Библейские книги переписывались на протяжении тысячелетий. Что-то добавляли, переосмысливали или меняли слог, переводили на разные языки, и что-то удаляли. Обычно это были какие-то главы, изречения, которые в определенный период времени переставали соответствовать догматам христианства.
Но было и такое, что из Библии исключали целые жизнеописания - одним из таких неудобных текстов и стала Третья Книга Ездры. Итак, чего мы не должны узнать? Зачем Третья книга Ездры исключена из Библии?
Уважаемые читатели! С недавнего времени в связи с проблемами на платформе Дзен, большую часть наших публикаций мы переносим в телеграмм-канал. Там же можно комментировать статьи. Чтобы не потерять нас, подписывайтесь:
Так, в 1546 году на Тридентском соборе католическая церковь официально исключила из канона Третью книгу Ездры - текст, который более тысячи лет переписывали монахи, цитировали отцы церкви и тайно изучали мистики. Церковные иерархи сочли книгу слишком опасной для верующих и объявили апокрифом. Какие же ужасы и тайны открыл древний пророк в своих видениях, что священники предпочли их скрыть?
Сначала расскажу о человеке, которому приписывается авторство этого текста. Ездра, живший примерно в V веке до н. э., был иудейским священником, книжником и законоучителем, одним из создателей послепленной иудейской общины в Палестине. Вернувшись из Вавилона в Иерусалим, он занялся восстановлением еврейской религиозной и этнической идентичности, опираясь на Закон Торы.
Ездра не только представлял Закон народу и противостоял смешанным бракам, но и восстанавливал древние обряды, собирал священные книги в единый канон, учреждал синагоги и внедрял халдейский способ письма в Священном Писании. В талмудической традиции его считают одним из величайших деятелей еврейской истории и основоположником раввинистического иудаизма.
Так вот одна из книг Ездры, третья по счету, приписываемая ему, поражала детальными описаниями конца света. Почему мы говорим, что эту книгу "приписывают" Ездре? Предположительно она была написана в I веке нашей эры неизвестным иудейским автором. Возможно, это было после разрушения Второго Храма в 70 году). А Ездра, как мы помним, священник и книжник, который жил в V веке до н. э.
Кроме того, реальный Ездра занимался восстановлением религиозного закона и единства еврейской общины после Вавилонского плена, тогда как текст Третьей Книги предсказывает окончательное разрушение мира.
Британский библеист Майкл Стоун в своём исследовании Fourth Ezra (1990) отмечает, что псевдоэпиграфия - прием, который был широко распространён в межзаветный период. Тогда авторы приписывали свои произведения древним пророкам, чтобы придать им авторитет.
Тем не менее, Третья книга Ездры оказала значительное влияние на раннее христианство. Её цитировали такие мыслители, как Климент Александрийский (150–215 гг.), Тертуллиан (155–240 гг.) и даже блаженный Иероним (342–420 гг.), переводчик Вульгаты — официальной латинской Библии. В древнейших рукописях Септуагинты она стояла рядом с каноническими книгами, хотя позже церковные иерархи объявили её апокрифом.
Так чем же испугала эта книга церковников? В Третьей книги Ездры серия из семи видений, которые Ездра получает через 30 лет после разрушения Иерусалима вавилонянами. Формально это 557 год до н. э., хотя налицо рассказ про события разрушения Второго Храма в 70 году н. э. Первое видение - это спор Ездры (ну или неизвестного автора) с ангелом Уриилом о справедливости Божьего суда:
«Лучше было бы нам не родиться, чем прийти в мир, жить в нечестии и страдать, не ведая за что» (3 Ездры 4:12).
Такая откровенная попытка оправдать Бога перед лицом мирового зла оказалась слишком не для церковной ортодоксии. Наибольший шок читателю приносит пятое видение. Перед Ездрой предстает женщина, оплакивающая сына, которая вдруг превращается в величественный город - небесный Иерусалим.
