Всем привет! Меня зовут Виктор Попов, и я периодически пишу гранты. О том, что из этого получается, какие проекты и как реализуются, как мы готовим заявки на различные грантовые конкурсы, я подробно рассказываю в серии подкастов и в своем telegram-канале.
Этот текст является транскрипцией первого выпуска подкаста, который можно посмотреть на платформе VK video и YouTube или прочитать прям тут. А еще больше интересной информации можно подчеркнуть в моем telegram-канале.
Сегодня мы поговорим про один из проектов, который был поддержан на конкурсе «Движения первых», который мы вместе составили с Сахалинским региональным отделением Российского Красного Креста.
Сегодня собрались поговорить о проекте, который был подан на грантовый конкурс Движения Первых совместно с Сахалинским региональным отделением российского красного креста. Но сначала поговорим про путь в грантрайтинг. Как это все происходит, как проходит профессиональная деятельность?
Мой путь в грантрайтинг был длинный, долгий, тернистый. Это очень часто были какие-то разовые инициативы, разовые вещи, разовые проекты. И буквально последние три года это уже стало такой системой, когда мы стараемся разрабатывать интересные новые идеи и проекты, и их подавать в различные грантовые конкурсы. Вообще, первый проект был в 2014 году. Тогда еще у нас Центр молодежных инициатив раздавал гранты вместо администрации города.
И в 2014 году мы написали первый проект учебного центра «Активное Образование» на сумму 500 тысяч, что для 2014 года было очень приличной суммой.
В рамках проекта мы организовали обучение школьников в основном робототехники, системотехники. Было обучение, а после обучения мы провели ребятам небольшой чемпионат.
Это был первый проект. Соответственно, как и все начинание, все первые проекты, он занял достаточно много времени в написании, в составлении сметы. То есть мы только разбирали, что такое социальное проектирование, как оно работает, как складываются проекты. По-моему, первый проект мы складывали недели три. Фактически всей командой учебного центра, всей руководящей командой, потому что было еще не до конца понятно все-таки, что это такое, как это работает.
Этот проект по итогу был поддержан, мы его реализовали, провели такое вот первое масштабное мероприятие для нас. И закрутилась история, связанная с тем, что гранты — это все-таки хороший способ какую-то новую свежую идею, которая еще никогда не была у нас реализована, и попробовать ее реализовать.
Мы понимаем, что это должна быть не какая-то коммерческая новая идея, которую мы хотим попробовать, а должно быть что-то социальное, то, что как раз подходит под определение социального проекта. После этого мы попробовали себя уже на уровне региональных конкурсов - агентство по делам молодежи Сахалинской области, Правительство Сахалинской области. Прорывом, наверное, был год 2018−2019, когда мы открыли для себя фонд президентских грантов и получили там первую поддержку.
Но история, связанная с грантами, все еще была такой событийной, не системной. Мы раскручивали новую идею, хотели ее протестировать, посмотреть, насколько действительно целевой аудитории интересна та или иная движуха, и в среднем, наверное, подавали 2−3 заявки в год. У меня в тот период времени были немножко другие должностные обязанности поэтому гранты занимали такой совсем минимум времени.
Были два крупных конкурса. Фонд президентских грантов и правительство Сахалинской области стали основными конкурсами, где мы участвовали, потом стали подавать заявки на конкурсы негосударственных, частных грантодающих организаций здесь на Сахалине. Мы периодически на различные конкурсы подавались, получали там с разной долей успеха поддержку.
В конце 2022 года мы все-таки решили попробовать заниматься грантовой деятельностью системно, то есть искать все конкурсы, которые проводятся, смотреть, раскручивать количество идей, которые мы подаем, потому что у нас количество направлений увеличилось, мы уже занимались к тому времени и образованием, и социальной работой, и работой с ребятами с инвалидностью, и робототехника у нас развивалась. И отделение красного креста у нас уже тоже тогда начало работать.
К примеру, мы делали статистику срезку по 2024 году, мы могли зайти почти в 70 грантовых конкурсов, которые проводились как региональные, так и федеральные. Но дальше конкурсы есть специфические, конкурсы есть на определенное направление деятельности, поэтому мы все равно фильтруем, то есть не во все 70 конкурсов мы заходим.
Сначала происходит сборка идей социальных проектов, которые хотелось бы попробовать реализовать, потом подбираются соответствующие конкурсы, те грантооператоры, которые заточены на конкретную деятельность. На третий год все более-менее получается систематизировать.
Давай поговорим с тобой о проекте, который на сегодняшний момент тебе больше всего запомнился, больше всего нравится.
Один из проектов, который мне прям сильно нравится, это как раз проект, который мы подавали на конкурс Движения Первых вместе с Российским Красным Крестом. Поскольку я достаточно давно работаю со школьниками, преподавая им различные информационные штуки, порой, разговаривая с детьми про то, чему хочется научиться, что было бы неплохо в жизни уметь. Я очень много раз получал информацию о ребятах о том, что один из навыков, который не прививают в школе и который сложно получить в принципе где-то, это оказание первой помощи.
Несколько десятков ребят мне рано или поздно, на протяжении последних лет пяти проговаривали, что как раз первая помощь — это навык, который хотелось бы овладеть, но никто не знает, где его можно получить.
