Найти в Дзене

Башня иллюзий

Тень на карте города

Артём Каштанов водил экскурсии по старому городу уже пятнадцать лет. Его жизнь, как отполированный булыжник мостовой, была гладкой, предсказуемой и до тошноты знакомой. Одни и те же маршруты, одни и те же шутки, вызывающие вежливый смех туристов, одни и те же вопросы о привидениях, в существование которых он давно перестал верить. Ему шёл сорок восьмой год, и он чувствовал, что медленно, но верно превращается в памятник самому себе — бронзовый экскурсовод с застывшей улыбкой.

Его единственной отдушиной были старые карты и архивы. В пыльных библиотечных залах он искал не упомянутые в путеводителях истории, следы исчезнувших переулков, имена забытых зодчих. Это было его маленькое сопротивление наступающей скуке, попытка найти в привычном городе хоть крупицу тайны.

Однажды, разбирая архив архитектора XIX века Максимилиана Штофа, он наткнулся на странный, пожелтевший от времени эскиз. На нём была изображена изящная, стремительная башня, напоминающая спираль из дымка и стекла. Подпись гласила: «Проект Башни Восприятия. Не осуществлён». Место постройки было обозначено лишь условным крестиком на карту старого города.

Артём заинтересовался. Ни в каких официальных документах, ни в каких мемуарах он не встречал упоминаний об этом проекте. Штоф слыл мистификатором и визионером, и большинство его современников считали его чудаком. Но эскиз был слишком детальным, слишком проработанным, чтобы быть просто фантазией.

Неделю он провёл в архивах, сверяя старые планы, пока наконец не нашёл едва заметное несоответствие. На карте 1880 года на том самом месте, где должен был стоять дом купца Перфильева, был изображён крошечный, ничем не примечательный пустырь. Ни на одной более поздней карте этого пустыря не было.

Сердце Артёма учащённо забилось. Адрес совпадал с одним из забытых, глухих переулков в самом сердце старого города, куда он водил лишь особо любопытных туристов, показывая «место, где время остановилось».

На следующий день он отправился туда. Переулок был мрачным и безлюдным. Глухие стены, зарешеченные окна, запах сырости. И там, где на карте был обозначен пустырь, стоял дом. Но не тот, купеческий особняк, что был на всех современных картах. А тот, что с эскиза Штофа.

Башня.

Она была невысокой, всего в пять или шесть этажей, но её архитектура не поддавалась логике. Она казалась одновременно и монолитно прочной, и невесомой. Стеклянные панели отражали пасмурное небо, но отражение было каким-то сдвинутым, запоздалым. Стены были отделаны под мрамор, но если приглядеться, казалось, что прожилки на камне медленно движутся. Вокруг неё витал странный звенящий звук, едва уловимый, словно комариный писк на самой границе слуха.

Артём обошёл её кругом. Входа не было. Лишь гладкие, отполированные стены, сходящиеся в спираль. Отчаяние начало подступать к горлу. Неужели мираж? Или он и правда сошёл с ума от скуки?

И тогда он увидел. В месте, где два крыла здания сходились, была едва заметная щель. Он подошёл ближе и упёрся ладонями в холодную поверхность. Камень поддался бесшумно. Часть стены отъехала в сторону, открывая узкий, тёмный проём, пахнущий озоном и старыми книгами.

Перед ним вилась вверх обычная, на первый взгляд, бетонная лестница. Сердце Артёма колотилось где-то в горле. Страх кричал ему развернуться и бежать. Но любопытство, та самая жажда чуда, которую он давно в себе похоронил, оказалось сильнее.

Он переступил порог. Дверь бесшумно закрылась за его спиной, отсекая внешний мир. Он оказался в небольшом круглом помещении — холле. В центре на треноге стояла бронзовая табличка с выгравированной надписью:

«Восхождение — это вопрос. Вершина — ответ. Но готов ли ты услышать его? Каждый этаж меняет реальность. Ступай, если осмелишься».

Артём сглотнул. Руки дрожали. Он сделал первый шаг к лестнице, ведущей наверх. Его ждал первый этаж.

Этаж первый — Зеркало прошлого

Лестница была короткой. Артём поднялся на несколько пролётов и упёрся в массивную дубовую дверь с витиеватой резьбой. Он толкнул её — и замер.

