Она бросила мужа-дипломата, а потом влюбилась в режиссёра на 30 лет старше. Роль в «Уроках французского» сделала её звездой, но в 90-е ей пришлось варить борщ и шить сумки. А потом безденежье вынудило её сняться в рекламе, и вот уже 30 лет она не может избавиться от позорного клейма «тёти Аси». Как живёт 69-летняя Татьяна Ташкова сегодня? Расскажет 78.ru.
Детство Татьяны Ташковой
Таня Васильева родилась в самой обычной волгоградской семье: мама стояла за прилавком магазина, а папа вкалывал на заводе. Тогда родители и предположить не могли, что их дочери суждено покорить сердца миллионов зрителей. Таня была тем самым ребенком, которого сегодня назвали бы гиперактивным. Энергия била из нее ключом: то рисование, то пение, то легкая атлетика, то волейбол — девочка металась от одного увлечения к другому, словно пытаясь объять необъятное.
Но настоящий поворот судьбы произошел, когда в школе объявили о создании драматического кружка. Татьяна, не долго думая, устроила настоящую агитационную кампанию среди одноклассников. Результат превзошел все ожидания — записался весь класс! Правда, энтузиазм одноклассников оказался недолговечным. Через неделю половина отсеялась, через месяц в драмкружке осталась одна Таня.
На новогоднем представлении в Доме пионеров я играла Лису, а руководитель кружка — Зайку: больше играть было некому, — вспоминала актриса.
Казалось бы, такая неудача должна был отвернуть девочку от театра навсегда. Но с Татьяной случилось нечто противоположное — это фиаско только укрепило ее решимость стать актрисой. Может быть, именно тогда, играя лису в полупустом зале, она почувствовала ту самую магию превращения, которая и есть суть актерского искусства.
Учёба в театральном
К десятому классу мечта стала конкретным планом. Татьяна раздобыла справочник для абитуриентов и превратилась в настоящего детектива — выписала все театральные вузы страны и каждому отправила письмо с наивным вопросом: «Как к вам поступить?» В каждый конверт вложила свою фотографию, словно уже тогда понимала, что в актерской профессии внешность — это половина успеха.
Ответил только один вуз — Высшее театральное училище имени Щукина. Скромный листочек серой бумаги с перечнем условий поступления стал для волгоградской школьницы золотой путевкой в новую жизнь. «Для меня это было равносильно приглашению на экзамены», — говорила потом Татьяна.
Родители отнеслись к затее дочки с понятным скептицизмом провинциальных людей. Москва казалась им далекой планетой, а актерская профессия — блажью.
Поезжай, проветрись. Все равно через неделю вернешься, — напутствовали они дочку.
Но Татьяна их обманула — не вернулась ни через неделю, ни через месяц. Пройдя все три тура экзаменов, она стала студенткой легендарной Щуки. Мечта провинциалки стала реальностью.
Татьяна Ташкова в кино
Первый блин в кино вышел не просто комом, а настоящей катастрофой. После первого курса счастливой Татьяне предложили главную роль в короткометражке на студии «Беларусьфильм». Девушка летела в Минск на крыльях восторга — наконец-то настоящие съемки!
Поначалу все складывалось как в сказке: съемочный процесс завораживал, с партнерами быстро подружилась. Вот только режиссер оказался тем еще типом.
С первых же дней он упорно стал зазывать меня к себе в номер, намекая, что муза должна принадлежать художнику. Я упорно отказывалась и даже не подозревала, к каким последствиям это приведет, — вспоминала Ташкова.
Отвергнутый «художник» жаждал мести. И случай вскоре подвернулся. В выходной Татьяна съездила на экскурсию в соседний город. Казалось бы, что тут такого? Но по возвращении ее вызвали к руководству киностудии и обвинили в самовольной отлучке, которая якобы сорвала съемки. Девушку отстранили от роли.
Хуже того, в училище полетела разгромная характеристика: студентка Васильева на съемках пила, курила и материлась. Над Татьяной нависла угроза отчисления. К счастью, у нее сохранилось несколько записок от любвеобильного режиссера весьма фривольного содержания. Эти документы и стали ее спасением — дело замяли. А главную роль в белорусской короткометражке досталась совсем другой актрисе.
Этот горький опыт стал для молодой актрисы настоящим университетом жизни. Она поняла: в кино, как и везде, есть свои подводные камни, и наивность может дорого стоить.