Первая помощь — это навык, который, хорошо бы, чтобы он не пригодился в жизни, но если окажется ситуация, когда он нужен, а у тебя этого навыка нет, то это прям совсем, это еще хуже.
Наверное, каждый прокручивал ситуацию в голове, что прохожий передо мной сейчас спотыкается, падает в обморок, и я ничего не могу с этим сделать. Единственное, что я знаю, что скорую помощь надо вызвать как можно скорее.
Здесь вопрос у меня следующий. Движение первых — это общероссийское движение детей и молодежи и российский красный крест. Как это скрестилось в одном социальном проекте, еще и поддержанном?
Можно начать с того, что движение первых на территории Сахалинской области уже достаточно давно действует, действует эффективно, регулярно вовлекая ребят в различные активности. Мы с движением первых познакомились в 2023 году, когда оно начало активную работу на территории Сахалинской области, переформатировав предыдущие детские движения, объединив их под одним большим брендом-крылом.
Мы познакомились с этим движением в 23-м году, когда был первый грантовый конкурс Движения Первых, и мы заходили на этот конкурс от учебного центра «Активное Образование». Мы открыли на базе учебного центра первичное отделение. На тот момент мы были первым первичным отделением, открытым на базе не государственной, не муниципальной организации на территории области, и еще и на базе организации дополнительного образования.
С движением и с руководителем движения Татьяной Манаковой мы вместе были в молодежном правительстве Сахалинской области, в принципе, понимали, о чем идет разговор, понимали, куда движение движется, какие его цели, задачи. В 2023 году мы с этим движением познакомились в рамках первого грантового конкурса. Получили поддержку, посмотрели, как организовано финансирование, на какие проекты, на какие активности РДДМ выделяет финансирование.
Мы реализовали тогда образовательную инициативу. А потом, год спустя, в 2024 году, мы решили все-таки реализовать давнюю задумку, связанную с тем, чтобы распространить навыки первой помощи.
Незадолго до того, как мы начали писать грантовый проект, оказалось, что центральный аппарат Российского Красного Креста, федеральный офис, подписал соглашение с федеральным же отделением движения первых о взаимном сотрудничестве, как раз о распространении практик первой помощи среди детей и молодежи. Вот такая получилась связка, и мы на базе этой связки посмотрели, можно ли все-таки нашу давнюю инициативу реализовать.
Тем более одна из ценностей Движения Первых — это здоровый образ жизни, как раз туда подходят все навыки и практики по оказанию первой помощи, потому что если ты умеешь оказывать первую помощь - ты себя можешь мониторить, ты еще можешь помочь человеку, находящемуся рядом.
Перед тем, как мы углубимся в проект, вспомним, как он там реализовывался, писался и в такую профессиональную деятельность перейдем, давай для наших зрителей объясним следующие термины, что такое грантооператор, социальный проект, грантовая поддержка и вот эти все моменты, чтобы дальше по нашему с тобой рассказу и нашему диалогу не возникало вопросов недопонимания.
Я думаю, здесь можно начать сначала с того, что такое социальный проект. Ведь гранты даются не на все социальные проекты. Социальный проект — это деятельность организации, иногда коммерческой, иногда некоммерческой. Иногда это деятельность какого-то конкретного инициативного человека в том, чтобы разобраться, какие есть проблемы в обществе и посмотреть, можно ли эти проблемы решить. У нас в русском языке, в русском менталитете слово «проблема» имеет очень сильный негативный характер.
В рамках социального проекта проблема — это какая-то потребность, которую люди самостоятельно решить не могут. Поэтому мы редко называем проблемой в социальном проектировании алкоголизм, мы редко называем проблемой бедность, мы редко называем проблемой другой уровень патриотизма и другое понимание патриотизма у подрастающего поколения.
Это не те проблемы, не те потребности, которые можно было бы решить с помощью социального проекта. В рамках социального проекта определяются какие-то конкретные потребности целевой аудитории, что человеку, группе людей, проживающих на одной территории, необходимо. Не всегда социальный проект, а это деятельность организации основная. Поэтому здесь не надо путать понимание социального предпринимательства и социального проекта.
Социальный проект позволяет нам достичь определенных результатов за обязательно ограниченный промежуток времени, когда мы можем четко измерить, с чего наше решение началось и чем наше решение закончилось. Очень много организаций такие социальные проекты ведет постоянно, меняя целевые аудитории либо территории присутствия, либо проблемы, с которыми организации работают. Но при этом надо понимать, что не все социальные проекты получают поддержку и финансирование от различных грантооператоров.
Организации, которые проводят конкурсы, как раз по поиску интересных, инновационных и эффективных социальных проектов. В этом случае организация-грантооператор, которая готова финансово поддержать реализацию социального проекта, объявляет конкурс. Некоторые грантооператоры объявляют конкурсы два-три раза в год. Некоторые грантооператоры делают это раз в год.
Существуют такие грантооператоры, как фонд президентских грантов, который по сути своей организует конкурс социальных проектов, а в этом случае оцениваются все социальные проекты по 12 очень крупным направлениям, и лучшие проекты, признанные экспертами, получают финансовую поддержку. Есть грантооператоры, которые работают с конкретными видами деятельности, это могут быть организации поддерживающие спортивные инициативы, инициативы в области здравоохранения, либо инициативы, связанные с апробацией новых технологий либо научными исследованиями.
