Уважаемые читатели, в прошлой статье мы начали знакомство с Парижем через его культурные достопримечательности — музеи и искусство и немного вдохновились уникальной атмосферой города. Сегодня же мы обратим внимание на архитектурное наследие Парижа, совершим небольшую поездку в Версаль, а я поделюсь своим искренним мнением, которое сформировалось во время небольшой, но чрезвычайно насыщенной поездки.
Одной из главных целей моего визита было не просто увидеть Эйфелеву башню, а подняться на неё, чтобы полюбоваться Парижем с высоты и прочувствовать его масштаб воочию. Прежде чем перейти к описанию собственных впечатлений, предлагаю вспомнить историю этого легендарного сооружения и понять, почему оно продолжает вызывать такой восторг у миллионов людей со всего мира.
Эйфелева башня: символ, который когда-то ненавидели
Эйфелева башня — символ Парижа и одна из самых узнаваемых достопримечательностей мира, но появилась не сразу как объект любви и восхищения. В конце XIX века Франция готовилась к грандиозному событию — Всемирной выставке 1889 года в Париже. Она должна была пройти в честь 100-летия Французской революции. Чтобы поразить мир, власти объявили конкурс на создание необычного архитектурного сооружения, которое стало бы символом технического прогресса.
Победу одержал проект компании Гюстава Эйфеля (хотя идею металлической башни изначально предложили его инженеры Морис Кёхлен и Эмиль Нугье). Эйфель доработал и представил проект как инженерное чудо — железную конструкцию высотой более 300 метров. На тот момент это должно было стать самым высоким сооружением в мире. Башня строилась всего 2 года, 2 месяца и 5 дней — рекордный срок для такого масштаба и торжественное открытие состоялось 31 марта 1889 года.
Парижане встретили башню неоднозначно. Писатели, художники, скульпторы, музыканты и прочие представители парижской творческой мысли ненавидели Эйфелеву башню так сильно, что на время даже забыли о внутриклановых "разборках". В 1887 году три сотни деятелей искусства направили протест в Парижскую мэрию, в котором башню называли "бесполезной, чудовищной и смехотворной", а также сетовали на то, что им "20 лет нужно будет смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны, простирающуюся над Парижем, как чернильная клякса".
В августе 1944-го Эйфелеву башню собирались взорвать по приказу Гитлера, но вновь не удалось. Башня уже второе столетие была самым популярным и известным местом и творением человека, и до сих пор остается самым узнаваемым символом города.
Для меня Эйфелева башня, как на картинках и фотографиях, в фильмах и в жизни, остаётся невероятно прекрасной. В реальности она показалась не такой огромной, как ожидалось, но приобрела свою особую красоту, особенно когда зажигаются её огни в ночном Париже. Она становится по-настоящему великолепной, уникальной, романтичной, видимой с любого конца города, гордо возвышающейся и несомненно самым красивым украшением столицы.
В первый день я решила не подниматься из-за тумана и дождливой погоды, но на следующий день всё сложилось идеально. После прогулки я подошла к кассе, отстояла очередь (на моей памяти билет стоил около пятнадцати евро), прошла досмотр и с волнением вошла в лифт для подъёма. Лифт не самый новый и немного трясётся, но при виде открывающегося города все переживания исчезают. На смену им приходит чувство восторга, глубокая благодарность за увиденное и улыбка, которая не сходит с лица. Передо мной раскрывался весь Париж: шумный, романтичный, красивый и местами не очень ухоженный, но сохранивший в себе многовековую историю и отражение множества человеческих жизней.
На вершине дул сильный ветер — всё-таки январь. Я медленно осматривалась по сторонам, стараясь запомнить каждую деталь не только на фотографиях, но и в памяти.
Пара из Индии попросила меня их сфотографировать, после чего я снова наслаждалась панорамой города, а затем спустилась на лифте вниз. Сердце билось от восторга, а согреться после зимнего ветра я отправилась в уютный ресторанчик Café du Trocadéro, продолжая впитывать атмосферу этого волшебного города.
Опера Гарнье: дворец для музыки
На следующий день моя активная прогулка по городу продолжилась, и я направилась в сторону Оперы Гарнье. До сих пор помню эту прогулку: по улицам вдали доносились звуки протестов, шумели автомобили, а жизнь парижан текла своим привычным ритмом: кто-то спешил по делам, кто-то прогуливался, наслаждаясь утренним городом. А я шла с любопытством, рассматривая витрины магазинов, вдыхая атмосферу улиц и ощущая, что постепенно начинаю чувствовать себя в этом многогранном городе совсем как дома, с полным комфортом и свободой.
