Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередной тематический обзор фантастической литературы, сегодня будет посвящен новомодной фантастике РеалРПГ. Это фантастическое направление близко, по сюжетным допущениям, к фантастике ЛитРПГ.
В ЛитРПГ – действие, как правило, происходит в виртуальном игровом мире, а одним из основных сюжетных ходов является прокачка героев, развитие ими тех, или иных, навыков и характеристик. Также, персонажи ЛитРПГ выполняют квесты и миссии, участвуют в ивентах, собирают ценные артефакты и т.п. Все, как в компьютерных играх, только в формате литературной фантастики.
По мере развития данного популярного направления, авторам становилось тесно в рамках игрового виртуального пространства. Сюжетные допущения ЛитРПГ стали примерять и к реальному миру. Такую фантастическую литературу принято называть РеалРПГ. Как апгрейд силы, ловкости и выносливости, виртуальный интерфейс и всякое такое, можно совместить с реальным мирозданием? Ну, было бы желание. Например, попаданец переносится из нашей реальности в параллельное измерение, с заданными характеристиками. Бывает, что и наш мир «просыпается по утру», а там уже тебе почти игровая Вселенная (кстати, две из трех книг данного обзора именно с таким сюжетом).
Не могу сказать, что являюсь большим поклонником сюжетных допущений ЛитРеала. Все книги, прочтенные мной в этих популярных поджанрах, можно уместить на пальцах рук. Но, практикую фантастическое разнообразие и стараюсь рассказывать вам обо всем понемногу. Так, несколько лет назад делал обзор ЛитРПГ, теперь вот созрел и до рассказа о фантастике РеалРПГ. Поехали.
Сергей Мусаниф «Система дефрагментации. Физрук» (2019)
Когда речь заходит о практически новом для тебя направлении фантастики, вольно, или нет, обращаешь внимание на знакомые фамилии авторов. Большинство книг Сергея Мусанифа, что мне удалось прочитать до этого, показались любопытными (Имперская трилогия, роман «Во имя рейтинга» и др.), некоторые не «зацепили» (роман «Гвардия»). Подумалось, что скорей всего, не пожалею о знакомстве с творчеством данного автора в новомодном направлении. В общем-то, так оно и есть. Роман «Система дефрагментации. Физрук» открывает большой цикл автора «Система дефрагментации», насчитывающий девять книг. Насколько понял, серия считается завершенной.
Итак, главный герой романа – молодой тридцатилетний мужчина проживает в Подмосковье, работает в школе физруком, копит на первоначальный ипотечный взнос, имеет за плечами довольно бурную юность. Пока что, считается холостяком, но не является аскетом и аутсайдером в глазах прекрасного пола. Имеется и дама сердца, с которой парень планирует связать будущее (собственно, если бы не было, в жизненные планы ипотека, скорей всего, не входила бы). И вот, в один не прекрасный момент, когда Чапаев вел урок у восьмиклассников, случилось нечто, изменившее его жизнь, да и судьбу всех людей в мире (забыл добавить, что И.О физрука – Василий Иванович; соответственно, «псевдоним», как у популярного героя анекдотов и менее известного исторического деятеля, ему был обеспечен). Пришла игровая Система. Пришла, включала в головушке каждого землянина интерфейс и через него сообщила, что как раньше уже не будет и всем, кто хочет выжить, в дальнейшем, придется прокачивать свои системные навыки. Ну а еще, каждый восьмой человек в мире мгновенно стал «зомбиком», совсем, как в долгоиграющем сериале про Плаксивого Рика, арбалетчика Дэрила, Нигана и брутальной русской фантастике А. Круза. Только, это не все: антураж постапа является лишь разминкой. Далее, в наш мир прибудут крутые прокачанные игроки из иных локаций, и вот тогда станет совсем сложно.
Таков мир «Системы дефрагментации» и ее главного героя - физрука Чапая (а также, его друзей и попутчиков). Что могу сказать по поводу обозреваемой первой книги цикла (прошу учитывать, что пишу только об этом романе, не оценивая серию, в целом)? На мой взгляд, Мусаниф, определенно, неплох в создании приключенческой фантастики. Это касается и динамичного, напряженного сюжета, и складности повествовании. Читается очень легко. Единственное, как по мне, так написано чересчур современно: с обилием кратких, рубленных диалогов, минимумом рефлексии и т.п. Понятно, что основной потребитель ЛитРеал – фантастики, к коим я не отношусь, любит именно такой лаконичный стиль. К этому следует прибавить легкий юмор и иронию, что добавляет оригинальности всему действу. Имеется также и сюжетная задумка, привносящая в действо толику драматизма. Она проявляется ближе к финалу. К особенностям романа можно отнести небольшое внимание к важным жанровым допущениям: нюансам набора прогресса, распределению очков и т.п. Для меня это скорее плюс, чем недостаток. По итогу: на мой взгляд, вполне себе оригинальная динамичная фантастика. Живенько.
