Найти в Дзене
ПСТГУ

«Божье дело не терпит ни малейшего небрежения»

Интервью с выпускницей факультета церковного пения, регентом, матушкой и многодетной мамой Татьяной Александровной Калинич (Астаховой). – Татьяна Александровна, спасибо, что, несмотря на Вашу занятость, согласились дать интервью. Расскажите, пожалуйста, как Вы узнали о Свято-Тихоновском университете? – Об университете мы с мамой прочли в книге «Отец Арсений» (издание ПСТБИ). Потом узнали, что там учатся наши знакомые – дети ныне покойного отца Сергия Правдолюбова. Они-то нам и рассказали подробнее об университете. – Какое музыкальное образование у Вас было до поступления в ПСТГУ? – До поступления в ПСТБИ я окончила музыкальную школу в городе Касимове Рязанской области по классу аккордеона. – Почему Вы выбрали именно церковное пение и были ли другие варианты? – Был вариант поступать в Рязанское музыкальное училище на народное отделение. Но к тому времени в приоритете оказалось духовное образование, мне нравилось петь в церковном хоре (ещё в первом классе я попала на клирос). – Что больш

Интервью с выпускницей факультета церковного пения, регентом, матушкой и многодетной мамой Татьяной Александровной Калинич (Астаховой).

– Татьяна Александровна, спасибо, что, несмотря на Вашу занятость, согласились дать интервью. Расскажите, пожалуйста, как Вы узнали о Свято-Тихоновском университете?

– Об университете мы с мамой прочли в книге «Отец Арсений» (издание ПСТБИ). Потом узнали, что там учатся наши знакомые – дети ныне покойного отца Сергия Правдолюбова. Они-то нам и рассказали подробнее об университете.

– Какое музыкальное образование у Вас было до поступления в ПСТГУ?

– До поступления в ПСТБИ я окончила музыкальную школу в городе Касимове Рязанской области по классу аккордеона.

– Почему Вы выбрали именно церковное пение и были ли другие варианты?

– Был вариант поступать в Рязанское музыкальное училище на народное отделение. Но к тому времени в приоритете оказалось духовное образование, мне нравилось петь в церковном хоре (ещё в первом классе я попала на клирос).

– Что больше всего запомнилось за время обучения?

– О своих студенческих годах у меня много прекрасных воспоминаний: это чудесные тематические службы, которые с любовью и тщательностью готовила с нами Татьяна Ивановна Королёва. Атмосферу этих богослужений трудно передать словами. Также торжественное совершение Литургии в Успенском соборе Московского Кремля, которое возглавлял патриарх Алексий II, службы в Бутово, уроки гармонии на квартире у профессора Андрея Николаевича Мясоедова, миссионерская поездка в Пермский край с деканом нашего факультета отцом Алексием Емельяновым, поездка на Байкал с ректором университета отцом Владимиром Воробьевым. А еще встречи по вечерам у Татьяны Ивановны, когда она нам читала книги, показывала фильмы, рассказывала о разных удивительных местах и святынях.

Вся моя студенческая жизнь – одна большая встреча с прекрасными людьми, любящими Бога, богослужение и своих студентов. Никогда не забуду, как на первом курсе я сильно заболела и не могла приехать на занятия. Мобильного телефона у меня тогда не было, и я позвонила в деканат. Трубку взяла Евгения Борисовна Резниченко (тогда заместитель декана факультета по учебной работе – Ред.), которой я больным голосом сообщила, что не могу прийти на хор. А хор пропустить можно было «только мертвому», как мы тогда шутили. Вечером Евгения Борисовна была уже у нас в квартире на Алтуфьевском шоссе с пакетом лекарств и фруктов. Она сама показала моей тете, как делать мне массаж, чтобы облегчить мое состояние. Я была потрясена до глубины души: смела ли я рассчитывать на такое участие со стороны человека, который меня и не очень-то хорошо знает? Скорее всего, Евгения Борисовна и не помнит этого, так как таких, как я, у нее было много.

Мои любимые Елена Анатольевна Демиденко (Царствие Небесное ей!) и Евгения Евгеньевна Гатовская не только учили своим предметам, но и советами принимали участие в моей личной жизни. С огромной благодарностью вспоминаю всех своих преподавателей.

– А какие-то трудности встречались во время обучения или энтузиазм все покрывал, и все давалось легко?

