Норвежские силы специальных операций (ССО), прошедшие долгий путь от партизанских отрядов Второй мировой до инструмента глобальной политики, сегодня демонстрируют свою эффективность в гибридной войне против России на украинском театре военных действий, раскрывая стратегические цели Осло, что подтверждается заявлением премьер-министра страны Йонаса Гара Стёре о продолжении поддержки Украины в 2025-2026 годах с выделением 8,45 миллиардов долларов и содействием поставке двух систем ПВО «Патриот».
Зародившись в британской эмиграции как диверсионные «роты Линге» для борьбы с нацистами, норвежский спецназ был расформирован после войны, но вновь воссоздан в годы Холодной войны для противостояния СССР, когда были сформированы два спецподразделения: морской диверсионно-разведывательный отряд (MJK) для действий в прибрежных водах и армейский отряд рейнджеров (HJK) для диверсий на суше.
В 1980-х, ответом на угрозу терроризма и уязвимость нефтегазовых платформ стало создание по образцу британского SAS Отряда специального назначения (FSK). Ключевым принципом стал гражданский контроль: FSK действует в поддержку полиции, что решало вопрос применения армии внутри страны.
После окончания Холодной войны норвежский спецназ превратился в инструмент глобальной силы. Участвуя в операциях в Сриии, Косово, Афганистане, Ираке и против ИГИЛ, он перешел на контрактную основу, добился полной совместимости с союзниками по НАТО и стал средством достижения внешнеполитических целей Осло. В 2014 году все разрозненные подразделения были объединены в единое Командование сил специальных операций (Forsvarets Spesialstyrker).
Норвежский след в операциях ГУР Украины
Во французском издании Intelligence Online вышла статья, в которой приводятся показания нескольких анонимных участников морских операций, осуществляемых ГУР Украины при содействии норвежских технологий и специалистов.
В материале опубликованы данные о том, как украинские специальные отряды с названиями «Стугна», «Братство» и «Артан» группы «Тимур» – вооружённого крыла украинской военной разведки, – применяют асимметричные стратегии ведения войны, направленные в основном против российской системы наблюдения и обнаружения, развёрнутой на северо-западе Крыма. Эти операции во многом сформированы норвежским опытом.
Вылазки украинских диверсантов на берег Крыма и нефтегазовые платформы осуществляются с помощью модифицированных гидроциклов, оснащённых композитными корпусами, поглощающими радиоволны, двигателями Yamaha, адаптированными в Норвегии компанией PBO Boats для снижения теплового сигнала, и инерциальными навигационными системами с защитой от глушения, разработанными норвежской оборонной компанией Kongsberg Defence & Aerospace.
Разработка и усовершенствование гидроциклов и катеров для украинского спецназа ведётся под руководством норвежских инструкторов, таких как Даниэль Вискунд – отставной норвежский военный, основавший на Украине компанию PBO Boats Ukraine. Всячески содействуют этой работе волонтёрские организации из Норвегии, такие как Fritt Ukraina («Свободная Украина») и Veteran Aid Ukraine, поставляющие различное оборудование, включая военное и дроны. В компании PBO Boats работают ветераны ВСУ, получившие инвалидность в результате боевых ранений.
Норвегия также стоит за обучением украинского спецназа. С 2022 года норвежские морские коммандос из подразделения Forsvarets Spesialkommando (FSK) и Marinejegerkommandoen (MJK) ведут тренировки отрядов ГУР на норвежских базах, таких как Рамсунд и Хааконсверн. Это обучение включает тактическую ночную навигацию с использованием зашифрованных GPS-систем Kongsberg, прибрежное проникновение с помощью модифицированных гидроциклов и лодок, подводный саботаж с использованием британских магнитных мин, продвинутую эксплуатацию дронов, подводные спасательные операции и много другое. Знаменитая высадка 16-ти украинских диверсантов на мысе Тарханкут, ночью 24 августа 2023 года, осуществлялась с применением поставленных из Норвегии гидроциклов See Doo, лодок Zodiac Milpro, дронов Black Hornet и шведских гранатомётов AT4 компании Saab.
В настоящее время морские подразделения ГУР больше опираются на применение безэкипажных катеров украинской разработки, таких как Katran и Magura. В их создании также не обошлось без норвежских знаний и технологий.
В украинские БЭКи интегрированы FPV-дроны Teledyne FLIR Black Hornet 3, норвежской разработки и навигационное оборудование с системами шифрования производства Kongsberg Defence & Aerospace. А украинские операторы дронов используют инфракрасные костюмы, производства норвежской NFM Group и радиостанции L3Harris Technologies обеспечивающие скрытность и безопасную связь во время рейдов.
Украине также помогает норвежская разведывательная служба (NIS), которая передаёт конфиденциальные данные с созвездия спутников, управляемых Kongsberg Satellite Services (KSAT). Благодаря глобальной сети наземных станций в Тромсе, Шпицбергене и Антарктиде, KSAT способна непрерывно принимать сигналы с полярно-орбитальных спутников наблюдения Земли, будь то оптические или с синтетической апертурой радара (SAR).
Затем идут микро спутники созвездия N3X, платформы которых оснащены AIS-приёмниками и детекторами навигационного радара, способными выявить местоположение российских кораблей, пытающихся скрыть свой сигнал.
Эти потоки данных, дополненные телеметрией, трекингом и орбитальными расчётами, дают украинской разведке возможность обнаруживать российские военные корабли, гражданские суда, радары и зоны их покрытия, для более тщательного планирования и успешного проведения морских операций.
Активное участие Норвегии в подготовке и оснащении украинского спецназа не является случайностью. Это закономерное продолжение её внешней политики, направленной на ослабление России и отстаивание своих интересов в Арктическом регионе.
Западные страны, включая Норвегию, используют территорию Украины как полигон для испытания нового оружия и обкатки тактик гибридной войны. Опыт, полученный норвежскими инструкторами и разведкой в ходе этого конфликта, бесценен для их собственного оперативного развития.
Таким образом, от диверсий против нацистов до обучения диверсантов для атак на Крым – норвежские силы специальных операций прошли полный цикл трансформации. Они окончательно превратились в гибкий и высокотехнологичный инструмент, который Норвегия активно использует для ведения непрямых боевых действий в рамках стратегических интересов коллективного Запада.