Невозможное возможно. Истории о разведчике Юлае Култуеве от его командира Николая Полуянова.
ДРУЖИЛИ МЫ С ВОЛОДЬКОЙ
В детстве я жил в Стерлитамаке, с первого класса учился в школе № 18. С одноклассником Володькой Полуяновым мы дружили – ну просто не разлей вода.
Я часто бывал у него дома, иногда оставался ночевать. Его отец, Николай Владимирович, воевал, был командиром разведроты, у него было много боевых наград. По вечерам мы, затаив дыхание, слушали его рассказы о войне. О себе он рассказывать не любил, но часто вспоминал своего земляка по имени Юлай, с которым прошёл дорогами войны до самой Победы. Воевали они в одной роте. Юлай был отважным разведчиком В минуты затишья они встречались и вспоминали родную Башкирию и довоенную жизнь.
Есть истории, которые заставляют поверить в невозможное. Рассказы Николая Владимировича о разведчике Юлае были именно такими.
ИЗ МУРАДЫМОВСКОГО УЩЕЛЬЯ
Родился и рос Юлай Култуев в Мурадымовском ущелье Башкирии. В те времена это были дикие края. Лес, скалы, река, зверьё, богатая природа. Отец работал лесничим, заодно и егерем, охранял лес и зверей от незаконного истребления. Юлай постоянно сопровождал отца на его ежедневных маршрутах, забирался на вершины скал и глубоко в лесную чащу. Вырос крепким, сильным и ловким, научился неслышно ходить и различать зверей, птиц и травы.
В начале 1944 года Юлая призвали на военную службу. После месячной стрелковой подготовки его, с учётом физических данных, зачислили в разведроту 618-го стрелкового полка 215-й стрелковой дивизии. Командиром роты был старший лейтенант Николай Полуянов.
ТУКТА! КУРКМА!
Враг отступал, но отчаянно сопротивлялся. Командованию постоянно требовались свежие данные о его планах и намерениях. Разведчикам работы хватало. Даже через край. Юлай впервые пошёл на самостоятельную охоту за «языком».
Зная расположение штаба полка противника, разведчик двинулся в этом направлении. Он уже понимал, что рядом со штабами враг теряет бдительность. И не ошибся. Неслышно подойдя к отошедшему по нужде часовому, он на башкирском сказал:
– Тукта! Куркма! («Стой! Не бойся!»)
Немец оцепенел от неожиданности. Думая, что это кто-то из солдат союзников, он переспросил:
– Дас ис вас «тукта»?
И опустил автомат.
– Мин башкорт («Я башкир»), – ответил Юлай и, подойдя к немцу вплотную, оглушил его ударом кулака.
Тяжёлого солдата с оружием и в полном обмундировании пришлось тащить до расположения части на спине через лес еле заметными тропами. Дойдя до базы разведчиков, он положил «добычу» на землю и сел перекурить и отдышаться.
Подошедшие разведчики и командир роты, услышав в подробностях историю захвата «языка», чуть не попадали со смеху и долго не могли успокоиться.
Боевая обстановка стремительно менялась, войска шли вперед. Командованию постоянно требовались свежие данные. Юлай ещё не раз ходил на самостоятельную охоту и, используя свой отвлекающий маневр, без добычи не возвращался.
УГНАЛ «ФОРД» С НЕМЕЦКИМ ПОЛКОВНИКОМ
Следующая история о Юлае совсем удивила нас. Следуя своей привычке искать «языка» ближе к штабу, он, подойдя к нему, увидел заведённый штабной «Форд». За рулём сидел шофёр и ждал кого-то. В голове у Юлая мгновенно созрела идея захватить машину и пассажира. Неслышно подойдя к «Форду» с работающим двигателем, он открыл дверцу и ударом в висок «отключил» шофёра. Быстренько оттащил его в кусты, надел пилотку и уселся на водительское место. Через минуту вышел пассажир – немецкий полковник с портфелем в руках. Открыв дверцу, он уселся на соседнее кресло. Его тут же оглушил кулак Юлая. Выведя машину на дорогу, он двинулся в сторону расположения своей части. «Дремлющий» на переднем сиденье полковник подозрений не вызывал. А Юлай спокойно доехал до штаба части и сдал полковника вышедшим навстречу сотрудникам СМЕРШа. Находившийся на заднем сиденье портрет фюрера в рост он занёс в кабинет, где сидел переводчик, и поставил у стены. Следом ввели немецкого полковника. Увидев портрет вождя, он чуть не упал перед ним на колени. Для него изображение фюрера было подобно иконе, отпускающей грехи. Попросив у него прощения, немецкий офицер охотно стал рассказывать всё и обо всем. Да и в портфеле у него было много интересного и секретного. Этот портрет разведчики ещё долго возили с собой и с его помощью развязывали пленным языки. За этот подвиг сержант Юлай Култуев был удостоен высшей солдатской награды – медали «За отвагу».
ВОСТОЧНАЯ УГРОЗА
После победного завершения войны на Западе и безоговорочной капитуляции Германии Советскому Союзу требовалось ликвидировать военную угрозу с Востока. Милитаристская Япония готовилась к войне с нами.