– Мне многое давалось с трудом. Я поступала после музыкальной школы и совсем не пианистка. Все, что было связано с игрой на фортепиано, требовало усилий и времени. А инструмента в однокомнатной квартире, где я жила с родственниками, не было. Приходилось заниматься до позднего вечера в свободных аудиториях. Боевой дух поддерживали любящие педагоги. Когда я на сольфеджио готова была расплакаться от того, что не могу расслышать как следует аккордовую последовательность (а уровень у всех был очень разный: я после школы, а кто-то после училища), Юлия Владимировна Шпурова, видя мою внутреннюю панику, спокойно и очень уверенно говорила: «Таня, не расстраивайтесь так, очень скоро Вы всё это будете прекрасно слышать». Так и произошло.

Трудностей было достаточно, но они довольно быстро перестали пугать, потому что очень ощущалась Божья помощь во всем. Я еще успевала подрабатывать. К третьему курсу у меня было пять работ. И как-то всё складывалось органично. Правда, на концерты и в театр не удалось походить, это было крайне редко.

– После окончания университета Вы вышли замуж. Ваш муж – священник. Скажите, пожалуйста, где он служит?

– Да, после окончания университета я вышла замуж. Мы с мужем приехали в Курскую область, где его рукоположили в священники. Три года мы жили в деревне, потом его перевели в город Курчатов, где он прослужил 13 лет. В этом году мужа назначили в сельский приход рядом с городом, в село Дичня. Теперь мы строим храм. А пока временно служим в маленьком храме, сооруженном из вагончиков.

– Теперь Вы многодетная мама. Удается ли работать по профессии или занимаетесь только семьей, детьми?

– У нас шесть детей. За все это время мне не посчастливилось уходить в декретный отпуск, так как на приходе очень развита хоровая деятельность. При храме Успения Пресвятой Богородицы в городе Курчатове с самого основания прихода был открыт филиал районной музыкальной школы (хоровое отделение). Я, по счастью, попала в свою стихию. Работы всегда было предостаточно: богослужебный смешанный хор, мужской хор, юношеский хор, детский хор, малыши-дошкольники.

В данный момент, к сожалению, эта деятельность пошла на спад ввиду разных обстоятельств. Есть план с начала учебного года набрать детей на новом приходе (желающие, слава Богу, есть).

– Не трудно ли заниматься с совсем маленькими детьми?

– Это самый легкий для меня состав. Особенно радостно, когда через год гудения они вдруг начинают петь чисто. Я не прогоняю никого из детского хора. Конечно, это создает определенные трудности в работе, но на моей памяти нет ни одного, кто бы в конце концов не запел.

Со взрослыми иначе. Основной состав хора – люди с хорошим слухом, но без музыкального образования. Многие приходят только на Литургию, потому что далеко живут. Спевки проводим по вечерам, чтобы работающие успевали, но потом сложно уехать, так как не ходит транспорт.

А подростки наши были все музыкальными, это была отрада и утешение. Но эти дети выросли и уехали учиться, теперь растим новых.

– Столько нагрузки! Вы ведь ещё и помогаете своему батюшке заниматься лагерем?

– Да, в 2012 году мужа назначили директором православного детского лагеря. До этого я занималась только творческими мероприятиями и музыкальными вечерами на сменах, а с 2012 года готовлю программы летних смен, провожу набор детей и персонала лагеря, занимаюсь закупкой подарков, инвентаря и всего необходимого для творческой и спортивной работы с детьми. В одной смене отдыхают 120 детей и трудятся 50 сотрудников. Всего три смены за лето, так что работа в лагере занимает 9 месяцев в году параллельно с храмовой жизнью. С ноября по январь у нас с батюшкой отдых от лагеря. Так что скучать некогда.

– Ваше обучение в университете помогает в Вашей деятельности? Если да, то как именно?

– По счастью, все, что мне удалось впитать в себя за время обучения в университете, дает мне возможность воспитывать моих детей, обучать чужих, помогать своему мужу на приходе, проводить богослужения и музыкальные занятия с детьми и взрослыми. Главное, что я усвоила от своих дорогих наставников, которых послал мне Господь: свое дело нужно делать с любовью, трепетом, старанием и прилежанием. Божье дело не терпит ни малейшего небрежения.

Всегда поминаю в молитвах отца Владимира Воробьева, всех учащих и учащихся. Низкий поклон, сердечная благодарность, многая и благая лета!

Сайт ПСТГУ: pstgu.ru