Следующие роли были скромными. В картине «Когда наступает сентябрь» Татьяна стала одной из участниц вокального квартета, подпевающего главному герою. Затем мелькнула в эпизоде советско-чешского фильма «Освобождение Праги» и получила роль второго плана в мелодраме «Просто Саша».
Интересная деталь: во всех трех картинах она значилась как Татьяна Шуршикова — к тому времени успела выйти замуж и сменить фамилию. Первый брак, впрочем, оказался недолговечным, но об этом позже.
В 1976 году наконец-то пришла первая главная роль — в картине «Только вдвоем» по мотивам повести А. Тоболяка «История одной любви». Классический сюжет о молодых специалистах, уезжающих по распределению в Сибирь. Романтика суровых будней, любовь, побеждающая бытовые трудности — все то, что так любило советское кино 70-х.
Главная роль в жизни: фильм «Уроки французского»
В 1978 году случилось главное. Татьяна Васильева получила роль, которая стала ее визитной карточкой на всю жизнь — учительницу Лидию Михайловну в фильме Евгения Ташкова «Уроки французского». Парадокс, но пробы прошли ужасно.
Пробоваться в кино я не умею — нервничаю ужасно. Вот и тогда показала себя так, что Ташков сказал худсовету: "Пробы хорошие у всех, кроме Васильевой. Но прошу утвердить именно ее", — вспоминала актриса.
Только через годы Татьяна узнала истинную причину такого решения. Оказывается, 52-летний режиссер влюбился в 22-летнюю актрису с первого взгляда и уже тогда был уверен — она станет его женой.
После «Уроков французского» Татьяна много снималась, но словно попала в творческий плен. Режиссеры видели в ней прежде всего спортсменку — сказывалось ее атлетическое прошлое. В «Сыне чемпиона» ей пришлось осваивать горные лыжи, тренируясь с лучшими спортсменами страны. В «Десанте на Орингу» ее героиня шла на лыжах через тайгу. В советско-японском фильме «Путь к медалям» она играла волейболистку, причем один эпизод снимался во время настоящего матча СССР — Япония.
Казалось, Татьяна обречена на спортивное амплуа. Но вот пришло приглашение в комедию «Честный, умный, неженатый...» на роль продавщицы. Наконец-то можно попробовать что-то новое! Однако и тут не обошлось без спорта: «Срочно надевайте коньки — и на лед. Решено снимать ваш эпизод на катке»...
Потом было ещё много разных ролей: Александра из белорусского села, пережившая войну («День возвращения»), курсистка Даша из «Великого самоеда», Наташа Григорьева, познавшая горечь разбитой любви («Личные счеты»), жена хоккеиста Лида Крынина («Такая жесткая игра — хоккей»). Снималась она и в фильмах мужа: многосерийном «Подростке» и криминальной драме «Ловкачи».
Но как бы ни были интересны эти работы, зрители до сих пор помнят Татьяну прежде всего как хрупкую, тоненькую и наивную Лидию Михайловну.
Есть такие актрисы, которые сыграв какую то роль - могут уже больше ничего не играть», — пишут поклонники. — «Не в смысле, что не надо и пробовать было, а потому - что та единственная роль будет главной в судьбе. По которой запомнят многие поколения. Потому роль не сыграна, а прожита. И для Татьяны Ташковой это конечно же роль учительницы в "Уроках французского". Удивительно талантливая актриса! Так сыграть - в совсем молодом возрасте, без жизненного, без материнского опыта - на разрыв души просто - могут только поистине великие актрисы.
Который уж раз посмотрел "Уроки французского". Фильм, заставляющий по-настоящему сопереживать. Простая казалось бы история, а как пронзительно больно отражено время, о котором повествует фильм. А образ учительницы в нем такой же фантастически притягательный, как те яблоки в посылке в финале фильма. Спасибо, что есть такой фильм,
Я смотрел ваш фильм после армии и плакал. Татьяна Васильевна, большое спасибо за прекрасно сыгранную роль,
Какое счастье,что что видел Вас такой юной, тоненькой, хрупкой учительницей( еще под девичьей фамилией) и это память на всю жизнь. Первая роль очень важная и Вам повезло,
— благодарят зрители.
Сама актриса всегда была самокритична:
Иной раз посмотришь уже готовый фильм на экране и огорчишься — столько сил затратила, и все впустую: нет настоящего, живого человека. Но, наверное, и неудачи чему-то учат — так накапливается опыт.