По карте я наконец выхожу к Опере Гарнье (или Парижская Гранд-Опера) — один из самых величественных театров мира и выдающийся образец архитектуры XIX века. В середине XIX века император Наполеон III задумал создать новый оперный театр, который стал бы символом блеска Второй империи. В 1860 году был объявлен конкурс. Победителем стал молодой архитектор Шарль Гарнье, практически неизвестный на тот момент. Его проект сочетал помпезность, эклектику и инновационные инженерные решения. Театр открылся в 1875 году уже при Третьей республике.
Здание - шедевр необарокко, где смешаны элементы Ренессанса, классицизма и барокко. Фасад украшен колоннами, арками, скульптурами муз, аллегорическими фигурами и бюстами композиторов, от которых просто не оторвать взгляд! Когда я зашла внутрь (к сожалению, постановки не было, и я просто гуляла по залам) – приобрела билет и бесконечно поражалась великолепными залами. Внутри большая лестница (Grand Escalier) — мраморная, с роскошными балюстрадами и позолотой, а зеркальные залы и фойе напоминают Версаль.
Театр настолько роскошен, что его иногда называют «дворцом для музыки». Я просто не переставала восхищаться каждым залом и это действительно шедевр творческих гениев! Так не хотелось уходить, но впереди у меня путь в Версаль – дворец «короля солнца» Людовика XIV.
Версаль: роскошь королей
Далее я села на автобус до вокзала Gare Saint-Lazare, и, прибыв на место, отправилась покупать билет до Версаля. Сам вокзал произвел на меня большое впечатление: он показался просторным, светлым, красивым и совершенно непохожим на те, что я привыкла видеть в России. Несмотря на его масштаб, всё было интуитивно понятно, и я легко ориентировалась в залах. Помню, как одна женщина, заметив мою лёгкую растерянность, подошла и на ломаном английском помогла мне разобраться с покупкой билета. Это было очень приятно и трогательно, словно подтверждение той самой французской доброжелательности, о которой часто рассказывают.
После этого я вышла на перрон, чтобы дождаться поезда. Пригородные поезда оказались удивительно современными и технологичными — они напомнили мне наши «Ласточки». Состав мягко и бесшумно скользил по рельсам, внутри царила чистота и уют, а пассажиры спокойно занимались своими делами. Дорога пролетела незаметно, и вскоре настало время выходить на станции Versailles Rive Gauche. Оттуда до дворцово-паркового ансамбля всего около десяти минут пешком по улице Rue de Paris. Я воспользовалась картой и без труда дошла до места назначения, предвкушая встречу с величием Версаля.
Версаль - дворцово-парковый ансамбль во Франции (как Петергоф в Санкт-Петербурге), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, являющемся сейчас пригородом Парижа и центром туризма мирового значения. Каждый год эта достопримечательность привлекает до 10 миллионов туристов со всего мира и входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Изначально это был охотничий домик Людовика XIII, построенный в 1623 году. Его сын, Людовик XIV, преобразовал Версаль в роскошный дворец и сделал его центром политической жизни Франции. С 1682 года королевский двор окончательно переехал в Версаль, а Париж перестал быть резиденцией монарха. Дворец оставался центром власти до Французской революции в 1789 году. В 1833 году, по поручению Филиппа I, Версалю присвоили статус музея. Дворец насчитывает более 2 300 залов. Самые известные - Зеркальная галерея, Апартаменты короля и королевы.
Когда я подошла к дворцу, то буквально не могла отвести взгляд. Сначала я неторопливо прогулялась вокруг, любуясь его величием, прежде чем войти внутрь музея. Даже туман и пасмурное небо не смогли скрыть красоту самого дворца и обширного сада, напротив, лёгкая дымка придавала всему пейзажу особую таинственность. Я приобрела билет в музей (стоимость тогда составляла около 12-14 евро) и отправилась навстречу дворцовому великолепию.
До сих пор помню то непередаваемое ощущение, когда по телу пробежали мурашки, и я не переставала восхищаться каждым новым залом. Казалось, что после Петербурга меня уже невозможно удивить, но Версаль превзошёл все мои ожидания. Фотографий сохранилось немного и не самого лучшего качества, но воспоминания остались яркими, а потому я искренне рекомендую всем любителям дворцов и искусства внести Версаль в список обязательных для посещения мест.