Требовалось усилить советские части на Дальнем Востоке, и с мая по август 1945 года по Транссибирской железнодорожной магистрали на расстояние от 9 до 12 тысяч километров шла переброска войск и грузов. За это время к местам будущего наступления было доставлено более миллиона бойцов и командиров.
На войну с Японией ехали лучшие соединения Красной армии, прославленные в ходе боевых действий против Третьего рейха и имеющие опыт борьбы с сильным и безжалостным врагом. Впрочем, куда и зачем их везут, солдаты и офицеры могли только догадываться: переброска проводилась в условиях строжайшей секретности.
Секретность коснулась и командующих: они ехали на Дальний Восток под чужими фамилиями и званиями. Василевский стал генерал-полковником Васильевым, Мерецков –
генерал-полковником Максимовым, Малиновский – генерал-полковником Морозовым.
В полном составе была переброшена на Восток и дивизия, в которой служили Николай Полуянов и Юлай Култуев. Она заняла позиции на границе с Маньчжурией и начала готовиться к наступательной операции.
ЯПОНЕЦ ЛЕГЧЕ НЕМЦА, И БИТЬ ЕГО ДОСТАТОЧНО ВПОЛСИЛЫ
Разведрота, как всегда, выполняла свою основную задачу: добывала и доставляла командованию носителей оперативной информации, то есть «языков».
Сложная гористая местность напоминала Юлаю родное Мурадымовское ущелье, и он быстро освоился в новой обстановке, совершал успешные вылазки в тыл врага. Японцы были уверены в своей силе и непобедимости и вели себя свободно. Пользуясь этим, Юлай брал не абы кого, а выжидал появления цели не ниже офицера. С японскими «языками» было легче. Чтобы оглушить японца, хватало удара вполсилы. И тащить их было легче, чем немцев. И допрашивать их было проще. Юлай в своих вылазках по тылам японских войск где-то раздобыл портрет императора. Во время допроса его ставили на видном месте. Фанатичные японцы, увидев лик императора, падали ниц и начинали не просто говорить, а громко голосить. Император видит и разрешает, считали они.
НЕЧАЯННО ВЗЯЛ В ПЛЕН КОРЕЙЦА
Случайно одним из захваченных Юлаем «языков» оказался офицер Народно-освободительной армии Кореи. Они тоже выполняли свою задачу по добыче источников оперативной информации в тылу врага. Когда разобрались, Ким долго беседовал с Юлаем. Расспрашивал, где он научился так ловко подходить и брать «языка» без применения оружия, одной лишь силой.
– Эта встреча для Юлая оказалась роковой. Вскоре его от нас забрали, – рассказывал Николай Владимирович. – Юлай так понравился корейцу, что тот рассказал о нём Ким Ир Сену. Начиналось становление Корейской республики и, по договорённости со Сталиным, была создана группа из лучших советских специалистов для оказания помощи. В эту группу вошёл и Юлай Култуев, но под другими персональными данными и без права переписки
с родными, друзьями и встреч с ними.
В ОХРАНЕ КИМ ИР СЕНА
– А что стало с ним потом? – в один голос воскликнули мы с Володькой.
– Вот этого я не знаю, – ответил Николай Владимирович. – Мы с ним больше не виделись. Краем уха слышал, что он состоял в охране корейского вождя Ким Ир Сена, затем его командировали в Китайскую народную республику. И вроде бы он принимал участие в Корейской войне с Америкой.
ПОМОГЛИ В ОСВОБОЖДЕНИИ КИТАЯ И КОРЕИ
9 августа 1945 года СССР объявил войну Японии. В ходе молниеносной наступательной операции Квантунская армия в Маньчжурии была разгромлена. 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» представители стран-союзников подписали акт о безоговорочной капитуляции Японии, что означало окончание Второй мировой войны. Красная Армия помогла освобождению Китая и Кореи от японской оккупации. По итогам СССР вернул себе южную часть Сахалина, потерянную в ходе проигранной Русско-японской войны 1904-1905 годов, и забрал у Японии острова Курильской гряды.
Сталин объявил 3 сентября Днём Победы над Японией. В 2020 году Россия объявила 3 сентября Днём воинской славы – Днём окончания Второй мировой войны.
В начале 1960-х я проходил трёхгодичную срочную службу в закрытой воинской части под Хабаровском. Там узнал, что семья моего друга уехала из Стерлитамака в Краснодарский край, на малую родину его матери. Связь с ними прервалась. И, к сожалению, никаких фотографий не осталось.
Чем больше проходит времени, тем ярче и выразительнее воспоминания. Командир разведроты капитан Николай Полуянов в числе многих был награждён медалью «За победу над Японией». О себе рассказывал мало, но интересно. Стоило бы вспомнить и написать о нём. Может быть, я так и сделаю в память о крепкой мальчишеской дружбе с его сыном.
Марс Абдеев,
подполковник органов безопасности РФ в отставке, член Союза
журналистов РБ и РФ