Он стоял на пороге своей старой квартиры. Той самой, в хрущёвке на окраине, где он вырос. Всё было до мельчайших подробностей точным: трещина на обоях у окна, знакомый запах пирогов с капустой (мама всегда пекла их по воскресеньям), даже занавески в горошек, которые он так ненавидел.

Сердце сжалось от ностальгической боли. Из кухни донёсся голос матери: «Артёмка, иди обедать!» Он невольно сделал шаг вперёд. И тут из своей комнаты, той самой, где он зачитывался фантастикой и мечтал о путешествиях, вышел… он сам. Лет шестнадцати, тощий, угловатый, с прыщами на лбу и бунтарским огнём в глазах.

Юноша посмотрел на него с удивлением и неприязнью. «Ты кто?» — спросил он грубовато.

Артём не знал, что ответить. Он смотрел на этого мальчишку, на его наивную, несломленную жизнью самоуверенность, на его веру в то, что всё впереди. Он видел в его глазах презрение к скучным, предсказуемым взрослым. К таким, как он сам сейчас.

«Я… я из будущего», — выдавил он наконец.

Мальчик фыркнул. «Ну конечно. А я президент. Убирайся отсюда, пока я отца не позвал».

Артём хотел сказать что-то. Предупредить его о ошибках, которые тот совершит. Не бросать институт. Не расставаться с Леной. Не бояться рисковать. Но слова застряли в горле. Что он мог сказать? Что его будущее — это бесконечные экскурсии по чужому прошлому? Что его самые смелые мечты свелись к поиску призраков на карте?

Он увидел, как его мать заглянула из кухни. Она посмотрела на него — взрослого, чужого, растерянного мужчину — и в её глазах не было ни страха, ни удивления. Только бесконечная, все понимающая печаль. Она молча покачала головой, словно говоря: «Не надо. Не мучай себя».

Этот взгляд обжёг его сильнее, чем насмешка юного себя. Он понял, что этот этаж — не утешение. Это ловушка. Ловушка из сожалений и несбывшихся надежд. Здесь можно было утонуть в сладком яде воспоминаний и никогда не захотеть уйти.

Он отшатнулся, споткнулся о порог и вывалился обратно на лестничную площадку. Дверь с грохотом захлопнулась. Он сидел на холодных ступенях, обхватив голову руками, и пытался отдышаться. Воздух пах озоном. Реальность башни была безжалостной. Она не дарила утешительных иллюзий. Она показывала тебя самого — без прикрас, без снисхождения.

Он поднялся на ноги. Теперь он знал правила игры. Башня меняла реальность, подстраивая её под его же собственное сознание. Она вытаскивала наружу то, что было спрятано глубже всего.

Он посмотрел наверх, на следующую дверь. Страх сменился жгучим, почти болезненным интересом. Что она покажет ему дальше? Он пошёл на второй этаж.

Этаж второй — Сад желаний

Дверь на втором этаже была лёгкой, словно сделанной из бамбука, и распахнулась с тихим шелестом. Артём зажмурился от ослепительного света.

Он стоял на краю райского сада. Пьянящий аромат цветов, которых он не знал, щебет экзотических птиц, бархатная зелень под ногами. В воздухе висели огромные, переливающиеся всеми цветами радуги мыльные пузыри, и в каждом из них мерцал какой-то образ.

Он присмотрелся. В одном пузыре он увидел себя, стоящим на сцене большого концертного зала и принимающим овации за лекцию об исчезнувших архитектурных памятниках. В другом — он сходил с трапа самолёта в какой-то незнакомой, солнечной стране. В третьем — он обнимал женщину с добрыми глазами и двух смеющихся детей.

Это были его желания. Те самые, тихие, затаённые, о которых он давно боялся даже думать, чтобы не испытать боль от их недостижимости. Признание. Свобода. Семья.

Сад шептал ему: «Останься. Выбери любой. Это возможно. Здесь всё реально».