Из моря восходит орёл с тремя головами и множеством крыльев, символизирующий Римскую империю. Каждое крыло указывает на конкретного императора, а весь образ служит зашифрованной политической хроникой I века. Кульминация достигается в шестом видении:
«И вот, как бы лев, выбежавший из леса и рыкающий, произнес человеческое слово к орлу» (11:37).
Лев - Мессия из колена Иудина, который обличает и разрушает империю зла. Любопытно, что именно этот образ повлиял на раннехристианскую иконографию, сделав льва символом Христа.
Третья книга Ездры удивляет поразительной точностью временных расчётов конца света. Согласно тексту, история делится на двенадцать периодов, из которых к моменту видения прошло уже девять с половиной. Мир рассчитан на 7000 лет, и последняя тысяча предназначена для мессианского царства.
Профессор Оксфордского университета Алистер Кросс в исследовании "Apocalyptic Time in Second Temple Judaism" 2018 года отмечает:
«Математическая точность апокалиптических вычислений в 3 Ездры превосходит даже книгу Даниила. Автор явно знал вавилонскую астрономию и использовал сложную числовую символику».
Согласно этим расчётам, конец должен был наступить примерно в 130 году н. э. Когда этого не произошло, христианские толкователи начали воспринимать числа аллегорически. Ориген (185–254 гг.) писал:
«Не следует понимать времена и сроки буквально, ибо у Господа один день как тысяча лет».
Официальная версия звучит скупо: сомнения в древности текста и его еврейском происхождении. Но истинные причины глубже.
Первое, что надо отметить, книга подчёркивала исключительное спасение Израиля, что противоречило универсализму христианства. Во-вторых, её мрачный взгляд на природу человека напоминал гностический дуализм:
«Зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала» – 4:30
Главное в этой книге - это конкретные политические сравнения. Христианство стало официальной религией Рима в IV веке. Поэтому текст, изображающий Рим как апокалиптического орла, обречённого на падение, оказался неудобным для церкви. Блаженный Августин (354–430 гг.) избегал даже упоминаний книги Ездры в своих трудах, хотя точно знал про ее существование.
Интересно вот еще что: в Эфиопской православной церкви Третья книга Ездры до сих пор входит в канон Библии. Изолированная от европейских соборов, эфиопская традиция сохранила отвергнутые западным христианством тексты, причем, не только книгу Ездры.
И вот еще один момент: «запрещённая» книга оказала все же влияние на европейскую культуру. Данте в "Божественной комедии " привел образы из видений Ездры. Колумб ссылался на пророчество о «новом небе и новой земле» в своих письмах к королю Испании. Даже Ньютон отдал много лет, чтобы расшифровать временные периоды из книги.
А в XXI веке, текст возрождается. Библеисты сейчас видят в нём уникальное свидетельство разрушения Храма и его последствия, а так же попытку понять что же произошло, с помощью апокалиптических образов. Профессор Йельского университета Джон Коллинз написал:
«Третья книга Ездры — крик души народа, потерявшего всё, но не утратившего надежду на конечную справедливость».
Случилось так, что «запретное пророчество» предсказало само себя. В тексте говорится, что в последние времена перед Апокалипсисом будут скрыты книги мудрости, открывающиеся лишь избранным (14:45–47). И вот теперь древние манускрипты оцифрованы и доступны, и каждый из нас при желании может прочесть то, что веками хранилось для посвящённых. Возможно, это и есть проявление тех самых «последних времён», когда тайное и запретное становится общедоступным и у всех на виду?
В конечном счёте, Третья книга Ездры предсказывает судьбу человечества как череду испытаний и возможностей. Пророк видит падение империй, социальные и моральные кризисы, катастрофы и войны, но вместе с тем обещает мессианскую эпоху праведности и восстановления справедливости.
Он предупреждает о греховной природе человека, раскрывает тайны скрытых знаний и намекает, что истинное понимание приходит лишь избранным. Древний пророк предсказывает, что наступит такое время, которое заставит человечество самостоятельно искать путь к мудрости, нравственности и духовной справедливости.