"Новоспасское - рай земной". /М.И. Глинка/
Примерно в 80 км от Смоленска, в деревне Новоспасское Ельнинского муниципального округа Смоленской области, находится усадьба Новоспасское - родина одного из наиболее значимых музыкантов первой половины 19 века - Михаила Ивановича Глинки (1804 - 1857).
Сегодня в усадьбе устроен мемориальный музей, посвящённый великому композитору, с которым мы с вами и познакомимся. Это первый и единственный музей Глинки.
Род Глинок имеет польские корни. Предок композитора, Викторин Владислав Глинка, был польским дворянином и владел землями на территории современной Смоленщины, которой в те годы управляла Польша.
После возвращения Смоленска в состав России в 1654 году царь Алексей Михайлович разрешил польским дворянам остаться при своих владениях и титулах, но с условием, что те примут российское подданство и православие. Викторин Глинка на это согласился.
Новоспасское перешло во владение Глинок в середине 18 столетия.
Изначально эти места были известны как пустошь Шатьково. В 1750 году пустошью стал владеть отставной майор Николай Алексеевич Глинка, дед будущего композитора. Чуть ранее, в 1650-х годах, здесь выстроили храм в честь Преображения Господня (Спаса) и село назвали Спасское.
Уже при Н.А. Глинке, в 1786 году, в селе построили новую каменную барочную Спасо-Преображенскую церковь и деревянный усадебный дом, где потом и родился композитор. По новой церкви назвали и усадьбу - Новоспасское.
Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года, когда имение Новоспасское принадлежало его родителям: отставному капитану Ивану Николаевичу Глинке (1778-1834) и Евгении Андреевне Глинке-Земельке (1783-1851), которая приходилось мужу троюродной сестрой.
Усадебный дом, в котором родился Михаил Иванович Глинка, не сохранился.
Уже в 1807-10 годах его разобрали и отец композитора построил новый "деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, .., с крыльцом и 4 балконами" с 17 комнатами на первом этаже.
По описанию Людмилы Ивановны Шестаковой, сестры композитора, потолки парадных комнат дома были расписаны, а стены обиты бархатными обоями. В комнатах стояла мебель из особого дерева. Всюду были огромные зеркала, паркеты, люстры, лампы и два фортепиано для музицирования. Также она отмечала, что "ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних".
Усадебный дом был окружен флигелями, теплицами, оранжереями, каретными сараями и другими хозяйственными и служебными постройками. В Новоспасском вышивали, занимались плетением кружев и изготовлением ковров, работали портные, столяры, слесари, сапожники. В усадебных оранжереях выращивались лимоны, абрикосы, персики и даже экзотические ананасы. Работали кирпичный, винокуренный и конный заводы, суконная фабрика. Одним словом - типичное дворянское гнездо первой половины 19 столетия.
Сегодня на месте старого дома, где родился Глинка, установлен памятный знак.
В Новоспасском Глинка провёл первые 12 лет своей жизни. Именно здесь он познакомился с различными местными и православными традициями, услышал крестьянские сказки и песни и на всю жизнь влюбился в народную культуру. Новоспасские и смоленские фольклорные мотивы оказали большое влияние как на самого Глинку и на его произведения, так и в той или иной степени вошли во многие произведения композитора.
"Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, - спустя годы вспоминал Глинка в своих «Записках», - были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку".
Экскурсия по музею начинается в комнате Евгении Андреевны, матери композитора, ставшей после смерти супруга почти на 20 лет (1834-51) до самой своей кончины, владелицей Новоспасского.
Евгения Андреевна по воспоминаниям современников была красавицей, много читала, вышивала, занималась домом, садом, цветами, хозяйством и была заботливой матерью.
Здесь же рассказывают о детстве Михаила Ивановича Глинки. По семейному преданию после рождения будущего композитора и его первого крика под окном в сирени запел соловей. "Вот и вышел скоморох!", - якобы с досадой тогда ответил отец Иван Николаевич, желающий чтобы сын стал дипломатом.