Сердце Артёма забилось чаще. Он протянул руку к пузырю с образом лекции. Он был так близко. Он мог прикоснуться к нему, и это станет его правдой. Он сможет забыть о скучных экскурсиях, о надоевших туристах…

Но что-то удерживало его. Память о первом этаже. Тот мальчик, презиравший лёгкие пути, смотрел на него теперь из глубины сознания с немым укором. Эти желания были прекрасны, но… они были готовыми. Они не стоили усилий. Они были подачкой.

Он опустил руку. Нет. Это был обман. Красивый, сладкий, но обман. Иллюзия, которая высасывает волю, оставляя лишь пустую оболочку, довольную своим прекрасным заточением.

Он сделал шаг назад, к двери. Сад зашумел, зашелестел листьями, пытаясь удержать его. Ароматы стали гуще, пьянящее, голоса в пузырях звали его по имени. «Останься, Артём! Мы твои! Мы настоящие!»

Он сжал кулаки и резко развернулся. Он буквально вырвался из сада, захлопнув за собой дверь. Он прислонился к холодной стене лестничного пролёта, дрожа всем телом. Искушение было невероятно сильным. Он едва справился.

Башня проверяла его на прочность. Сначала она ударила по больным местам, показав ему прошлое, полное сожалений. Теперь она соблазняла будущим, слишком идеальным, чтобы быть правдой.

Что же будет дальше? Что может быть страшнее несбывшейся мечты и невоплощённых желаний?

С тяжёлым сердцем, но с неукротимым желанием дойти до конца, он стал подниматься на третий этаж.

Этаж третий — Лабиринт страхов

Дверь на третьем этаже была из тёмного, почти чёрного дерева, холодного на ощупь. Она открылась беззвучно, впустив его в полную, непроглядную тьму. Артём зажёг зажигалку, но её крошечное пламя не рассеивало мрак, а лишь подчёркивало его густоту.

Он сделал шаг вперёд — и свет вспыхнул. Он оказался в лабиринте. Стены были сложены не из камня или кустарника, а из самых причудливых и пугающих образов, которые только может породить человеческое сознание.

Одни были сплетены из теней, шепчущих на непонятном языке. Другие состояли из бледных, вытянутых лиц с пустыми глазницами. Третьи и вовсе были бесформенными сгустками первобытного ужаса. Воздух гудел от тихого, навязчивого, сводящего с ума шума.

Это был лабиринт его страхов. Не тех простых, вроде боязни высоты или пауков. А глубинных, экзистенциальных.

Страх одиночества. Стена, состоящая из тысяч людей, которые смотрят сквозь него, не видя, не слыша, не замечая. Он кричит — они молчат. Он машет руками — они отворачиваются.

Страх несостоятельности. Зеркальный коридор, в котором его отражения — это жалкие, неудачливые старики, алкоголики, бомжи. И на каждом лице — его собственные черты. И каждый шепчет: «Это ты. Это твоё будущее. Ты ничего не стоишь».

Страх безумия. Проход, где стены сдвигаются и раздвигаются, пол уходит из-под ног, а с потолка капает чёрная смола, и в её каплях отражаются кривляющиеся, искажённые лица.

Артём шёл, сжимая голову руками, пытаясь заглушить голоса. Он бежал, спотыкался, ударялся о стены, которые рассыпались от прикосновения, чтобы тут же сложиться вновь в ещё более жуткие формы. Его охватила паника, чистая, животная, неконтролируемая.

Он упал на колени, зарычав от ужаса и бессилия. Он хотел закрыть глаза, но образы лезли прямо в мозг. Он был в ловушке самого себя. В ловушке всех своих кошмаров, которые он так тщательно хоронил под маской уверенного в себе экскурсовода.

И тогда, в самом пике отчаяния, его взгляд упал на его же тень, отброшенную на стену из шепчущих лиц. Тень была неподвижна. В этом хаосе движущихся ужасов она была единственной постоянной точкой.

Он смотрел на свою тень. И вдруг понял. Эти страхи… они были его. Они были частью него. Он породил их. Он их боялся, а значит, признавал их силу над собой. Но что, если… принять их? Не бежать, а признать: «Да, я боюсь. Боюсь одиночества. Боюсь оказаться неудачником. Боюсь сойти с ума».