Организация-грантооператор организует конкурс, а на этот конкурс авторы либо организации подают социальные проекты. И в том случае, если социальный проект признан победителем, организации выделяется грант.
Грант в этом случае — это финансы, то есть деньги, которые получает организация для того, чтобы реализовать свой проект за отведенный промежуток времени и посмотреть, насколько изменится ситуация в обществе.
Грант - это финансовая помощь для реализации конкретного социального проекта, хотя социальный проект может реализовываться и без всякой финансовой помощи со стороны.
Как и в любом грантовом конкурсе, все начинается с изучения положения о грантовом конкурсе, который определяет, какие организации могут участвовать, какие есть критерии для того, чтобы можно было социальный проект подать на соискание грантового финансирования. В 2024 году одним из критериев, на которые мы обратили внимание, одним из условий участия было соотношение суммы, которую можно запросить, и количество человек, которые по итогу должны быть вовлечены в мероприятия.
Поэтому здесь одна из наших первых задач была понять, сможем ли мы с таким количеством человек провести активность и вообще с каким количеством человек мы можем провести активность. В 24-м году для того, чтобы запросить максимальную сумму гранта до 15 миллионов, необходимо было охватить не менее 5000 школьников. И мы, соответственно, смотрели вместе с коллегами из Сахалинского отделения Красного Креста, реально ли и какое вообще количество реально охватить мастер-классами с учетом ограничений, которые у нас есть.
Это транспортное ограничение, это ограничение по количеству инструкторов первой помощи обученных, и это ограничение, связанное с расходными материалами и оборудованием, которое используется для проведения мастер-классов по первой помощи. Здесь мы зафиксировали, что основная активность проекта будет вовлечение школьников в первую помощь и прям проведение мастер-классов с максимальным охватом.
Дальше необходимо было учитывать, что реализация проекта начиналась в мае, заканчивалась в ноябре, то есть это не так много времени, и еще минус три месяца лета. Если мы говорим про работу со школьниками, то необходимо понять, реально ли за оставшиеся четыре месяца — май, сентябрь, октябрь, ноябрь — охватить большое количество ребят и вообще, какое количество можно охватить.
То есть еще до того, как мы углубились в методическое проведение мастер-классов, что конкретно мы будем показывать, что конкретно будем давать ребятам, необходимо было понять, насколько хватит наших сил для того, чтобы реализовать этот проект. В принципе, проектирование началось с того, что мы собрали информацию, сколько у нас школ в Сахалинской области, в каких муниципалитетах школы присутствуют и какая примерно численность человек.
Необходимо было понять, вообще, есть ли тот контингент, с которым мы хотим работать. То есть здесь мы начали отталкиваться от того, сколько можем мы и сколько вообще есть школьников. И если это более-менее стыкуется, мы можем охватить такое количество, которое мы планируем, такая целевая аудитория вообще есть на Сахалине, тогда можно переходить уже к следующему шагу. Первое, с чего мы начали, это, собственно, планирование наших ресурсов. Что у нас есть? Ведь социальный проект может не получить поддержку, а если мы уже о нем заявим, то обратного пути нет.
Поэтому первое, с чего началась наша работа, это аналитика муниципальных образований Сахалинской области и количества человек, детей, школьников, основной целевой аудитории, которая там есть. И здесь мы, наверное, поставили такую первую точку. Мы поняли, что мы можем охватить семь с половиной тысяч человек.
Благополучателем проекта является человек, чья жизнь качественно изменилась после того, как он принял участие в проекте. Например, он научился тому, чего не умел. У него появились новые инструменты и знания, которых не было раньше. Теперь он сможет самостоятельно принимать участие в различных активностях, когда раньше не мог. В контексте нашего проекта конечным благополучателем является школьник, который раньше не умел оказывать первую помощь, теперь научился, раньше не знал, как себя вести в экстренной ситуации, теперь знает. Раньше не мог объяснить службам спасения, что случилось и кому требуется помощь, а теперь знает алгоритм вызова скорой помощи и правильной работы с оператором.
На тот момент мы провели аналитику, посмотрели, что всего на территории Сахалинской области, если я не ошибаюсь, было 68 тысяч школьников. Один из критериев проекта, уже дальше в оценке, это его масштабность. Это либо географическая масштабность, в каких муниципалитетах проходит проект, либо процентный охват всей целевой аудитории. Сколько процентов всей целевой аудитории, имеющейся на территории, было охвачено проектом. Тем более 15 миллионов достаточно большая цифра.
Несмотря на то, что при максимальной сумме финансирования в 15 миллионов минимальная планка была 5000 человек, мы решили, что само участие в мастер-классах — это разовое касание, ведь первую помощь необходимо повторять, повторять, повторять, это должен быть механический навык. Мы начинаем с разового касания, чтобы ребята, в принципе, попробовали себя вообще в первую помощь как таковой. И мы решили, что будет немножко неправильно или нечестно запрашивать максимальную сумму на разовое касание 5 тысяч человек.
