Когда занимался анализом затрат времени и средств на разработку наших изделий, вспомнил два типа оборудования, разработанных во времена СССР, с которым приходилось работать. Выпускали их на Псковском заводе АТС.
Телефонный концентратор К-16010. Лишние компоненты как возможность для рационализации и премии. Но что-то пошло не так.
Статья про него в моем блоге уже была, ссылка в конце. Разрабатывался он в конце 80-х, выпускался до конца 90-х.
Концентратор обеспечивает внутреннюю связь для 8 абонентов, исходящие и входящие вызовы по двум линиям телефонной сети. Конфигурирование (например, разрешение доступа к исходящей связи части абонентов) выполнялось с помощью трех переключателей. Нескольких дополнительных видов обслуживания (ДВО) для того времени было вполне достаточно, тем более мало кто ими умел пользоваться.
У меня и моих ребят (большей частью студентов нашего института, известного в народе как "Бонч") к концентратору было только две претензии.
Первая из них – плата, на которой размещались микропроцессор и релейный коммутатор была гетинаксовая, с тонкими дорожками, залитая толстым слоем лака. Нормально для армии, где ремонт происходит заменой плат, но для ремонта заменой компонентов очень плохо. С реле или резистором особых проблем нет, но чтобы перепаять БИС требовалось исключительное мастерство – я даже и не пытался. Был у нас один виртуоз – процессор ему не поддался, но контроллер ввода-вывода и другие микросхемы серии КР580 заменить удавалось. Замена ПЗУ с прошивкой на другую версию (сразу кроватку запаивали) получалась, но занимала массу времени.
Вторая претензия – в тему статьи. Продавали и устанавливали мы концентраторы К-16010 по нескольку штук в месяц, и довольно быстро выяснилась неприятная особенность – не со всеми типами АТС концентратор мог устанавливать исходящую связь. Если ДШАТС транслируемый номер воспринимали, то с координатными и электронными могли быть проблемы (сброс соединения, ошибка при приеме).
С помощью осциллографа выяснили, что параметры набора номера не только не соответствуют стандарту, но и меняются в процессе. Выпаяли несколько деталей – все заработало. Впечатление было такое (и оно позже подтвердилось) что их добавили в уже рабочую схему.
На заводе был отдел с функциями техподдержки и гарантии. Зашел к ним узнать, где взять нужных мне деталей, и мне предложили, за скромную сумму, примерно равную месячной зарплате на заводе, поделиться секретом, как сделать, чтобы номер набирался правильно. Показал сам на схеме. Это было в 1993 году.
Разработчики лишние детали добавили, чтобы через год-два их убрать (даже плату не пришлось бы переделывать, просто не запаивать) и получить премию. СССР закончился и премии за рацпредложения на заводе выдавать перестали, а ненужные детали так и остались. Возможно, руководство завода и не знало ничего, а сотрудники пытались хоть какую-то денюшку заработать. На следующий год завод эту проблему все-таки решил, а концентраторы перестали выпускать уже во второй половине 90-х.
Установка оперативной телефонной связи ПСКОВ-25. Плановая модернизация.
ПСКОВ-25 (выпускался с 1982 г.) заменил снятые с производства ПСКОВ-1 и ПСКОВ-2. Почему именно «25», какие версии ? Может в честь 25-летия завода или по номеру почтового отделения ? Не катит - на самом деле завод был открыт в 1959 г. (как филиал Ленинградской «Красной зари»), а 25 отделение почтовой связи и тогда было, и сейчас находится далеко от завода, на другом берегу Великой.
Могу предположить, что 25 – это емкость пульта, это наиболее правдоподобная версия, на ней и остановимся. Можно было соединять до трех пультов, и на каждый подключить 20 прямых абонентов и 5 соединительных 2-проводных линий с АТС (вместо одной из ник – четырехпроводную линию, т.е. фактически канал ТЧ). Правда если пульт был один, то можно было подключить 22 прямых абонента. По 80-м годам это была (на фоне установок «Кристалл», например) довольно приличная система в т.ч. и по дизайну пульта.
Установку ПСКОВ-25 приходилось и монтировать и ремонтировать, еще когда был студентом ЛЭИС им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (sic! именно так, нашего Михаила Александровича выпускники Бонча очень уважают). Запомнился она мне, в основном, механикой клавиш пульта (если директор нажимал от всей души, то жили они не очень долго, а вот если второй пульт стоял у секретарши, то на ее пульте таких проблем не наблюдалось).
Давно хотел написать про ПСКОВ-25, удерживало то, что про него и видео и статей в сети довольно много. При внимательном рассмотрении оказалось, что авторы не очень разобрались – рассказывают только про пульт, а не про саму систему, в которую входит блок электроники в виде шкафа, обычно монтируемого на стену. Обязательно напишу, а пока вернемся к нашей теме.