До шести лет маленького Мишу воспитывала бабушка по отцу Фёкла Александровна. Мать к сыну почти не допускалась. Ребёнок рос болезненным, нервным и мнительным - "мимозой", как говорил сам Глинка.
После смерти бабушки мать сделала всё, чтобы стереть все следы бывшего воспитания и полностью завладела сыном. С 10 лет Миша стал заниматься музыкой, брал уроки фортепиано и скрипки.
Кроме музыки Глинка очень увлекался географией, "путешествовал" по книгам и картам. Скорее всего, это тоже повлияло на будущие странствия композитора, ведь оседлой его жизнь назвать никак нельзя. Глинка побывал во многих странах от Польши до Испании, а произведения часто обдумывал прямо в дороге. Однако, где бы он не находился и не жил, он всегда скучал по родному Новоспасскому, и особенно по "милой, бесценной маменьке".
В 1817 году юный Михаил Глинка переехал в Петербург, где поступил в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете. Интересно, что там его гувернером там был Вильгельм Кюхельбекер, а одноклассником - младший брат Александра Пушкина Лев.
В Петербурге Глинка продолжает заниматься музыкой. Огромный вклад в его музыкальное образование и вхождение в музыкальное общество внёс дядя, Иван Андреевич Глинка, большой знаток музыки, часто приезжающий в столицу.
Большое влияние на маленького Мишу оказала его няня Авдотья Ивановна. Она пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки. Глинка всегда с теплом её вспоминал. Также ярким музыкальным впечатлением из детства Глинки был колокольный перезвон усадебной церкви. Миша не только всегда с радостью его слушал, но и даже воспроизводил дома с помощью тазов.
В девичьей комнате пребывала женская прислуга в доме, вышивали, ткали, пряли, рукодельничали, шили в ожидании приказов хозяев. В девичью часто забегал Миша, слушая пение крепостных девушек и сказки няни.
Здесь рассказывается о традициях, быте и культуре жителей Новоспасского и Смоленщины первой половины 19 века. О всём том многом, что повлияло на мировоззрение Глинки и способствовало появлению его произведений именно в той форме, в какой их теперь знает весь мир.
Далее мы оказываемся в первой гостевой спальне. Дом Глинок всегда был полон гостей и славился гостеприимством. Иногда во дворе стояло по 20-25 экипажей, на которых приезжали в Новоспасское гости. В дни семейных торжеств комнаты наполнялись весельем и шумом, спать расходились очень поздно.
Здесь рассказывается о детстве композитора в Новоспасском, о первых музыкальных впечатлениях и занятиях, представлены годы учёбы в Петербурге, знакомство с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским и А.П. Керн, первое удачное сочинение - романс на стихотворение Е. Баратынского "Не искушай меня беж нужды" (1825).
Вторая гостевая спальня. Тут рассказывается о путешествии Глинки в Италию (1830-34), женитьбе на М.П. Ивановой (1835), работе над оперой "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), премьере оперы в Большом театре Петербурга в 1836 году, работе над оперой "Руслан и Людмила", а также про знакомство с дочерью Анны Керн Екатериной.
Диванная - угловой зал с изразцовой печкой - располагалась рядом с гостевыми спальнями. Среди хозяев и гостей Новоспасского она по-простому называлась "говорильня". Печь облицована изразцами по найденному подлиннику при раскопках фундамента дома Глинок в 1976 году.
При Глинках эта комната служила местом отдыха и дружеских встреч гостей. Экспозиции знакомят гостей с работой Глинки над "Русланом и Людмилой", путешествии в Испанию (1845-47), последнем пребывании на Смоленщине в 1847-48 годах.
Здесь же рассказывается о жизни Глинки вплоть до отъезда за границу и смерти 15 февраля 1857 года в Берлине.