Поэтому мы сначала думали все-таки охватить 10 тысяч человек, потом уже посчитали ресурсы, посмотрели временные затраты, посмотрели, куда мы успеем добраться за 4 месяца активной реализации проекта и остановились на количестве 7 с половиной тысяч человек.
При этом мы постарались по минимуму взять школьников, которые проживают в Южно-Сахалинске, как в областном центре, и постараться увеличить максимально охват именно ребят, проживающих за пределами регионального центра, за пределами крупных районных центров, и постарались запланировать охват ребят, которые проживают даже в маленьких городах и деревнях, там, где факторов опасности может быть даже больше, чем в большом городе.
Семь с половиной тысяч школьников — это был вызов команде, себе, ресурсам, нашим возможностям. Нужно было посмотреть, насколько это реально. Ну и дальше мы сложили в кучу условия конкурса, количество школьников, которые есть, наши возможности тренеров, наши возможности транспортные. И таким общим консенсусом получилось, что семь с половиной тысяч — Это как раз то количество человек, которые мы можем охватить в рамках проекта.
Главной ценностью в проекте, как я понял, это проведение мастер-классов по оказанию первой помощи, вовлечению школьников в эту тематику. Как ты сказал, первое касание. Что с актуальностью, инновационностью этого проекта? Потому что эксперты точно знают, что это оценивают, конкретно в Сахалинской области. Расскажи про вот это, пожалуйста.
Как мы понимаем, в обучении, в привитии, в развитии навыков первой помощи у них нет ничего инновационного и уникального. Мы не эволюционируем, у нас ничего нового не появляется, поэтому первая помощь как оказывалась, так и оказывается. У нас все там же сердце, все там же легкие. Тем более по факту обучение школьников первой помощи первичными разовыми касаниями занимается достаточно большое количество организаций. В школах, которые более-менее развиты, и есть пары ОБЖ, есть касание про первую помощь, что она в принципе существует и что можно что-то сделать.
Есть касание в среднеспециальных и высших учебных заведениях на парах БЖД. Тоже короткий экскурс в первую помощь. Есть волонтеры-медики, которые рассказывают про первую помощь. Есть Красный Крест, который рассказывает про первую помощь. То есть, фактически, здесь не было ничего уникального. Ни для территории, ни для целевой аудитории, ни для механики.
Поэтому мы поняли, что вряд ли сработает и будет поддержан проект, который ничего в себе уникального, нового не несет, и начали смотреть, какие другие формы обучения и первой помощи мы можем предложить. И одна из интересных идей, которую мы раскрутили и реализовали, это было, так скажем, то, что мы внутри себя называли лагерь выживания. Благодаря тому, что есть помещение, здание в селе Таранай, мы организовали для старшеклассников, для ребят 9−11 классов небольшие смены выездные по обучению и первой помощи на берегу моря.
Мы организовывали формат лагеря, где ребята выезжают, живут на территории села Таранай вместе с инструкторами, а инструкторы учат их оказывать первую помощь буквально с использованием всего, что есть под рукой, потому что первая помощь — это не всегда, когда у тебя есть аптечка, бинт, жгут и все остальное. Порой первая помощь — это умение оказать человеку в кризисной, в экстренной ситуации помощь буквально из того, что есть. Снять ремень, найти палку потолще, сделать шину, перевязать рану и так далее. Поэтому вот этот формат лагеря выживания, он заключался в том, чтобы учить ребят развивать у них навыки оказания первой помощи буквально с использованием всего, что есть под рукой.
Механика была интересная, ребятам очень понравилось, как вот мы уже потом по итогам реализации проекта срезали. И одной из интересных движух, которая проходила, это были ночные тренировки, когда инструкторы поднимали ребят, и перед ними ставилась задача провести эвакуацию, обработать рану одному из пострадавших, одному из актеров, который тоже выбирался из ребят.
И вот такие вот симуляции, такие вот квесты, они оказались таким чем-то свежим и новым, что как раз в первой помощи, в классическом обучении первой помощи сыграло свою роль. Что касается актуальности, нельзя сказать, что актуальность уметь оказывать первую помощь как-то изменилась. По мнению нас, это всегда актуально, уметь оказывать первую помощь.
Мы посчитали, что это актуальная история, особенно, учитывая географию Сахалинской области, разбросанные города, села, лес, реки, поля, медведи и все, что может встретиться даже в походе за грибами. Не весь остров — это мегаполис с относительно безопасной средой. Это в любом случае определенные моменты, определенные активности, которые могут привести к кризисной ситуации. Поэтому чем больше людей знают, как оказывать первую помощь, тем лучше. Ну, вот с таким постулатом мы и вышли на проект.
Актуальность заключается в географических особенностях Сахалинской области и в географических особенностях малых городов и сел, как раз упор на которые мы в проекте хотели сделать.
Можем сделать вывод, что всегда даже самым привычным, обычным вечным ценностям, можно придумать какую-то классную интересную форму, чтобы заинтересовать нашу целевую аудиторию. То есть, например, скучная первая помощь, на первый взгляд, которая может показаться, можно сделать интересной для школьников и собрать под вот эту ценность проект.
При проектировании какие инструменты использовал? Какие сложности были при сборке такого масштабного проекта? Потому что из мета достаточно должна быть большая, детализированный календарный план, такой немножко резанный, разрозненный, с учетом вот этого летнего периода. Расскажи подробнее про это.
