Здравствуйте, коллеги-киноманы. Вроде как четвёртый фильм должен был поставить точку в истории про белорусского Бабу-Ягу. Но Голливуд так просто не отпускает тех, кто стабильно приносит суммы, в четыре раза большие, чем бюджет. И раз уж разработка пятой ленты активно ведётся, самое время подумать о том, каким там должен быть антагонист.
Начнём с того, что франшиза выстроила свою драматургию вокруг антагонистов — харизматичных и по-своему запоминающихся. От криминального клана Тарасовых в первой части до жестокого маркиза де Грамона и самого Высокого стола — каждый новый враг расширял мир и добавлял глубины противостоянию. Но к пятой части франшиза оказалась в сложном положении: история с Высоким столом подошла к логическому финалу, и повторение привычной формулы больше не сработает.
Проблема «тени за кулисами»
Четыре основных фильма и спин-офф с Аной Де Армас строились вокруг крупных структур: мафиозных кланов, тайных советов, культа. Все они представляли собой организации с множеством фигур за спиной, а их власть зиждилась на системе правил, интригах и армии исполнителей. Такая схема давала масштаб, но со временем стала предсказуемой. Если в пятом фильме снова появится «тайная организация, которая управляла всем на свете», зритель ощутит лишь дежавю (тактично умолчим о том, что и так с каждым фильмом это дежавю всё сильнее).
Что нужно изменить
Если создатели пятого фильма ищут способ обновить формулу, сделав акцент не на безликой структуре, а на личном враге, думаю, это может сработать. Как вариант:
- Одиночный противник, равный Уику по мастерству. Не система, а человек — со своей болью, философией и мотивацией;
- Локальный конфликт, а не глобальный заговор. Например, личная месть, долг или столкновение интересов, не зависящее от теневых структур;
- Более приземлённые цели. В отличие от заоблачных правил Высокого стола, новый антагонист может действовать из страха, любви, амбиций — человеческих чувств, близких зрителю.
Возможный путь развития
Фильм мог бы пойти по пути первой части, где всё началось с конкретного преступления и конкретного человека. Такой подход снова вернёт истории плотность и эмоциональную подоплёку. Схватка с одиночным врагом, где на кону не абстрактные правила, а личная драма, может сделать продолжение свежим и драматически напряжённым. Но в первом фильме всё это было в новинку - проработанный мир киллеров, хореография боевых сцен и триумфальное возвращение Киану Ривза. А если создатели выберут ту же модель, и тут получится повтор.
Есть удачный пример
Не будем забывать и про четвёртый фильм, который фактически перезагрузил франшизу. Первая часть делала вид, что всё более-менее реально: боль, ранения, законы физики. Вторая и третья части стали невольными заложниками этого подхода - франшиза стала буксовать. А в четвёртой создатели решили больше не делать вид, что всё реально и по-настоящему. Тем самым лет развязали себе руки и выкрутили фантазию на максимум. Это показывает, что идей у них хватает.
Итог
Понятное дело, что лучший способ снять продолжение успешного фильма - это не снимать его вовсе. Но Голливуд, как мы знаем, с такими мелочами не считается. А учитывая сложившуюся фан-базу Джона Уика по всему миру (не на пустом же месте общие сборы превысили миллиард), новые ленты будут выпускать. Не за что-то, а вопреки. Ведь никого не смущает, что Ривзу уже 60 (Сталлоне в следующем году 80, а он до сих пор хук правой практикует). И раз новую часть в любом случае снимут, хочется, чтобы в ней было что-то оригинальное.
Благодарю за внимание.