Найти в Дзене
Кино под углом

О фильме «Батальоны просят огня», и о его сравнении с «современным шедевром»…

Художественный фильм «Батальоны просят огня» я смотрел в первый раз, ещё в детстве. Понятное дело, что с тех пор я, мало, что помнил. Когда-нибудь, я расскажу, почему я не пересматривал многое из того, что смотрел тогда. Хотя… я и сам не знаю, почему я этого не делал. Может быть, тогда меня эти фильмы не зацепили, может, я просто не до конца понял, о чём эти фильмы… Я не знаю. Но я решил посмотрел этот фильм сейчас. И я сделал это, все четыре серии за один вечер. Итак, что я могу сказать про этот фильм? Вот честно, это очень сильный фильм. Но, наверное, это и так все знают. Опять же, я точно знаю, что я не буду пересматривать этот фильм. Он хорошо снят, хорошо поставлен. Актёры работают даже не на «5», а на все десять баллов – понятное дело, что современным актёрам до них, что называется, как до Луны. Я не буду ничего говорить о «технической части» фильма. Единственный нюанс – в самом конце, когда на грузовике привезли Ермакова, майор, что был с ним, смотрит с восхищением на танки и го
Все четыре серии за один вечер...
Все четыре серии за один вечер...

Художественный фильм «Батальоны просят огня» я смотрел в первый раз, ещё в детстве. Понятное дело, что с тех пор я, мало, что помнил. Когда-нибудь, я расскажу, почему я не пересматривал многое из того, что смотрел тогда. Хотя… я и сам не знаю, почему я этого не делал. Может быть, тогда меня эти фильмы не зацепили, может, я просто не до конца понял, о чём эти фильмы… Я не знаю. Но я решил посмотрел этот фильм сейчас. И я сделал это, все четыре серии за один вечер.

Итак, что я могу сказать про этот фильм? Вот честно, это очень сильный фильм. Но, наверное, это и так все знают. Опять же, я точно знаю, что я не буду пересматривать этот фильм. Он хорошо снят, хорошо поставлен. Актёры работают даже не на «5», а на все десять баллов – понятное дело, что современным актёрам до них, что называется, как до Луны. Я не буду ничего говорить о «технической части» фильма. Единственный нюанс – в самом конце, когда на грузовике привезли Ермакова, майор, что был с ним, смотрит с восхищением на танки и говорит, что «ах, какие танки!». Вот тут я могу сказать только одно – не надо было этот момент снимать, так как это специально заставляет на них смотреть. И про танки эти я всё же, уж простите меня, скажу несколько слов.

С 2010-го по 2016-й годы, я играл в «Танки». Не скажу, что я был таким «фанатом-фанатом», мне больше нравилось рассматривать танки в игре, чем ездить и воевать на них. Далее, пока я играл, я просто не удержался от того, чтобы посетить музей в Кубинке. Кстати, я не знаю, сколько вообще «танкистов» туда катались, но, судя по слухам – посещали. На самом деле, это был второй мой визит туда, и я там видел, на самом деле, немало интересного. И танки, у которых был характерный «щучий нос», я знаю. Я их все видел, я их рассматривал, я про них читал. И не узнать ИС-8, который потом получил название Т-10 (хотя, скорее всего, в фильме были Т-10м), я просто не смог. Что сказать – машина, на самом деле, очень красивая. Красивее него, на мой субъективный взгляд, только ИС-3 и ИС-7. Так что – вот такое дело. И я не знаю, что помешало вместо большого количества этих танков (а их там на самом деле, много было), показать больше Т-34-85 (которых тоже в кадре немало), я не знаю. Но, с другой стороны, танки эти реально красивы. Просто там их не могло быть. Про то, что Жорка в кадре стреляет из ПК, который изображает MG, наверное, можно и не писать, как и про «страшные немецкие танки». Но, с ними, как вы понимаете, и так всё было не особенно хорошо, не было просто их, что называется, в «товарном количестве», и шасси Т-44 было видно очень и очень хорошо. И не поймите меня неправильно, я не придираюсь к фильму. Он мне на самом деле, очень понравился. Просто, есть у меня такое сильное ощущение, что, если бы я про это не написал – меня бы ткнули в это носом…

Иверзев узнал о том, что планы поменялись. И он этому совершенно точно не рад...
Иверзев узнал о том, что планы поменялись. И он этому совершенно точно не рад...

Так вот, о чём этот фильм? Фильм рассказывает нам о том, как наши силы должны были переправиться через реку Днепр и, выйдя в тыл к немцам, «оттянуть» их силы на себя. А после того, как те «увязнут» в бою с батальонами, должны были пойти в атаку основные силы дивизии и сделать немцам очень и очень нехорошо. На самом деле, в такое тактике нет ничего необычного. Как человек, который, в общем, немало читал о Великой Отечественной и Второй Мировой (потому что я и про «союзников» читал немало), я могу сказать, что ничего необычного в подобной операции нет. И всё шло сравнительно неплохо до тех пор, пока комдиву Иверзеву не сообщили, что планы поменялись. Дивизия должна быть переброшена на другой участок, чтобы атаковать Днепров с другой стороны. А батальоны, что переправились и вступили в бой… они так и должны были держаться и отвлекать врага на себя. И вот тут стоит, наверное, сказать несколько слов об Иверзеве…

Ранеый Иверзев говорит об изменении списков...
Ранеый Иверзев говорит об изменении списков...