Первое, с чего мы начали все-таки работать уже, когда мы собирали проект, это мы начали прогнозировать количественный результат, то есть все-таки сколько мы хотим охватить ребят. Мы уже поняли, что мы хотим первую помощь для разных возрастных категорий, мы уже поняли, что мы хотим лагерь. Дальше мы понимаем, что методика вовлечения в первую помощь ребят 1-й и 4-й классов все равно отличается от методики вовлечения 5-8, 9-11 классов.
Используя статистику Министерства образования по количеству школ, количеству ребят, мы в первую очередь начали делить целевые аудитории, потому что, когда мы говорим, что мы хотим вовлечь молодежь, детей, школьников, инструменты вовлечения разные, способы отнесения информации разные, и сами результаты качественные будут отличаться. Если ребят 1−4 класса, нам важно было показать им, что оказывать помощь — это не страшно, развить в них потребность оказать помощь, то ребятам 5−8 классов можно давать механики практические, то есть можно научить перевязывать раны, можно научить работать с ушибами, можно научить хотя бы первичным действиям, связанным с переломами. Ребята 9−11 классов, как правило, уже физиологически развитые, то есть они могут и полноценную сердечно-легочную реанимацию сделать, они могут уже полноценно организовать эвакуацию.
Мы разделили категории благополучателей в зависимости от того, до какого качественного результата мы их можем довести через проект, и определили, что наши вот эти 7500 человек, они разделятся: 1500 — это старшеклассники, 3000 — это ребята среднего звена, и в пределах 3 тысяч — это школьники 1−4 класса. Начали с этого.
Затем, используя те же открытые данные, статистику Министерства образования, мы начали смотреть, а где столько школьников есть. То есть убираем Южно-Сахалинск, мы берем остальные муниципальные образования и смотрим, какие есть школы и какая численность. Там, ребята различных возрастов. И здесь у нас уже начала складываться география проекта. Мы начали определять, куда мы поедем, где мы хотим у ребят навыки первой помощи все-таки развить.
К сожалению, в связи с чуть более сложной логистикой, нам же нужно еще оборудование, не только инструктора привезти, нам нужно же еще и оборудование привезти, тренажеры, расходные материалы. В течение нашего первого проекта в 2024 году мы не стали расширять географию проекта на Курильские острова, потому что 3 из 18 муниципальных образований находятся на Курильских островах - Северные Курилы, Центральные и Южные Курилы - в этот проект, к сожалению, не попали, потому что у нас остался невыясненным вопрос именно транспортировки большого количества оборудования.
И мы остановились на острове Сахалин, на муниципалитетах именно острова Сахалин, а 15−17 муниципалитетов у нас попали в реализацию проекта. Это наш был уже второй шаг. Хорошо, мы определили количество ребят по возрастным категориям.
Второе, исходя из этого, мы определили непосредственно муниципалитет, ну и фактически определили школы. И самым сложным здесь была состыковка расписания. То есть необходимо было на 4 имеющихся месяца, фактически май, сентябрь, октябрь, ноябрь, построить логистику оборудования, логистику инструкторов таким образом, чтобы они по всем предполагаемым муниципалитетам у нас проехались.
Когда мы начали составлять логистику, у нас по факту получилось, что мы охватываем не 15, а 14 муниципалитетов. Потому что самый отдаленный на острове муниципалитет, Охинский городской округ, город Оха, у нас не попал. Потому что от ближайшего муниципалитета другого, от Ноглик, там практически 250 километров еще дополнительно ехать, опять-таки с оборудованием, не самые лучшие дороги.
Поэтому вот здесь уже на этапе проектирования расписания, мы поняли, что охватить все, что мы хотим, не получается. Опять-таки, ввиду ограничений ресурсов, мы оставили 14 муниципалитетов. Наверное, дня три у нас ушло на то, чтобы составить график того, как будут проходить мастер-классы, в разрезе, в какой школе, с каким возрастом, в каком муниципалитете работать, как организовать логистику, где будут проживать инструкторы.
Полноценно три рабочих дня, которые мы проектировали расписание. Это, наверное, был первый раз, когда при составлении проекта мы начали использовать диаграмму Ганта для того, чтобы сформировать весь календарь.
В результате у нас получился огромный Excel, в котором было больше ста мероприятий расписано в разрезе конкретного города, конкретной школы и конкретного возраста для того, чтобы можно было понять, когда и где должны быть наши инструкторы, чтобы это не пересекалось, чтобы не надо было там срочно бежать из одной школы в другую. Большой файл, который мы получили, мы также прикрепили к заявке, потому что с точки зрения эксперта, визуализация календарного плана очень сильно упрощает чтение текстовой информации, поэтому мы понадеялись, что мы облегчили жизнь тому эксперту, тем экспертам, которые нашу заявку проверяли.
С тех пор диаграмма Ганта как формат составления календарного плана больших мероприятий, масштабных мероприятий, в принципе, стало для нас уже стандартом.
Еще одним инструментом, которым мы раньше пользовались от случая к случаю, а сейчас стали использовать полноценно при проектировании любого проекта, даже небольшого, стала презентация.