Он поднялся на ноги. Он перестал отмахиваться от шепчущих теней. Он посмотрел в пустые глазницы на стене и сказал: «Я вижу тебя. Я знаю тебя».

И случилось невероятное. Стена отступила. Лица потеряли свою зловещую выразительность, превратившись в бледные, размытые пятна. Лабиринт начал меняться. Проходы стали прямее, чудовищные образы блекли.

Он шёл вперёд, не борясь, а просто признавая каждый свой страх. И лабиринт отпускал его. Он не исчезал, но терял свою власть.

Наконец он увидел впереди свет — тусклый луч, падающий откуда-то сверху. Он вышел к лестнице, ведущей на следующий этаж. Обернувшись, он увидел, что лабиринт всё ещё там, но теперь он напоминал просто странную, сюрреалистичную инсталляцию, лишённую власти над ним.

Он был измождён, но спокоен. Он прошёл через ад собственных страхов и не сломался. Он был готов к следующему испытанию.

Этаж четвёртый — Плаза равнодушия

Дверь на четвёртый этаж была из матового стекла. За ней не было ни криков, ни шёпота, ни ослепительного света. Артём вошёл в огромное, белое, стерильное пространство. Это напоминало то ли аэропорт, то ли современный офисный центр. Бесконечные коридоры, двери без табличек, мягкий, приглушённый свет.

Здесь было тихо. Слишком тихо. Воздух был неподвижен и словно выжат от эмоций. По коридорам медленно двигались люди. Они были одеты в одинаковые серые костюмы, их лица были спокойны и абсолютно пусты. Они не разговаривали, не улыбались, не хмурились. Они просто перемещались с невыразимой, механической целеустремлённостью.

Один из них прошёл прямо сквозь Артёма, не извинившись, даже не заметив его. Артём окликнул его — человек обернулся. Его глаза были стеклянными, бездонными. В них не было ни капли интереса или осознания.
«Извините, — сказал Артём. — Где я?»
Человек молча посмотрел на него несколько секунд, затем развернулся и пошёл дальше, словно ничего не произошло.

Это было жутче, чем лабиринт страхов. Та тьма была живой, пусть и враждебной. Здесь же не было ничего. Полная, тотальная эмоциональная пустота. Это была реальность, из которой выпили всю душу, всю боль, всю радость — всё, что делает человека человеком.

Артём попытался заговорить с другими. Результат был тот же. Он был призраком в мире безразличных манекенов. Его собственные эмоции — остаточный страх, любопытство, усталость — казались здесь инородным телом, болезнью.

Он почувствовал, как его собственная воля начинает таять в этой атмосфере всеобщего равнодушия. Мысли стали вязкими, бессмысленными. «А зачем куда-то идти? Зачем что-то чувствовать? Вот же они, спокойны и целеустремлённый. Никаких страданий. Никаких мук выбора…»

Он присел на один из белых диванов, стоявших в холле. Смотреть в никуда было так легко. Ни о чём не думать. Ничего не хотеть…

И вдруг он вспомнил. Вспомнил лицо матери с первого этажа. Печаль в её глазах. Она печалилась не о его неудачах. Она печалилась о том, что он может сдаться. Перестать чувствовать. Стать таким, как эти люди.

Он вспомнил юного себя, с его жадным, ненасытным аппетитом к жизни. Тот мальчик бы возненавидел это место.

Он вскочил с дивана, как ошпаренный. Нет. Это была самая страшная ловушка. Не боль и не страх, а безразличие. Духовная смерть.

Он побежал по белым коридорам, отталкивая безразличные манекены, ища выход. Его паника, его живой ужас были здесь единственным знаком того, что он ещё жив. Наконец он увидел знакомую дверь с лестницей. Он влетел на неё, дыша как рыба, выброшенная на берег.

Он сидел на ступеньках и трясся. Он прошёл через четыре этажа. Через сожаления, соблазны, страхи и равнодушие. Что могло быть на пятом? Что осталось?

Он посмотрел наверх. Там была последняя дверь. Та, что ведёт к ответу. Собрав всю свою волю, он поднялся и толкнул её.

Этаж пятый — Комната выбора

Дверь была простой, деревянной, без всяких украшений. Артём вошёл в небольшую, круглую комнату без окон. В центре стоял простой деревянный стол. На столе лежал один-единственный предмет — старый, потрёпанный блокнот с карандашом.