Гостиная служила для официального приёма гостей. Часто гости приезжали к Глинкам на какой-нибудь один семейный или религиозный праздник и могли остаться до другого, следующего в календаре торжеств и празднеств.
Листайте фотогалерею.
Интерьер парадной залы восстановлен по сохранившемуся рисунку одной из современниц Глинок. Здесь устраивались балы, для гостей играл крепостной оркестр и церковный хор.
Листайте фотогалерею.
В парадной зале в 1835 году Глинка работал над оперой "Иван Сусанин". Композитор вспоминал:
"Ежедневно утром садился я за стол в большой и веселой зале в доме нашем в Новоспасском. Это была наша любимая комната; сестры, матушка, жена, одним словом вся семья там же копошилась, и чем живее болтали и смеялись, тем быстрее шла моя работа. Время было прекрасное, и часто я работал, отворивши дверь в сад, и впивал в себя чистый бальзамический воздух".
Зимой в парадную заду Глинка приглашал крестьян, слушал их песни, подыгрывал им на фортепиано, смотрел хороводы.
Столовая. Здесь семья Глинок и их многочисленные гости обедали. Иногда гостей было так много, что все в столовой не помещались. Тогда столы ставили и в соседних комнатах или не приглашали на общие приёмы пищи детей.
Несмотря на то, что усадьба была восстановлена во второй половине 20 века, в ней есть мемориальные вещи и предметы семьи Глинок, переданные в Новоспасское из других музеев.
В частности в столовой - это буфет первой половины 19 века из дома Глинок и сервиз на столе, выполненный по заказу матери композитора в 1832 году. Также тут хранится чашка Глинки, солонка из его семьи, серебряная ложка, найденная при раскопках. Увы из-за ленты рассмотреть вблизи эти предметы сложно.
Анфиладу парадных комнат, начавшихся в диванной, замыкает бильярдная. Здесь отдыхала и беседовала с хозяином мужская половина гостей.
Шкаф с посудой привезён из дома Глинок.
Секретарская - комната при кабинете отца композитора, Ивана Николаевича Глинки. В часы приёмов и ночью здесь дежурил камердинер. Комната служила местом деловых приёмов.
Кабинет и спальня Ивана Николаевича Глинки - отца композитора. После того, как Иван Николаевич стал хозяином Новоспасского после смерти своей матери в 1809 году, он перестроил весь экономический уклад округи и развернул предпринимательскую деятельность. Он способствовал развитию промыслов и ремёсел, построил винокуренный, конный и кирпичный заводы, суконную и фетровую мастерские.
Усадебный парк, цветочный сад и оранжерея с экзотическими фруктами - это тоже заслуга Ивана Николаевича. На момент его смерти в 1834 году Новоспасское находилось в цветущем состоянии.
На втором этаже располагается кабинет Михаила Ивановича Глинки. В этой же комнате находилась и спальня композитора. Здесь Глинка работал над "Иваном Сусаниным", "Русланом и Людмилой", различными романсами. Как правило музыкальным занятиям посвящалась первая половина дня, когда Глинка сочинял музыку или играл на рояле.
В кабинете хранятся личные вещи Глинки - его бинокль из слоновой кости, дорожный набор, часы-картина.
Рядом - настоящий источник вдохновения Михаила Ивановича! Комната птиц!
С детства Глинка очень любил певчих птиц и постоянно держал их до последних лет жизни. Кого только не было у композитора: варакушки, ольшанки, черноголовки, малиновки, певчие дрозды, канарейки и даже соловьи. Он мог часами их слушать, иногда сам их "дразня" игрой на скрипке, а потом садился за рояль и играл, играл, играл.
Сегодня, продолжая эту традицию, в Новоспасском содержится "птичье заведение", где живут канарейки.
В отличие от современного вольера, при Глинке птицы в комнате жили и летали свободно, а для композитора ставилась специальная кушетка, на которую он мог прилечь и слушать птичьи концерты.