Мы думали, что у нас есть новая крутая свежая идея – делать презентации, а когда первый раз использовали, поняли, что так надо было делать всегда. Мы собрали презентацию проекта. И для того, чтобы визуализировать экспертам, что же мы хотим делать, как мы хотим это делать, как мы видим проект, мы стали использовать нейронные сети для того, чтобы рисовать изображения, потенциальные картинки процесса, процессов проекта - в каких условиях мы учим первой помощи, как должен выглядеть лагерь первой помощи, как должны проходить мастер-классы в рамках у младших школьников, у среднего звена, у старшего звена, какое оборудование, как мы будем использовать, как мы будем проводить симуляции каких-то экстренных ситуаций.
Можно было поискать похожие картинки в интернете, разнородные, но скорее всего это не привело бы к хорошему эффекту, потому что нам пришлось бы отталкиваться от того, какие картинки есть. Поэтому в этом проекте мы также стали плотно использовать нейросети, но не для написания проекта, не для составления проекта, а именно рисующие нейросети для визуализации каких-то ключевых моментов, что мы хотим в нашем проекте получить.
Сейчас, что составление диаграмм для проектов, в которых больше 10 мероприятий, что визуализация проекта через нейросеть для нас уже стала стандартом. И мы надеемся, что эти инструменты сильно облегчают экспертам жизнь, экспертам не надо додумывать за нас. Мы им предлагаем уже более такую яркую картинку того, чем проект должен стать.
Это хорошая подстраховка от того, чтобы неправильно донести идею эксперту фонда, потому что он же не во всех сферах эксперт, он не все мог видеть, не все может знать, и при помощи такого несложного инструмента мы можем сделать хорошую понятную картинку, как это должно выглядеть на самом деле.
Теперь давай поговорим про реализацию. Как проект получился на бумаге и как он реализовался на самом деле. Какие выводы были сделаны, что было особо сложным, что получилось легче, чем предполагалось.
На этапе проектирования показателей - 7,5 тысяч человек, 14 муниципальных образований, 4 месяца работы впереди, мы, соответственно, делали смету, в которую закладывали все необходимые расходные материалы, оборудование, проживание инструкторов, питание инструкторов, транспортные расходы, связанные с охватом территории почти всего острова Сахалин. И, соответственно, мы запросили определенную сумму, которая была рассчитана, исходя из планов по реализации.
Когда мы узнали, что наш проект победил, мы, конечно, очень были рады, почти рады тому факту, что мы выиграли, потому что в 23−24 году Движение Первых у проектов, запрашивавших почти максимальную сумму, одобренную сумму уменьшало в пределах 15%. То есть мы запрашивали, грубо говоря, 13,5 миллионов на реализацию этого проекта, нам одобрили 11 с небольшим.
После первой эйфории, ура, наш проект поддержали, пришла жестокая реальность, которая говорит, ребята, у вас на 2 миллиона меньше, но есть все те же 7,5 тысяч человек, 14 муниципальных образований, и надо с этим что-то делать. Поэтому проект уже пошел не так, как мы его планировали на бумаге, но как бы у нас команда сильная, есть хорошие партнеры.
Здесь мы достаточно легко выкрутились из ситуации, поняли, что без этих двух миллионов можно обойтись, возьмем не 4 манекена, а 3, где-то возьмем не 15 литров крови искусственной, а 10 литров для мастер-классов, но было принято принципиальное решение не уменьшать количество благополучателей. Раз уж мы рассчитали, что у нас есть ресурсы на 7,5 тысяч человек, то проект в любом случае будет на 7,5 тысяч человек. Дальше посмотрим, где и можно ли будет в процессе реализации проекта сэкономить.
Если не получится сэкономить, значит добавим собственное финансирование для того, чтобы все-таки проект реализовался, чтобы мы его сделали максимально близко к той идее, к которой мы изначально закладывали. Сейчас проект завершился полгода назад, то есть процесс реализации проекта соответствовал тому изначальному плану, который мы строили.
Итак, у нас 4 месяца, у нас 14 муниципалитетов, единственное, что добавилось, мы не стали изначально учитывать - получилось вовлечь в реализацию проекта также различные летние лагеря, которые реализованы при школах, либо при оздоровительных центрах. В нашем случае это «Лесное озеро», это «Юбилейный». За счет этого получилась история, что по итогу реализации проекта количество итоговых благополучателей превысило планируемый результат.
То есть при плановом значении 7,5 тысяч человек, через проект прошло чуть больше 8800 человек. Как раз за счет добавления тех категорий летом, тех лагерей летом, которые мы изначально не учитывали, потому что на этапе проектирования, это был февраль 24-го года, еще не было полноценной информации, будут ли летние лагеря. Когда они появились, мы поняли, что в принципе их мы тоже можем охватить. В целом реализация проекта не отличалась от изначальной идеи.
Работали мы с 1-4 классами по методике «Коленька научит», чтобы рассказать ребятам, какие опасности есть, что такое экстренная ситуация и как помогать друг другу, и что важно помогать друг другу. Мы взяли 5-8 классы и показывали уже на полуторстах, на больших манекенах, как оказывать первую помощь, как организовывать транспортировку.
