мировой известности, они есть среди нас.

Как бы им могла помочь терапия избежать такого же "аварийного люка"?

С условным Джимом я работала бы так:

  • Сначала назвать имя тому посланию, что толкает к аварийному люку. Послание "Не живи", программа "Умереть молодым, тогда будешь легендарным".
  • Копнуть истоки, откуда сии послания укреплялись в голове. Нырнуть в пресловутое детство и достать воспоминание про травму. Что чувствовал тогда? Какие выводы сделал? Что подумал про свою жизнь на фоне травмы? Понятно, что ответы будут исключительно ощущением через взрослого, и это тоже важно.
  • И только потом - вместе искали бы аргументы, показывающие возможность быть особенным и без такого катастрофичного сценария для себя. Метафорично показать Ребенку, что его Родитель все-таки о нем заботится и в беде не оставит. Хоть мы и не можем поменять поведение своих физических родителей из детства, но можем взрастить нужного заботливого "родителя" внутри себя.
  • Когда будет такая опора, то и появится ответ на вопрос "Что тебя ждет в будущем?" Оно теперь не будет замыкаться на гипотетическом "клубе 27", а врубится мощный фонарь, подсвечивающий длинную уникальную жизнь впереди.

И уже не надо будет сбегать от близости, опасаясь за собственную свободу. Не надо будет постоянно поддерживать свою уникальность, так как она сама собой при нем останется в любом случае. А при грамотном раскладе - антисоциальная часть очень даже продуктивно использует таланты, навыки и интеллект, чтобы идти впереди всех и сворачивать горы. А не шею .

Ссылка на фильм:

"The Doors"

Людмила Жукова, психолог-консультант

-4

Автор: Людмила Жукова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru