Найти в Дзене
Съездить по Глобусу

Путешествия по Африке сейчас и 160 лет назад. Как открывал континент доктор Ливингстон.

Один из моих любимых литературных жанров – книги про путешествия. Всегда увлекательно изучать опыт своих предшественников, как люди путешествовали в разные былые времена. Особенно интересно читать про описания тех мест, в которых ты сам когда-то бывал, и которые хорошо знаешь. Посему, когда в одном букинистическом магазине на Арбате обнаружил старую книгу немецкого писателя Вотте про знаменитого исследователя южной Африки Давида Ливингстона, долго не думал. Книга издана ещё в советские времена, и продавалась с салфеткой, которая там случайно осталась в качестве закладки. Тем не менее, прочитал я её запоем. Погрузиться в мир тропических саванн и джунглей, вернуться на берега Замбези и озера Ньяса, в их образцы 170-летней давности – просто бесценно. Конечно, тогда это был совершенно другой мир, другая реальность. В тех краях не было ещё никаких государств, просто формально «ничьи» территории, никаких туда не надо было виз, сертификатов от жёлтой лихорадки и т.д. С другой стороны, рассто

Один из моих любимых литературных жанров – книги про путешествия. Всегда увлекательно изучать опыт своих предшественников, как люди путешествовали в разные былые времена. Особенно интересно читать про описания тех мест, в которых ты сам когда-то бывал, и которые хорошо знаешь. Посему, когда в одном букинистическом магазине на Арбате обнаружил старую книгу немецкого писателя Вотте про знаменитого исследователя южной Африки Давида Ливингстона, долго не думал. Книга издана ещё в советские времена, и продавалась с салфеткой, которая там случайно осталась в качестве закладки. Тем не менее, прочитал я её запоем.

Погрузиться в мир тропических саванн и джунглей, вернуться на берега Замбези и озера Ньяса, в их образцы 170-летней давности – просто бесценно. Конечно, тогда это был совершенно другой мир, другая реальность. В тех краях не было ещё никаких государств, просто формально «ничьи» территории, никаких туда не надо было виз, сертификатов от жёлтой лихорадки и т.д. С другой стороны, расстояния, которые сейчас можно проехать по раздолбанным дорогам на забитых разваливающихся маршрутках за несколько часов, или за пару дней, Ливингстон со своим отрядом преодолевал недели, а то и месяцы.

-2

Не было дорог, не было транспорта, городов с супермаркетами тоже не встречалось. Местами приходилось ждать погоды, нужной провизии или людей месяцами, а то и годы. Не было не только джипиэса и карт, но и знаний об озёрах, реках, горах; экспедиции Ливингстона, в общем-то, и имели цель эти знания получить. Приходилось договариваться с местными племенами, вождями, наводить дружбу и контакты для успешного продвижения. С Интернетом 4G тоже было ещё не очень, даже письма доходили очень плохо, и родные и коллеги не имели о нём никаких сведений по несколько лет, даже не знали, жив ли он вообще.

-3

Отдельной историей было и изыскание средств на подобные путешествия. Понятно, что в одиночку даже такому известному исследователю было бы не под силу финансировать их, поэтому приходилось месяцами договариваться и выбивать их из государственных структур, фондов, бизнесменов, географического общества.

-4

Красной нитью вдоль всей книги проходит его мечта побороть рабство в Африке, принимавшее в те годы ужасающие масштабы, и вера в то, что только Британия со своей торговой экспансией сможет его искоренить. То, что оно было впоследствии искоренено лишь формально, а по сути после прихода англичан оно заменилось капиталистической эксплуатацией на золотых и алмазных шахтах, тоже регулярно упоминается, но Ливингстон был всю жизнь роматично наивен и не предполагал, к чему его открытия приведут. Да и не застал уже он этой эпохи.

-5

Герой повести был направлен в Южную Африку, как миссионер, убеждающий местное население принимать христианство, но быстро переквалифицировался в географа. Он первым пересёк континент с запада на восток, с Анголы до Мозамбика, прошёл всю Замбези, открыл водопад Виктория, озеро Малави (Ньяса), множество более мелких рек. За свою жизнь он предпринял 3 многолетних экспедиции, изучая неведомые на тот момент европейскому человеку дебри чёрного континента. В последней из них он тщетно пытался найти истоки Конго и Нила, но так и не достиг своей цели, скончавшись от продолжительных болезней. Дело его продолжали уже последователи, например Генри Мортон Стенли.

-6

Так или иначе, Ливингстон был очень почитаем на родине в Великобритании, захоронен в Вестминстерском аббатстве. И в самой Африке добрая память о нём сохраняется до сих пор: город на берегу реки Замбези, музей, памятники в разных местах.

-7

Конечно было бы абсурдно в лоб сравнивать экспедиции середины XIX века и современные путешествия. Сегодня для того, чтобы проделать все маршруты Ливингстона, нужно просто взять побольше отпуск. Если совсем детально всё исследовать, ну год уйдёт на все места, где он был. Тогда же нужно было посвятить всю жизнь этому делу, отказаться от комфортного быта, общения с семьёй, быть стойким к трудностям, терпеливым к ожиданиям ну и много чего ещё. Наверное, немногие путешественники сегодня на такое бы были готовы.

-8

В последние годы жизни Давид искал исток Нила, и так не смог его найти, а сейчас уже и не осталось подобных «терр инкогнит» на планете – даже если в какие-то глухие уголки не проникли люди, всё можно посмотреть со спутника, с самолёта.

-9

И тем не менее. Кому, как не нам, понять устремлений Давида Ливингстона и чувствовать в нём родственную душу. Пусть сейчас мир и не такой неизведанный, как в его эпоху, пусть современные путешествия – это и близко не такой героизм, как тогда, но интересных тайн и сюрпризов и на наше время должно хватать.

Озеро Малави (Ньяса), открытое доктором Ливингстоном.
Озеро Малави (Ньяса), открытое доктором Ливингстоном.

А вы любите читать травелоги? Поделитесь в комментариях интересными повестями и рассказами, если есть что порекомендовать.