Песни пернатых описать сложно сложно, а вот заслушаться их - как нечего делать! Пробудешь здесь даже пару минут и начинаешь понимать композитора. Птичьи переливы не только вдохновляют на новые сочинения, но и просто заставляют душу развернуться в радостном порыве, чтобы поймать как можно больше позитива себе на благо, а также по своим хорошим делам после - и для других.
Зал для прослушивания музыки - как же без такого в усадьбе композитора! Сегодня здесь проводятся концерты и различные мероприятия, а при Глинках здесь располагались детская и классная. Тут же за детьми ухаживали няньки, кормилицы и гувернантки.
Здесь же, в детской, стояло и фортепиано, на котором Глинка и другие дети занимались музыкой.
Несмотря на то, что Судьба выбрала для композитора другие места для жилья, Глинка очень любил Новоспасское и часто сюда приезжал, когда на полгода, а когда и лишь на несколько дней. Здесь, кроме уже не раз упомянутых "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы", композитором создавались романсы и фортепианные пьесы. В Новоспасском Глинка услышал свадебную песню "Из-за гор, гор высоких", мелодией которой начинается "Камаринская".
Страсть к музыке отчётливо прояснилась у Глинки лет в 10-11 после одного из концертов оркестра дяди Афанасия Андреевича. Этот концерт подарил мальчику "неизъяснимое, томительно-сладкое состояние" и произвёл "непостижимое, новое и восхитительное впечатление". Глинка так сильно был впечатлён, что потом несколько дней был невнимателен ко всему прочему и рассеян, а на вопрос учителя рисования ответил фразой, которая стала крылатой. "Что же делать? - сказал он. - Музыка - душа моя".
С этого времени Глинка и музыка стали неразделимы, а крылатая фраза сегодня украшает постамент бюста композитора в Новоспасском.
"В Новоспасском он почти всегда был в отличном расположении духа, да и вся семья, вся усадьба праздновала его приезды и оживлялась. Все знали, что Михаилу Ивановичу ни в чем не будет отказа от матери и что он любит деревенские пляски, песни, хороводы, игры…
Угощения не щадились, пития и яства разносились в изобилии, и подгулявшая слегка дворовая молодежь, а с нею и старшие, почтенные слуги веселились от души, пели, плясали, водили хороводы и другие игры, и Михаил Иванович был вполне доволен их весельем и всегда сам принимал в нем участие.
В Новоспасском он не мог жить без песен. Об этом знали, всегда приглашали в дом крестьян, отличавшихся способностью к пению, красотою голоса. Завороженно слушал их композитор".
Слуга М.И. Глинки Алексей Нетоев.
В последний раз композитор побывал в Новоспасском в 1847 году. В 1851 году, после смерти матери, Глинка написал сестрам, что "никогда более без матушки в Новоспасское не приедет". Поездки в родовое имение полностью утратили для него весь смысл.
Как я уже говорил, отец композитора разбил в Новоспасском потрясающий парк. Он был организован на месте старинной дубравы. Несмотря на то, что с тех пор многие деревья были вырублены или погибли, сегодня уцелело 9 дубов, которые посадил сам М.И. Глинка. Радует гостей и дуб, под которым сочинялись строки "Руслана и Людмилы".
Усадебный парк спускается к реке Десне. Это та самая река, на которой стоят Брянск и Чернигов. В Новоспасском же Десна ещё совсем маленькая, здесь совсем недалеко до её истока.
Листайте галерею.
При Глинках Десна была естественной границей парка. На небольшом островке посреди реки, который прозвали "островком Муз", располагались беседки для отдыха. Перекат воды на излучине Десны был одним из самых любимых мест композитора, ведь вода, обтекая камешки, издавала различные приятные мелодии.
На мелком безымянном ручье, который впадает в Десну, по инициативе отца композитора был обустроен каскад прудов.
Что интересно, несмотря на сложный рельеф местности в Новоспасском, неизвестный парковый инженер со своей задачей справил на отлично!