Когда начало темнеть, я отправилась обратно в отель. Впереди оставался заключительный день моей поездки, и я решила посвятить его неспешной прогулке по Монмартру.
Монмартр: богемная душа Парижа
На следующее утро, уже по привычке начав день с завтрака и кофе, я отправилась исследовать этот, пожалуй, самый богемный и одновременно самый «деревенский» район Парижа. Он стоит на холме высотой 130 метров, и когда-то был отдельной деревушкой виноделов и мельников. Атмосфера этого места и сегодня сильно отличается от остального Парижа: здесь узкие улочки, лестницы, маленькие площади, уличные художники и ощущение «старого города». Интересные локации:
- Сакре-Кёр – знаменитая белоснежная базилика на вершине холма. Она построена из камня, который не темнеет со временем: дожди только делают его белее. Поэтому храм всегда сияет, даже спустя более 100 лет.
- Площадь Тертр – место, где десятки художников каждый день выставляют свои работы и рисуют портреты туристов. Это своеобразный живой музей под открытым небом, напоминающий о временах Пикассо, Дали и Модильяни, которые начинали именно здесь.
- Стена любви – романтическое место рядом с площадью Аббесс. На стене написано «Я тебя люблю» более чем на 300 языках, в том числе и на русском.
- Мулен Руж – легендарный кабаре с красной мельницей на крыше, где родился знаменитый «канкан».
Монмартр – это одновременно и музей под открытым небом, и район с живой атмосферой деревни. Здесь можно встретить уличных музыкантов, художников, заглянуть в маленькие кафе, где когда-то сидели Ван Гог и Тулуз-Лотрек, и почувствовать себя в «Париже для своих».
Марк Шагал жил и работал на Монмартре; его мастерская находилась рядом с другими художниками авангарда. Константин Коровин – известный русский импрессионист, обожал Монмартр и часто писал его виды. Анна Ахматова – бывала в Париже, встречалась с друзьями-художниками именно в этом районе. Сергей Дягилев и его «Русские сезоны» — хотя основное действие происходило в центре Парижа, артисты балета и художники-декораторы (Бакст, Ларионов, Гончарова) бывали на Монмартре, где кипела жизнь. Игорь Стравинский – в период «Русских сезонов» тоже находился в Париже и был частью этого круга.
Я с удовольствием гуляла по его улочкам, и размышляла о жизни, здесь спокойно и не хочется никуда бежать, и бояться, что куда-то опоздаешь.
Затем я поднялась на площадь, где стоит базилика Сакре-Кёр. Храм построен в стиле нео-византийской архитектуры: белые купола, арки, мозаики. Он совсем не похож на готический Нотр-Дам, а больше напоминает восточные церкви и даже мечети. Внутри храма огромная мозаика «Христос во славе» (около 500 м²), одна из крупнейших в мире. Атмосфера внутри тёмная и тихая, а перед алтарём непрерывно горит лампада: с 1885 года здесь не прекращается молитва (день и ночь). Под базиликой находится просторная крипта, куда мне удалось попасть, но она не менее впечатляющая, с массивными колоннами и гробницами и это было по-особенному необычно.
Итоги поездки
Я стояла у подножия храма Сакре-Кёр и смотрела на Париж, раскинувшийся передо мной словно на ладони - со всей своей историей, судьбами людей и множеством культурных и архитектурных достопримечательностей. Настало время прощаться с городом: в душе было лёгкое чувство грусти, но вместе с ним и огромная благодарность за то, что я смогла увидеть своими глазами, за исполнение давней мечты.
Возможно, в двух моих рассказах Париж действительно показан с лучшей стороны. Но я смотрела на него без розовых очков: я видела мусор на улицах, беспорядки, даже драки, встречала крыс, бродяг и порой грубое поведение продавцов и эмигрантов. Однако одновременно я открыла для себя и другую сторону города - его величественную архитектуру, богатое искусство, культурное наследие и шедевры прошлого, которые удалось сохранить и донести до наших дней.
Каждый путешественник замечает и акцентирует внимание на том, что ему ближе. Я же увидела в Париже вдохновение, красоту и гармонию, которые соседствуют с повседневной жизнью большого города. Хочу ли я вернуться сюда снова? Несомненно, да! Но уже с большим опытом, с открытой душой и желанием попасть в те уголки, которые пока остаются для меня неизведанными.
Благодарю вас за то, что дочитали мой рассказ до конца. Делитесь своими впечатлениями о Париже в комментариях - мне будет очень интересно узнать, каким этот город предстал перед вами!