Художественный фильм «Батальоны просят огня» я смотрел в первый раз, ещё в детстве. Понятное дело, что с тех пор я, мало, что помнил. Когда-нибудь, я расскажу, почему я не пересматривал многое из того, что смотрел тогда. Хотя… я и сам не знаю, почему я этого не делал. Может быть, тогда меня эти фильмы не зацепили, может, я просто не до конца понял, о чём эти фильмы… Я не знаю. Но я решил посмотрел этот фильм сейчас. И я сделал это, все четыре серии за один вечер.
Итак, что я могу сказать про этот фильм? Вот честно, это очень сильный фильм. Но, наверное, это и так все знают. Опять же, я точно знаю, что я не буду пересматривать этот фильм. Он хорошо снят, хорошо поставлен. Актёры работают даже не на «5», а на все десять баллов – понятное дело, что современным актёрам до них, что называется, как до Луны. Я не буду ничего говорить о «технической части» фильма. Единственный нюанс – в самом конце, когда на грузовике привезли Ермакова, майор, что был с ним, смотрит с восхищением на танки и говорит, что «ах, какие танки!». Вот тут я могу сказать только одно – не надо было этот момент снимать, так как это специально заставляет на них смотреть. И про танки эти я всё же, уж простите меня, скажу несколько слов.
С 2010-го по 2016-й годы, я играл в «Танки». Не скажу, что я был таким «фанатом-фанатом», мне больше нравилось рассматривать танки в игре, чем ездить и воевать на них. Далее, пока я играл, я просто не удержался от того, чтобы посетить музей в Кубинке. Кстати, я не знаю, сколько вообще «танкистов» туда катались, но, судя по слухам – посещали. На самом деле, это был второй мой визит туда, и я там видел, на самом деле, немало интересного. И танки, у которых был характерный «щучий нос», я знаю. Я их все видел, я их рассматривал, я про них читал. И не узнать ИС-8, который потом получил название Т-10 (хотя, скорее всего, в фильме были Т-10м), я просто не смог. Что сказать – машина, на самом деле, очень красивая. Красивее него, на мой субъективный взгляд, только ИС-3 и ИС-7. Так что – вот такое дело. И я не знаю, что помешало вместо большого количества этих танков (а их там на самом деле, много было), показать больше Т-34-85 (которых тоже в кадре немало), я не знаю. Но, с другой стороны, танки эти реально красивы. Просто там их не могло быть. Про то, что Жорка в кадре стреляет из ПК, который изображает MG, наверное, можно и не писать, как и про «страшные немецкие танки». Но, с ними, как вы понимаете, и так всё было не особенно хорошо, не было просто их, что называется, в «товарном количестве», и шасси Т-44 было видно очень и очень хорошо. И не поймите меня неправильно, я не придираюсь к фильму. Он мне на самом деле, очень понравился. Просто, есть у меня такое сильное ощущение, что, если бы я про это не написал – меня бы ткнули в это носом…
Так вот, о чём этот фильм? Фильм рассказывает нам о том, как наши силы должны были переправиться через реку Днепр и, выйдя в тыл к немцам, «оттянуть» их силы на себя. А после того, как те «увязнут» в бою с батальонами, должны были пойти в атаку основные силы дивизии и сделать немцам очень и очень нехорошо. На самом деле, в такое тактике нет ничего необычного. Как человек, который, в общем, немало читал о Великой Отечественной и Второй Мировой (потому что я и про «союзников» читал немало), я могу сказать, что ничего необычного в подобной операции нет. И всё шло сравнительно неплохо до тех пор, пока комдиву Иверзеву не сообщили, что планы поменялись. Дивизия должна быть переброшена на другой участок, чтобы атаковать Днепров с другой стороны. А батальоны, что переправились и вступили в бой… они так и должны были держаться и отвлекать врага на себя. И вот тут стоит, наверное, сказать несколько слов об Иверзеве…
Смотрите, вообще, если судить по нему из того эпизода, когда Гуляев привозит измученного Ермакова, и тот буквально обвиняет комдива в том, что тот бросил батальоны, можно сделать вывод, что Иверзеву всё равно. На самом деле… нет. Это можно было видеть и в сцене, когда перед ним ставят новую задачу – он был… очень неприятно поражён новыми приказами и тем, что он просто ничего не может сделать. Но, он просто держал это в себе, не давая вырваться наружу. Конечно то, что он не поговорил об этом хотя бы с Гуляевым – это минус ему, как командиру. Всё же, Гуляев – такой же полковник, как и он, могли бы как-то что-то сделать для ребят. Но, Иверзев решил этого не делать. Но, он очень хорошо раскрывается в самом конце – когда лично поднял батальон в атаку, получил ранение и через переводчика поговорил с пленным немецким полковником. Ну, вроде как их «оберст» - это полковник, «на наши деньги». Я, кстати, немецкого не знаю почти, но речь полковника звучала очень и очень интересно, как и перевод потом.