Установка выпускалась с 1982 г. и по начало 90-х и пережила одну модернизацию. Чтобы подключить пульт нового типа к блоку электроники старого, или наоборот, пульт старого типа к модернизированному блоку электроники, нужно было вносить изменения в схемы пульта или блока электроники старых типов, причем они тоже заключались в сокращении лишних элементов.
Был ли это естественный процесс оптимизации, или разработчики заложили лишние элементы, как возможность для внесения рацпредложений, неизвестно. Возможно кто-то из инженеров, работающих в 80-х на заводе статью прочитает – тогда просьба написать в комментариях, как было на самом деле.
В паспорте на пульт нашел вот такую информацию, из которой понятно, что если подключаешь новый пульт к установке (блоку электроники), выпущенному до 1986 года, надо изменить номинал резистора, закоротить транзистор и конденсатор.
В отличие от К-16010, где элементы не выпаиваются, тут они просто закорачиваются. Решил взглянуть на схему блока электроники, и найти на ней эти элементы. (Комплект эксплуатационной документации скачал).
Небольшая часть из схемы блока электроники. Но не совсем та ...
Схема электронного блока с R36, C10 и Т12 в комплекте документации нашлась, это оказался генератор периодических сигналов. Логично было бы предположить, что изменения должны вноситься в часть, отвечающую для подключения пульта, но, как видно из информации паспорта (см. скан выше), это все-таки генератор ...
В УОТС «Псков-25» все сигналы акустические (тональной частоты), подаются в телефонный капсюль микротелефонной трубки или головку громкоговорителя пульта.
Описание схемы есть, но читать было лень – скан комплекта эксплуатационной документации занимает 141 страницу формата А5. Спасибо неизвестному коллеге, оставившему на схеме свои заметки. На участке схемы ниже два генератора – сигнала «Вызов абоненту» (R36 и Т12) и тиккера (C10 ). Могу предположить, что «Вызов абоненту» это акустический сигнал, сопровождающий исходящий вызов прямому абоненту при нажатой клавише, которая мигает.
Под «тиккером» – здесь имеется ввиду акустический сигнал, подаваемый одному из абонентов при установленном соединении и не мешающий разговору. В зависимости от реализации может быть слышен только тому абоненту, которому подается или обеим. Уведомляет разговаривающего абонента, например, о входящем вызове. Изначально Tikker или Ticker (изобретен в 1908 г. датским инженером Вальдемаром Паульсеном, Valdemar Poulsen) представлял из себя примитивный электромеханический модулятор, подключаемый к детектору радиоприемника и издающий жужжание при наличии несущей. Использовался при приеме радиосигналов на слух, так же называли и его звуковой сигнал. Когда надобность в нем отпала, красивое название стали использовать в технике связи с несколько другим смыслом.
На полной схеме есть еще два генератора – входящего вызова и зуммера. Все четыре генератора реализованы по схеме мультивибратора. С резистором R36 особых вопросов не возникло, конденсатор С10 - уже есть сомнения, а вот если закоротить эмиттер с коллектором транзистора Т12, то генератор сигнала "вызов абоненту" работать не будет.
Объяснение у меня такое - схема эта модернизированного блока (выпуск после 01.01.86) и обозначения не совпадают. Вот только меня терзают смутные сомнения - ведь номер чертежа со схемой именно тот, на который дана ссылка. Поэтому нельзя исключать и другой вариант - это специальное упражнение для развития мозга и трудолюбия, с таким не раз приходилось встречаться - и в техдокументации и в поставляемом оборудовании. Воленс-ноленс документацию читать приходилось внимательно, а при необходимости и схемы перерисовывать в соответствии с тем, что есть на самом деле.
Post Scriptum.
В итоге получилось не совсем то, о чем я хотел написать, начиная статью. Главное, в процессе тренируется память, увидел схему генератора и стал вспоминать. На каких занятиях нам в техникуме объясняли схемотехнику мультивибратора я точно не уверен (склоняюсь к курсу «электронные приборы», но может быть и «электронные усилители» или "основы автоматики и ВТ").
Но промежуток времени точно установил – 2 семестр 2 курса (первая половина 1982, зимой исполнилось 16) – на летних каникулах реализовал знания на практике, в виде прибора для подсчета пульса. Изготавливался он для знакомой студентки мединститута, но так и не был, по стечению обстоятельств, подарен.
Генератор выдавал импульсы с регулируемой переменным резистором частотой. Количество импульсов в минуту устанавливалась по круглой шкале, щелчки были слышны в телефонный капсюль. Для определения пульса нужно было совместить удары пульса, определяемые на запястье со щелчками. Выяснилось, что с началом разряда батарейки настройка частоты сбивалась, так что потенциал для модернизации был.
Мой музей техники связи. Телефонный концентратор К-16010.