Стена напротив двери была не стеной, а огромным, идеально чистым окном. Но за ним был не город, не небо, не знакомые пейзажи. За ним клубился, переливался и бурлил хаос. Свивались и рвались спирали туманностей, вспыхивали и гасли звёзды, материя рождалась и умирала в бесконечном, величественном и ужасающем танце. Это была реальность без фильтров. Без восприятия. Бесконечный, неосознанный, объективный космос.

Артём понял. Он дошёл до вершины. До комнаты, где иллюзии заканчивались. Здесь не было его прошлого, его желаний, его страхов. Здесь была только голая, вселенская реальность и он.

На столе лежал блокнот. Он подошёл и открыл его. На первой странице было написано: «Что есть реальность?»

Он взял карандаш. Рука дрожала. Он понял замысел Башни. Она была машиной, инструментом. Она проводила его через все этапы его собственного восприятия, очищая его от иллюзий, чтобы он мог увидеть мир таким, какой он есть. А увидев… он должен был определить его сам.

Он смотрел в окно на бушующий хаос. Это и была реальность? Безразличная, жестокая, бессмысленная? Та, что царила на четвёртом этаже, только в масштабах вселенной?

Или реальность — это то, что он прошёл? Боль воспоминаний, сладость желаний, ужас страхов? Всё то, что делает опыт человеческим?

Или может быть реальность — это просто выбор? Акт воли, которым ты определяешь её для себя?

Он подумал о своей жизни. О скучных экскурсиях. Но разве в них не было красоты? Красоты истории, красоты старых камней, которую он так любил и которую пытался передать другим? Разве это не было реальным?

Он подумал о своих неудачах. Но разве они не были его уникальным, живым опытом? Тем, что формировало его?

Он смотрел на хаос за стеклом и больше не чувствовал страха. Он чувствовал благоговение. Да, вселенная огромна и безразлична. Но он-то был здесь. Он мог видеть её. Осознавать. И своим осознанием — творить смысл.

Он опустил карандаш на бумагу и вывел одно-единственное слово: «Я».

В тот же миг хаос за окном замер. Звёзды сложились в знакомые созвездия. Появилась земля, город, улицы. Всё стало привычным, узнаваемым. Но теперь Артём видел это другими глазами. Он видел не просто камни, а историю. Не просто людей, а их судьбы. Он видел красоту и боль, переплетённые в единое целое. Он видел реальность — не иллюзорную, не идеальную, а настоящую. Такую, какая она есть. И в этой истине была её собственная, суровая и прекрасная правда.

Он спустился по лестнице. Двери на всех этажах теперь были распахнуты, но за ними были просто пустые комнаты. Иллюзии рассеялись. Он вышел из Башни. Дверь закрылась за ним и растворилась в стене, оставив лишь гладкую поверхность камня.

Он стоял в том же переулке. Шёл дождь. Город шумел. Всё было как прежде. Но всё изменилось.

Артём Каштанов пошёл по мокрым булыжникам, глядя на знакомые улицы, и видел их впервые. Он видел отблески истории в стёртых ступенях, слышал эхо прошлого в скрипе флюгера, чувствовал биение жизни в каждом окне, в каждом прохожем.

Он не нашёл лёгких ответов на вершине Башни. Он нашёл нечто большее — себя. И понимание, что реальность — это не данность. Это диалог. Между тем, что есть, и тем, кто ты есть. И каждый момент этого диалога — это выбор. Выбор быть живым. Чувствовать. Страдать. И радоваться.

Он вернулся к своей работе. Но теперь его экскурсии стали другими. Он водил людей не по улицам, а по лабиринтам истории и человеческих судеб. Он рассказывал не даты и факты, а истории. И люди, слушая его, начинали видеть город его глазами — живым, дышащим, полным тайн и значений.

Башня иллюзий исчезла. Больше он никогда не находил к ней вход. Но она осталась с ним навсегда — не как место, а как знание. Знание о том, что самый главный этаж — это твоя собственная жизнь. И только от тебя зависит, превратить ли её в сон, в кошмар или в настоящую, единственную и неповторимую реальность.