Смотрите, вообще, если судить по нему из того эпизода, когда Гуляев привозит измученного Ермакова, и тот буквально обвиняет комдива в том, что тот бросил батальоны, можно сделать вывод, что Иверзеву всё равно. На самом деле… нет. Это можно было видеть и в сцене, когда перед ним ставят новую задачу – он был… очень неприятно поражён новыми приказами и тем, что он просто ничего не может сделать. Но, он просто держал это в себе, не давая вырваться наружу. Конечно то, что он не поговорил об этом хотя бы с Гуляевым – это минус ему, как командиру. Всё же, Гуляев – такой же полковник, как и он, могли бы как-то что-то сделать для ребят. Но, Иверзев решил этого не делать. Но, он очень хорошо раскрывается в самом конце – когда лично поднял батальон в атаку, получил ранение и через переводчика поговорил с пленным немецким полковником. Ну, вроде как их «оберст» - это полковник, «на наши деньги». Я, кстати, немецкого не знаю почти, но речь полковника звучала очень и очень интересно, как и перевод потом.

Старший лейтенант Орлов в исполнении Николая Караченцова...
Старший лейтенант Орлов в исполнении Николая Караченцова...

На самом деле, я мог бы рассказать о мужестве и героизме наших ребят, рассказать о том, как это было показано, рассказать о том, как хорошо были сыграны такие персонажи, как майор Бульбанюк, или старший лейтенант Орлов, о том, какими получились Ермаков, Кондратьев и Жорка, какими были остальные персонажи. Вообще, актёры, как я писал много раньше, не играли – они жили своими ролями. К ним у меня претензий, нареканий и замечаний нет и быть не может. Я хотел бы рассказать о других вещах. О параллелях этого фильма и современной «поделки» под названием «Штрафбат». Потому что видно, как создатели этого «мегашедевра» буквально тащили из разных советских фильмов всё, что «гвоздями не прибито».

Власовец из "Штрафбата", которому Твердохлебов просто дал застрелиться...
Власовец из "Штрафбата", которому Твердохлебов просто дал застрелиться...

Как известно, в «Штрафбате» был момент с власовцем. В самом начале сериала, некоторые советские офицеры переходят на сторону врага. Собственно, один из них и участвует в расстреле тех, кто не захотел предать Родину. И вот, потом, в одной из серий, этого персонажа берут в плен. Приводят его к Твердохлебову, и тот даёт ему пистолет с одним патроном после разговора. Сцена, на самом деле, глупая, как и весь этот сериал. Но, это ведь не просто так. Дело в том, что очень хороший момент с власовцем есть и в «Батальонах». И он гораздо более сильный, как мне кажется.

Ермаков, который допрашивает власовца в "Батальонах"
Ермаков, который допрашивает власовца в "Батальонах"

С колокольни по позициям батальона стреляет пулемёт. Жора (ординарец Гуляева, которого приписали к Ермакову), отправляется его оттуда сбить. Показывая просто чудеса физической подготовки, он забирается на колокольню, после чего следует отличная боевая сцена, где Жора берёт живым немца. И приводит его на позиции. И оказывается, что это – власовец. Он начинает говорить о том, что «меня заставили, я не хотел, у меня жена в Арзамасе» и всё такое, но факты – вещь упрямая. Этот «человек», огнём с колокольни «положил» немало наших ребят. Так что – можно говорить всё, что угодно, но он совершенно точно стрелял оттуда по собственной воле. И приговор может быть только один – смерть. И Жора приводит приговор в исполнение.

И вот, если сравнивать это с «Штрафбатом», то и сама по себе сцена более логична, и то, что враг вёл себя более естественно – так, как он бы и вёл себя в таких условиях. И понятно, что никто ему не стал бы давать пистолета с одним патроном. Потому что это – логично. И, тем более, что никто не стал бы с ним пить самогон… Но, совершенно точно видно, что Володарский с Досталем, явно смотрели этот фильм…

Опять же, во время боя есть момент, когда солдаты в окопах просто побежали. Танки прорвались, оборона была прорвана и всё такое. И тут, конечно же, просто необходимо было показать ужасный «заградотряд», верно? Но… его не было. Ермаков и Жора просто своим мужеством и своими словами объяснили солдатам, что надо вернуться обратно и вообще, «отставить панику!».

Она перед Ермаковым только что раздеваться не начала... Он вежливо сказал, что "не надо так"...
Она перед Ермаковым только что раздеваться не начала... Он вежливо сказал, что "не надо так"...

И, самое, наверное, интересное. В конце фильма, после боя, после того, как Ермаков высказал Иверзеву всё, что он о нём думает, Гуляев его увёз из штаба. Привёз его в одни дом и сказал, что «до утра ты под домашним арестом». Приходит женщина и, откровенно говоря, начинает к Ермакову «клеиться». Муж у неё воюет, а ей одной тяжело. И Ермаков… правильно, вежливо и спокойно говорит ей, что «не надо, вот война кончится, и всё будет хорошо». И, понятное дело, что ничего не было. И… если вспомнить опять же «мегашедевр» «Штрафбат», то там есть момент с тем, как Глымов «покорят сердце» одной местной женщины. Той, к которой какой-то немец ходит и дочке её дарил шоколадки. Вот честно – сцена показалась мне очень похожей. Только вот, Ермаков поступил, как советский человек и офицер, а вот Глымов… Ну, понятно, в общем…

Вор и любоед Глымов...
Вор и любоед Глымов...

И вот в чём проблема с таким вот «новым кино». Раньше героями были такие, как Ермаков, Кондратьев, Ерошин и так далее. А сейчас? Тот же Глымов, который просто вызывает отвращение. Потому что такие, как он – просто не могут быть хорошими людьми. Вот такая статья про хорошее кино получилась…