Ребята 9−11 классов съездили в лагерь, участвовали в сменах по выживанию. Понятно, что не все полторы тысячи. Мы изначально закладывали полторы тысячи старшеклассников, часть из них проходит только теоретические занятия, особенно это касается отдаленных муниципалитетов, которых мы бы физически не привезли в лагерь, а ребята из ближайших муниципалитетов, они прошли - в пределах 200 человек. Мы посмотрели на то, как это работает. Вот, здесь тоже получилось все сделать так, как мы изначально планировали, как мы изначально хотели. Когда проект закончился, стало понятно, что он соответствовал тому, что мы планировали сделать.
И оказалось, что да, команда не надорвалась, хотя была близка к этому, учитывая такое увеличение участников, что ресурсов хватило и времени хватило для того, чтобы этот проект реализовать.
В чем была причина уменьшения финансирования? Эксперты фонда посчитали то, что за меньшие деньги можно достичь точно таких же количественных качественных результатов или потому что большему количеству проектов они хотели оказать поддержку?
Я думаю, да, ключевое здесь это именно увеличение количества проектов, которые получили поддержку.
Получается, это не единственный проект, которому уменьшили финансирование, чтобы увеличить общее количество поддержанных проектов.
Потому что президентский фонд дает тебе ровно столько денег, сколько ты запросил, ты либо выиграл все, либо не выиграл ничего. Росмолодежь всегда корректирует смету, получается Движение Первых в рамках грантового конкурса, по крайней мере конкурсов 23 и 24 годов, именно у проектов с большим финансированием немножко уменьшало планку для того, чтобы профинансировать большее количество проектов.
Вот в 2025 году, когда мы заходили на конкурс также Движения Первых, мы тоже писали проект почти на максимальную сумму. Он получил поддержку, но он получил поддержку ровно в тех суммах, которые мы запросили, то есть он уже корректировкам не поддавался.
Еще такой вопрос при проектировании заявки. Все-таки работа достаточно объемная, аналитическая, много вещей нужно учесть. Как происходило делегирование по задачам в написании, в проектировании и в подготовке заявки? То есть были ли такие вещи, которые можно было на команду перевести?
В любом случае, конечно, делегирование было. Здесь как бы глупо отрицать, что человек, пишущий грант, может разбираться абсолютно во всех нюансах любой деятельности, которую он включает в грант. Поэтому, конечно же, то, что касается, например, составления сметы, расходных материалов и выбора тех манекенов, того оборудования, которое нужно для проведения мастер-классов по первой помощи, вот эту работу проводили непосредственно инструкторы Сахалинского отделения Красного Креста.
Они отбирали первичное оборудование, которое встанет в состав заявки. То, с которым они умеют работать, то, с которым они могут работать, и то, которое не превратит первую помощь в рамках проекта в стандартные мастер-классы, которые и так все ведут. А то, что касается бинтов, жгутов и прочего расходного материала, конечно, эту информацию также предоставляли инструкторы, потому что они гораздо лучше знают, как проводить мастер-классы, сколько мастер-классов можно провести, грубо говоря, из одного литра искусственной крови, сколько человек можно охватить.
Поэтому то, что касается расчетных показателей сметы, то, что касается расходных материалов, эту часть сметы и, конечно, из себя забирали инструкторы. То, что касается именно активности в рамках проекта, мы устраивали мозговой штурм тоже вместе со специалистами Красного Креста. Нужен ли лагерь выживания, чем его наполнять, как будут отличаться методики работы с младшими школьниками и средними школьниками.
Такая работа тоже проходила вместе с инструкторами, вместе с сотрудниками Сахалинского отделения. И, соответственно, она потом легла также в текст заявки для того, что показать, рассказать, что конкретно мы хотим сделать. То, что касается календарного планирования, то здесь учитывались возможности наших партнеров, транспортных компаний, которые могут организовать выезды, но там по большей части решения принимались единоличные, а в рамках сметы проекта, чтобы никуда в сторону там не ходить. Фактически мы составили план работы для регионального отделения там на ближайшие полгода. Ну и в любом случае при проектировании проекта, когда уже есть готовый черновой вариант, происходит вычитка проекта. Проект вычитывают как специалисты регионального отделения Сахалинского Красного Креста, так и независимые привлеченные люди.
И здесь важно понять, насколько качественным и простым языком, насколько понятна и сложна идея проекта. Потому что если человек, который никогда не работал в Красном Кресте, который никогда не занимался социальным проектированием, откроет твою заявку, прочитает и поймет, что ты хочешь сделать, то это хорошо. Это прям показатель. А вот если у человека начинают возникать вопросы, то, соответственно, идешь и переписываешь заново.
И чтобы не было вот этого вот проблемы знающего человека, всегда, конечно, есть некий внешний человек, внешний консультант, внешняя просто персона, который существует, который занимается вычиткой проекта. Вот эта часть тоже делегируется для того, чтобы понять, насколько проект хорошо написан.
Ну и в завершение давай немного поговорим про итоги проекта, какой получился социальный эффект, есть ли у проекта отложенный социальный эффект, как он проявляется, и можно ли считать проект полностью завершенным.