На самом деле, я мог бы рассказать о мужестве и героизме наших ребят, рассказать о том, как это было показано, рассказать о том, как хорошо были сыграны такие персонажи, как майор Бульбанюк, или старший лейтенант Орлов, о том, какими получились Ермаков, Кондратьев и Жорка, какими были остальные персонажи. Вообще, актёры, как я писал много раньше, не играли – они жили своими ролями. К ним у меня претензий, нареканий и замечаний нет и быть не может. Я хотел бы рассказать о других вещах. О параллелях этого фильма и современной «поделки» под названием «Штрафбат». Потому что видно, как создатели этого «мегашедевра» буквально тащили из разных советских фильмов всё, что «гвоздями не прибито».
Как известно, в «Штрафбате» был момент с власовцем. В самом начале сериала, некоторые советские офицеры переходят на сторону врага. Собственно, один из них и участвует в расстреле тех, кто не захотел предать Родину. И вот, потом, в одной из серий, этого персонажа берут в плен. Приводят его к Твердохлебову, и тот даёт ему пистолет с одним патроном после разговора. Сцена, на самом деле, глупая, как и весь этот сериал. Но, это ведь не просто так. Дело в том, что очень хороший момент с власовцем есть и в «Батальонах». И он гораздо более сильный, как мне кажется.
С колокольни по позициям батальона стреляет пулемёт. Жора (ординарец Гуляева, которого приписали к Ермакову), отправляется его оттуда сбить. Показывая просто чудеса физической подготовки, он забирается на колокольню, после чего следует отличная боевая сцена, где Жора берёт живым немца. И приводит его на позиции. И оказывается, что это – власовец. Он начинает говорить о том, что «меня заставили, я не хотел, у меня жена в Арзамасе» и всё такое, но факты – вещь упрямая. Этот «человек», огнём с колокольни «положил» немало наших ребят. Так что – можно говорить всё, что угодно, но он совершенно точно стрелял оттуда по собственной воле. И приговор может быть только один – смерть. И Жора приводит приговор в исполнение.
И вот, если сравнивать это с «Штрафбатом», то и сама по себе сцена более логична, и то, что враг вёл себя более естественно – так, как он бы и вёл себя в таких условиях. И понятно, что никто ему не стал бы давать пистолета с одним патроном. Потому что это – логично. И, тем более, что никто не стал бы с ним пить самогон… Но, совершенно точно видно, что Володарский с Досталем, явно смотрели этот фильм…
Опять же, во время боя есть момент, когда солдаты в окопах просто побежали. Танки прорвались, оборона была прорвана и всё такое. И тут, конечно же, просто необходимо было показать ужасный «заградотряд», верно? Но… его не было. Ермаков и Жора просто своим мужеством и своими словами объяснили солдатам, что надо вернуться обратно и вообще, «отставить панику!».
И, самое, наверное, интересное. В конце фильма, после боя, после того, как Ермаков высказал Иверзеву всё, что он о нём думает, Гуляев его увёз из штаба. Привёз его в одни дом и сказал, что «до утра ты под домашним арестом». Приходит женщина и, откровенно говоря, начинает к Ермакову «клеиться». Муж у неё воюет, а ей одной тяжело. И Ермаков… правильно, вежливо и спокойно говорит ей, что «не надо, вот война кончится, и всё будет хорошо». И, понятное дело, что ничего не было. И… если вспомнить опять же «мегашедевр» «Штрафбат», то там есть момент с тем, как Глымов «покорят сердце» одной местной женщины. Той, к которой какой-то немец ходит и дочке её дарил шоколадки. Вот честно – сцена показалась мне очень похожей. Только вот, Ермаков поступил, как советский человек и офицер, а вот Глымов… Ну, понятно, в общем…
И вот в чём проблема с таким вот «новым кино». Раньше героями были такие, как Ермаков, Кондратьев, Ерошин и так далее. А сейчас? Тот же Глымов, который просто вызывает отвращение. Потому что такие, как он – просто не могут быть хорошими людьми. Вот такая статья про хорошее кино получилась…