«Тётя Ася приехала!»: как съёмки в рекламе стали проклятием для Ташковой
Лихие 90-е ворвались в жизнь актеров, как ураган. Сотни талантливых людей, еще недавно купавшихся в славе и относительном достатке, вдруг оказались на обочине жизни. Даже народным и заслуженным артистам порой элементарно нечего было есть. В этот момент Татьяне неожиданно повезло — ей предложили сняться в рекламном ролике отбеливающего средства «АСЕ».
Тогда она не подозревала, что роль тети Аси станет ее проклятием на несколько лет. Это была одна из первых по-настоящему агрессивных реклам на российском телевидении. За два года сняли полтора десятка роликов, которые транслировались с маниакальной навязчивостью.
Моя тетя Ася стала одной из главных героинь страны. На нее сочиняли пародии, юмористические стихи, о ней говорили в КВН. А на улице ко мне постоянно подходили незнакомые люди — рассказывали о жизни, объяснялись в любви…, — говорила Ташкова.
Очень быстро Татьяна превратилась в пленницу собственного успеха. Отчаянно пытаясь избавиться от приевшегося образа, она перекрашивала волосы, прятала лицо за темными очками, натягивала шапку по самые брови, поднимала воротник. Ничего не помогало — зрители узнавали ее по голосу.
Коллеги по цеху не скупились на осуждение. Мол, «продалась за деньги», «позорит искусство». Одна известная актриса даже прямо заявила, что такие, как Ташкова, дискредитируют профессию.
Зрители тоже раскололись на два лагеря. Кто-то понимал — время тяжелое, выживать надо. Но многие разочаровались в любимой артистке.
Зря г. Ташкова снялась в известной рекламе. Не стоило соглашаться», — рассуждает одна из недовольных поклонниц. — «Можно было бы найти другую рекламу. Многие снимались и не запомнились. А тетя Ася - долгоиграющая и прилипчивая. Ляпа изрядная получилась. Я убеждена, что она сама жалеет об этом. Точечный пейзаж на фоне проклятых 90-х.
Но как бы там ни было, именно тетя Ася позволила Татьяне и ее семье выжить в те страшные времена. И за это актриса благодарна судьбе по сей день.
Личная жизнь Татьяны Ташковой
Первая любовь и скандальный развод
Татьяна дважды надевала белое платье. Первый раз — еще студенткой, выйдя замуж за однокурсника Алексея Шуршикова, будущего дипломата. Казалось бы, что может быть лучше? Красивый, умный, перспективный молодой человек, блестящая карьера за океаном...
Но когда настал момент выбора между мужем и мечтой, Татьяна выбрала мечту. Алексей получил назначение работать за границей, а жена должна была бросить училище и следовать за супругом. Для девушки, которая так долго шла к своей цели, это было равносильно смерти.
Я должна была все оставить, бросить, я слишком долго мечтала стать актрисой. Я выбрала работу, а не мужа. Мне жаль, что я сделала ему больно, испортила карьеру, так как тогда развод не поощрялся. Мои родители были резко против развода, но я все равно ушла, — рассказывает актриса.
В те времена подобное решение 20-летней девчонки выглядело безумием. Родители не понимали, осуждали, отговаривали. Но Татьяна была непреклонна.
Роман с режиссёром на 30 лет старше
Второй муж появился в жизни Татьяны необычным образом. 52-летний режиссер Евгений Ташков влюбился в 22-летнюю актрису с первого взгляда, но долго скрывал свои чувства.
Во время съемок «Уроков французского» их отношения оставались строго профессиональными. Лишь на премьерном показе они впервые разговорились по душам. Татьяна призналась, что мечтает попасть в театр, и Евгений Иванович предложил свою помощь в подготовке.
Встречи в формате «учитель-ученица» продолжались несколько месяцев. Но однажды, провожая Татьяну после занятий, режиссер не выдержал и объяснился в любви.
Евгений Иванович! Вы что, с ума сошли? — таков был первый ответ девушки.
Простите, пожалуйста! Но обещайте, что мы вернемся к этому разговору через год, — попросил смущенный режиссер.
«У него была неистовая энергия, он вел активный образ жизни и добивался меня», — рассказывает актриса.
Разница в возрасте пугала. Татьяна долго не рассматривала Евгения как потенциального мужа, даже когда он впервые сделал предложение. Лишь через год она дала согласие.
Родители были категорически против. Мужчина, который годится дочке в отцы, казался им неподходящей партией. У Евгения был сын от первого брака — ровесник Татьяны, но, к счастью, он с пониманием отнесся к выбору отца.
