Найти в Дзене
13-й пилот

Друзья были, есть и будут

Наш греческий друг прислал мне ссылку на немецкий четырехтомник о советских ВВС в Германии послевоенной поры. Первый том издан в 1998 году, последний — в 2000 году. Я не силён в немецком языке, но вычитал, что отпечатаны тома в городе Дипхольц самиздатом. Причём, город лежит в Нижней Саксонии, а это не земли бывшей ГДР, где дислоцировались части советских ВВС, о которых пишут авторы четырёхтомника. Признаться, думал, что ГДРовцы отличились, но нет. К 1998 году они, видимо, ещё не отошли от шума, которым досаждала реактивная советская авиация. Обилие материала о жизни аэродромов поражает. Аэрофотоснимки, схемы ВПП, самолёты на стоянках и в воздухе, лётчики и техники за работой, позывные точек, хронология замены авиатехники на новую… Несколько снимков с мест аварий и катастроф наших самолётов. Ладно, самолёты в воздухе - просто. А фото стоянок, самолётов в арках, вооружения?
Впрочем, что я удивляюсь? Это же дотошные и педантичные немцы, за всё берутся основательно. И, конечно, авторы —
Обложка первой части
Обложка первой части

Наш греческий друг прислал мне ссылку на немецкий четырехтомник о советских ВВС в Германии послевоенной поры. Первый том издан в 1998 году, последний — в 2000 году. Я не силён в немецком языке, но вычитал, что отпечатаны тома в городе Дипхольц самиздатом. Причём, город лежит в Нижней Саксонии, а это не земли бывшей ГДР, где дислоцировались части советских ВВС, о которых пишут авторы четырёхтомника. Признаться, думал, что ГДРовцы отличились, но нет. К 1998 году они, видимо, ещё не отошли от шума, которым досаждала реактивная советская авиация.

Посвящение на русском языке написано.
Посвящение на русском языке написано.

Обилие материала о жизни аэродромов поражает. Аэрофотоснимки, схемы ВПП, самолёты на стоянках и в воздухе, лётчики и техники за работой, позывные точек, хронология замены авиатехники на новую… Несколько снимков с мест аварий и катастроф наших самолётов. Ладно, самолёты в воздухе - просто. А фото стоянок, самолётов в арках, вооружения?
Впрочем, что я удивляюсь? Это же дотошные и педантичные немцы, за всё берутся основательно. И, конечно, авторы — друзья СССР, поклонники советской авиации. Иначе не объяснишь посвящение сборника и разнообразие содержания.

Я бегло просмотрел тома на мониторе компьютера, останавливаясь на описаниях знакомых по службе аэродромов: Фалькенберг, Мерзебург, Альтенбург. На этих точках дислоцировалась наша 6 истребительная авиационная дивизия, на всех точках отметился полётами. В Фалькенберге прослужил почти год, в Мерзебурге — четыре, а в Альтенбурге летали несколько месяцев, пока ремонтировалась ВПП Мерзебурга.

Нащипал скриншотов для статьи и стало мне грустно: какой форпост про.., прости, Господи!
Честно, я не знал и не задумывался о том, сколько полков ВВС стояло в ГДР. Одно мне было понятно, что для крохотной территории ГДР нас было многовато. По тому, что летали по графику, пилотажные зоны были общие, судя по их нумерации. Например, Мерзебургу были выделены чётные дни недели для полётов. В субботу могла быть только первая смена.

Нашёл в книге карту со схемами заходов на посадку в Фалькенбергском кусте аэродромов. Где же там одновременно всем летать? У соседей красивые «восьмёрки» захода по системе, а в Фалькенберге отход после взлёта получался с отворотом. Лётчики называли - «отход по сапогу». Не повезло аэродрому: стандартная система уже не помещалась. А расстояния на систему надо всего по 50 км от КТА в обе стороны по оси ВПП. Делов-то! Но не для ГДР.

На этой же странице фото полётного задания по маршруту на аэродроме Альтенбург. Откуда у авторов лист из Тетради подготовки лётчика к полётам? Есть ещё фото схемы полёта по дублирующим приборам. Кажись, одним почерком написано. Всё побросали при выводе войск…
А друзья себе на память подобрали. И нам на память. Это упражнения из Курса боевой подготовки истребительно-бомбардировочной и штурмовой авиации 86 года издания. Очень похоже на упражнения из КБП истребительной авиации.

Нашлась в книге и таблица по выводу полков восвояси. Где вы ещё такую информацию узнаете? Проверяйте, кто в курсе. Возможны ошибки. Четвёртый том содержит поправки в первые три. Работали люди.

-7

Был форпост, да сплыл! А теперь нас и со своих западных аэродромов погнали вглубь страны. Стыдоба!

В немецких томах и по вооружению самолётов и вертолётов много информации. У наших союзников по соцлагерю с публикацией справочной информации по вооружению было всё гораздо проще: у нас с грифом «ДСП» или «секретно», а у них Руководство по эксплуатации боевого самолёта можно было в киоске купить. Союзники! А уж про капстраны и говорить нечего: такое опубликуют, что и в наших книжках с грифом «секретно» не найдёшь. Только с грифом «сов. секретно», если допуск такой имеешь.
Помню, в Орловке (ДВО) заменщик из Польши хвалился Инструкцией МиГ-21. Я подобного в ГДР не видел и не искал. На кой ляд мне Руководство МиГ-23м на немецком языке? Хотя в училище с удовольствием читал ГДРовские журналы Flieger Revue. Ещё бы: авиационных журналов с такой шикарной полиграфией и содержанием у нас не было. Ой, Толя, ни один журнал у нас тогда не имел такой полиграфии. Даже «Советское фото» не дотягивало, а казалось бы…

В наших краях существуют сообщества армейцев, служивших в ГДР ( писал как-то про это). Справочная информация по воинским частям и гарнизонам у них на майках. Покажи им такой справочник на русском языке — с руками оторвут.
Не видел у нас такого справочника, может он и существует. А немцы издали про советские ВВС. Хотя там были всякие наши войска, спасибо им и за это!

Были у нас друзья всюду. Они и сейчас есть. Только проявлять свою дружбу с нами стало неприлично. Но друзья находят возможность, моё знакомство с немецким справочником о советских ВВС в ГДР тому подтверждение.

Ну, за дружбу!