То, что касается количественных результатов, мы их немножко затронули. При плановом значении 7,5 тысяч человек мы охватили чуть больше 8800 школьников с 1 по 11 классы. У нас неизменной оставалась география проекта — это 14 муниципальных образований, мы, в принципе, пропорционально увеличили разбиение, то есть у нас на 1300 человек прошло через проект больше, а по факту пропорционально увеличились изначальные возрастные группы.
Что касается количественных показателей, мы их немножко превзошли. То, что касается качественных результатов, тех позитивных изменений, которые произошли у целевой аудитории после участие в проекте. Я думаю, что здесь можно вернуться к началу разговора. Оказывать первую помощь — это навык. И очень хорошо, когда тебе этот навык никогда в жизни не пригодится. Но если ты оказался в ситуации, когда этот навык нужен, а у тебя его нет, вот это уже как раз негативный результат, к которому мы можем прийти.
Мы не можем гарантировать, что те навыки, знания, которые мы дали ребятам в рамках реализации проекта, они им потребуются. Наверное, результатом будет то, что ребята про эти навыки знают, они знают, как действовать и что можно сделать в случае наступления экстренной ситуации.
В рамках таких проектов мы никогда не сможем гарантировать, что после нашего мастер-класса спасут 500 жизней, окажут первую помощь 400 раз, потому что мы никогда не сможем заранее спрогнозировать, окажется ли человек в экстренной ситуации и будет ли рядом с этим человеком участник нашего проекта. Поэтому то, что касается мастер-классов о первой помощи, это всегда только долгосрочный эффект, это всегда только отложенный эффект, который проявится ровно в тот момент, когда участник нашего проекта окажется в кризисной ситуации, и его помощь кому-то потребует.
Я думаю, что сам факт того, что мы школьникам показали, что первая помощь — это не страшно, что всегда можно человеку помочь, и это, конечно, выглядит далеко не так, как в фильмах, когда нам показывают, когда кто-то кричит дефибриллятор, адреналин в сердце, что первая помощь — это просто механические действия, направленные на поддержание функции организма человека, пострадавшего какой-либо ситуации, это должно стать нормой.
Именно такое отношение к первой помощи, отношение к чужой жизни, к чужому здоровью, оно должно стать нормой. Поэтому я надеюсь, что в рамках реализации этого проекта вот таких вот качественных изменений мы все-таки достигли. Мы показали, что первую помощь оказывать не страшно и не сложно, её можно оказать, то найти нуждающегося человека и не пройти мимо, когда ты ему можешь помочь — это тоже качественный результат, это изменения, которые возникли.
Снятие некого флёра таинственности с процесса оказания первой помощи — это тоже результат, который вкупе через какое-то время, если человек окажется в ситуации, когда необходимо первую помощь оказать, он сможет это сделать.
Даже если мы начнём говорить про то, что первую помощь можно оказать неправильно, как говорят наши инструкторы, когда проводишь сердечно-легочную реанимацию, не надо бояться сломать человеку ребро, потому что мёртвому ему целое ребро не нужно. Поэтому навык оказания первой помощи точно должен обладать и каждый. Поэтому такие проекты, как мы думаем, всё-таки будут актуальными всегда.
К тому же есть же исследования в любом случае, и ты знаешь, мы когда начали разбираться в первой помощи, вообще в статистике, даже больше не про актуальность, не про конкретно вот проект, который подавали на Движение Первых, а вообще первой помощи. Есть статистика, что каждый пятый человек, погибший в экстренной ситуации, это человек, которому просто вовремя не оказали первую помощь.
Его можно было бы спасти, но время между наступлением критической ситуации и прибытием кареты скорой помощи, как бы быстро скорая помощь не ехала, это время, от которого зависит жизнь человека. И каждый пятый погибший в экстренной ситуации, это тот, кому не оказали первую помощь вот в этот временной разрыв.
Центральный аппарат Российского Красного Креста в своей стратегии до 2030 года ставит показатель, что в Российской Федерации каждый третий человек должен уметь оказывать первую помощь, учитывая, что сейчас этот показатель в среднем каждый двадцатый человек. Амбициозная цель. Классная амбициозная цель, конечно, она у нас отзывается вне зависимости от того, связаны мы с Красным Крестом или нет, потому что, как ты очень точно и правильно сказал, всегда будет спокойнее, если ты знаешь, что вокруг тебя есть люди, которые могут первую помощь оказать. Либо хотя бы знают, как правильно в этой ситуации среагировать.
Последний вопрос по именно проектированию. Насколько важно задумываться об вот этом отложенном социальном эффекте проекта, может ли он отсутствовать и вовсе при проектировании, и может ли он отсутствовать ну как фактически в целом полностью после проведенного комплекса там всех мероприятий проекта.
По моему субъективному мнению, все проекты, которые делаются, они и делаются ради этого отложенного социального эффекта. То есть ради тех позитивных изменений, которые должны произойти, когда проект реализован. Потому что если у проекта подобных качественных результатов нет, то он не социальный. То есть он не привел ни к каким изменениям в жизни благополучателей - либо прямых, либо косвенных - кто может также получить блага от проекта, тогда возникает вопрос, зачем этот проект был нужен.
Поэтому качественные результаты, качественные и позитивные, главное, изменения в жизни общества либо конкретной целевой группы сейчас, либо через какое-то время, и чаще всего через какое-то время, это и есть результат реализации социального проекта. Всем спасибо.