Мы жили первое время втроем, я конечно переживала, но его сын Андрюша был очень тактичен, — вспоминает актриса.
Смерть дочери и рождение сына
Поначалу пара жила в гражданском браке. Татьяна забеременела и вскоре родила дочь. Но счастье длилось всего два дня.
На второй день, как полагается, мне ее принесли. Это был единственный раз, когда я видела своего ребенка. А вечером в палату пришел врач и сказал, что дочка умерла. Заражение крови, — вспоминала актриса.
Родителям даже не позволили похоронить малышку. Горе сплотило пару — Ташков сказал, что им нужно официально пожениться и обвенчаться. Так они и сделали.
Через три года, в марте 1983 года, у них родился сын Алексей. Имя выбирали по святцам: «Алексей — божий человек», как объясняла Татьяна.
Кризис, безработица и смена профессии
В лихие 90-е семью накрыла новая беда. Евгений лишился работы — такова была участь многих талантливых людей того времени. Мужчина, всю жизнь бурливший творческой энергией, впал в глубокую депрессию.
Как же так? Ну я же все-таки что-то сделал для кино. И могу еще делать, — жаловался режиссёр.
Татьяне пришлось стать главной кормилицей семьи. Актерская профессия в те времена не кормила, поэтому она бралась за любую работу. От подруги узнала, что коммерческой фирме нужен повар.
Мы с Женей покупали продукты на рынке. Днем я жарила-шкварила, а вечером отвозила готовые блюда в офис. Сотрудники меня не видели, поэтому никаких расспросов и охов-ахов не возникало, — рассказывала Татьяна.
Потом актриса отучилась в художественной школе по обработке кожи и стала создавать авторские украшения, кошельки, сумки. Ее изделия хорошо продавались в Австралии и Германии — неплохое подспорье для семейного бюджета.
Следующий этап — международная банковская школа. Татьяна стала специалистом по работе с ценными бумагами.
Я сидела в отдельном кабинете, принимала богатых людей и подписывала документы на миллионы долларов, — вспоминала актриса.
Несколько лет она была единственной кормилицей в семье. В 2012 году любимый супруг умер, и Татьяне пришлось заново учиться жить.
Кем стал сын Ташковых
Алексей Ташков пошел по стопам родителей, но дорога к профессии оказалась извилистой. По словам матери, он — копия отца не только внешне, но и по характеру: упрямый, независимый, стремящийся во всем дойти до истины своим умом.
Алексей — копия Женя, причем не только внешне. Упрямый, независимый, стремящийся до всего дойти своим умом. Он окончил православную гимназию, потом психологический факультет, институт повышения квалификации по бизнес-тренингу и только после этого Высшие режиссерские курсы, — рассказывает Татьяна.
В качестве сорежиссера Алексей помогал отцу при съемках фильма «Три женщины Достоевского». А в 2019 году снял первую самостоятельную работу — мелодраму «Встреча».
Чем занимается Татьяна Ташкова сейчас
В нулевых актриса сумела вернуться в профессию. После долгого перерыва первой работой стала роль в сериале «Виола Тараканова. В мире преступных страстей». Затем последовала череда проектов, которые трудно назвать шедеврами, но неизбалованная работой Татьяна не привередничала: «Жизнь — поле для охоты», «Женские истории», «Кодекс чести-3», «Молодые и злые», «Дар божий», «Ошибки любви».
Серьезный шанс выпал в 2008 году, когда Светлана Дружинина пригласила ее в сериал «Тайны дворцовых переворотов. Россия век XVIII». Роль Дарьи Салтыковой Ташкова сыграла блестяще.
Сегодня актриса преподает в Московском институте театральных искусств, в свободное время занимается организацией мероприятий для крупных компаний. Но кино не забывает: в 2024 году сыграла мать главного героя в драме о Донбассе «Позывной «Пассажир»».
При этом Татьяна Ташкова убеждена — после всего пережитого никакие кризисы ей больше не страшны:
Я могу работать где угодно, могу, например, в почтальоны пойти. Профессия всегда остается любимой, но бывают ситуации, когда на ней нельзя заклиниваться. Я уверена, что еще смогу что-то сделать и сделаю в искусстве, но сидеть, ничем больше не занимаясь, говорить, что вот, мол, я способная, талантливая, но меня не оценили, наверное, это не мой путь. Я могу что угодно о себе думать, но я буду двигаться вперед.