Не побывать здесь в золотую осень будет невероятным преступлением! Листайте фотогалерею.
В лучшие годы, при родителях Глинки, в первой половине 19 века, число усадебных построек достигало 85! Кроме господского дома в Новоспасском были два флигеля, сооруженные в 1806-11 годах, "господская баня", мельница, оранжереи, сукновальня. Все они были деревянными и до наших дней не сохранились. Частично усадебные постройки восстановлены.
В 1812 году из-за Отечественной войны родители Глинки покинули Новоспасское и поселились в Орле. К сожалению, само имение было разграблено неприятелем. Крестьяне смогли отстоять лишь церковь. В 1813 году Иван Николаевич фактически отстроил Новоспасское с нуля.
После его смерти в 1834 году усадьба перешла к матери композитора, а в когда она в 1851 году умерла и мать - к его младшей сестре Ольге Измайловой. Её муж, генерал Николай Александрович Измайлов, владел Новоспасским после скоропостижной смерти Ольги, с 1859 до 1870-х годов.
В 1879 году деревянный усадебный дом Глинок был продан купцу Ф. Т. Рыбакову, был вскоре разобран и перевезён в подмосковную Коломну. В Коломне же его не собрали вновь, а пустили на стройматериал казармы для военных.
Таким образом усадьба Новоспасское пришла в полный упадок.
От построек времён Глинок сохранилась лишь Спасо-Преображенская церковь, выстроенная в 1786 году на средства отставного майора Н.А. Глинки, деда композитора. Остальная же часть имения была восстановлена в 1970-х годах по решению Министерства культуры РСФСР и Союза композиторов.
Наконец, 27 мая 1982 года музей-усадьба М. И. Глинки приняла первых посетителей. В 1990-х годах отреставрирована и церковь, которая сегодня является действующей.
Листайте фотогалерею.
Дед композитора, Николай Александрович Глинка, был любителем церковной музыки. Он тщательно подобрал колокола на колокольню церкви, которые были отлиты по его заказу.
В качестве звонарей в Новоспасское приглашались умельцы, владевшие искусством колокольного звона в совершенстве. Уж не потому звоны Новоспасской церкви так привлекали чувствительного к музыке юного Мишу Глинку?
Местный батюшка не только учил маленького Глинку читать, но и много рассказывал ему про историю этих мест, а также про его предков. Священник поведал Мише романтическую историю свадьбы его родителей, рассказав, как в 1802 году жених с будущей свекровью увозили из соседней деревни Шмаково невесту, разобрав за собой мостики. Духовенство разрешило брак троюродных брата и сестры, а вот часть родственников была против.
Листайте фотогалерею.
После 1917 года Преображенская церковь не была закрыта, но постепенно приходила в негодность. Закрыли её уже в 1960-х годах. К счастью, это случилось относительно ненадолго - уже в 1990-х церковь передали верующим и отреставрировали.
9 июля 1999 года, в день памяти Тихвинской Иконы Божией Матери, была освящена нынешним патриархом Кириллом и стала именоваться Тихвинской.
В Новоспасское очень хочется вернуться! Здесь должно быть невероятно красиво в золотую осень и в зимний снежный день.
Уверен, пение певчих птичек, глоток "бальзамического воздуха" в парке среди вековых дубов, вдохновлявших Глинку, перезвон колоколов местной церкви и журчание вод Десны, окрестные красоты и парковые цветы, - являются отличным средством для поднятия настроения и восстановления фонтана бодрости и позитива в вашей душе.
Обязательно сюда приезжайте!
Моя статья про памятник Глинке в Смоленске. Он очень душевный, а его ограду с нотами можно разглядывать очень долго:
За возможность посетить Новоспасское всей душой благодарю "Русского путешественника". В составе организованного тура этого туроператора я здесь и оказался.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. При желании автора всегда можно поддержать донатом - кнопка на главной странице канала.
Надеюсь, дальше будет только интереснее! Отдельное спасибо, что дочитали до конца!