Владимир Мясоедов «Ноша Хрономанта» (2022)
Предыдущая книга обзора привела вашего покорного слугу в благостное расположение духа. Решил не играть в избирательность, а читать то, что попадется на глаза. И… не ошибся. Попался роман В. Мясоедова «Ноша Хрономанта», являющейся первой частью одноименной серии. Автор продолжает работать в данном цикле и сейчас. В настоящее время, опубликовано семь частей, включая первую книгу. Все они именуются одинаково, различаясь лишь порядковым номером («Ноша Хрономанта 2», «Ноша Хрономанта 3» и т.д.). Снова акцентирую ваше внимание, друзья, что докладываю о своих впечатлениях только о начальном романе серии.
Фантастическое допущение наступления игрового алгоритма для мира, сходно с первой книгой обзора. Только вместо не персонифицированной игровой системы на арену выходит Бесконечная Вечная Империя. Ее цель – включение как можно большего количества планет галактики в игровой континуум. Ну а что там будет с населением новых «игровых» миров, не так важно. Земле опять грозит нашествие прокачанных игроков, с которыми бесполезно тягаться.
Однако, так не думает главный герой романа. Возникшее в голове послание Бесконечной Вечной Империи не стало для него неожиданностью. Он все это знал. Неявно, фрагментарно, эпизодами, но знал. Правда, думал, что у него проблемы с ментальным здоровьем, ибо эпизоды игровой реальности приходили в ярких сновидениях. В этих снах, землянин видел себя на протяжении нескольких лет, в течение которых он прокачивал умения и силу, пока не стал одним из тех, кто противостоит ордам иномировых игроков, пытающихся окончательно покорить Землю. Сами сны тоже не были случайными: они являлись посланиями из будущего, от самого себя, обладающего навыками управления временем.
От первого сообщения Бесконечной Вечной Империи, до перенесения в тренировочный мир прошли считанные минуты. Теперь, каждому землянину необходимо выполнить задания и сделать первые шаги в игровой реальности, чтобы доказать нужность и полезность в новой иерархии, включающей в себя мириады юнитов. Обладающий послезнанием парень, решил изменить ход событий, спасти как можно больше людей своего мира, и бросить вызов непонятно откуда взявшимся бесконечным и вечным. Но для этого нужно пройти игровую инициацию в тренировочном мире. Нелегкое и опасное дело.
Фантастическое допущение романа и приключенческая «часть» книги меня не удивили. Хоть и не являюсь большим знатоком РеалРПГ, сделаю предположение, что такие, или примерно такие, сюжетные ходы далеко не эксклюзивны. Даже если сравнивать с первым романом подборки, можно найти много общего в завязке повествования. Зато интересен здесь авторский стиль.
Очень часто, популярная современная фантастика ЛитРеал, бояръ-аниме, уся, попаданцы и т.п., чрезвычайно лаконична. Она исчерпывается описанием действий и диалогами. Еще, сегодняшний читатель любит почитать про то, как герои набирают прогресс и умения. Причем, неважно каков будет этот прогресс: игровой – ЛитРПГэшный, или обустройство попаданца в прошлом/будущем (нужное подчеркнуть). Читая «Ношу хрономанта», появилось ощущение, что встретил старую добрую фантастику. Причем, обычную развлекательную фантастику нулевых и десятых, а не фантасмагории Желязны и Фармера, турбореализм Лазарчука и Успенского, и прочие литературные изыски. Однако, и это для многих сегодня становится сложным для восприятия. Особенно, в ЛитРеале. В общем, подход автора к современной фантастике мне импонирует.
Родион Кораблев «Другая сторона. Том 1. Адаптация» (2020)
С третьей книгой обзора, вышло, как и с предыдущим романом данной подборки. Что увидел, то и стал читать. В сравнении с фантастикой, о которой писал выше, здесь литературная часть чуть более суховата, что ли. Если Мусаниф профессионально пишет по-современному (с обилием диалогов и т.п.), умело добавляя где нужно юморка и мелодраматичности, а Мясоедов, так вообще, невзирая на моду, старается подать сюжет развернуто, то у Кораблева персонажи и все, что их окружает, не так заметны, вне игрового сеттинга, сами по себе. Но, оговорюсь, справедливо это в рамках подборки, в которой можно анализировать и сравнивать обозреваемую под одним заголовком фантастику. А так, по меркам современной фантастики, вполне себе на уровне там с героями… В сюжете «Другой стороны» есть иные оригинальные моменты, о которых и расскажу далее.
Но, давайте по порядку. Раз есть том 1, значит, априори, предполагаются продолжения. Для современной фантастической литературы – это норма. Цикл автора «Другая сторона» состоит аж из двадцати трех частей и, насколько понял, не завершен. Но в контексте моей статьи, это – справочная информация, потому что пишу только о том, что сам читал. То бишь, о первой книге серии.
Нужно сказать, что фантастический мир книги показался мне достаточно оригинальными. Здесь, с РеалРПГ сочетаются элементы космической оперы. Коварные инопланетяне – тамедианцы, в недалеком будущем, вступили в контакт с землянами. К этому времени, наши потомки приступили к освоению Солнечной системы. Но шло оно, скажем так, далеко не бурными темпами. Тамедианцы дали людям знание, что у каждой разумной расы космоса, имеется ее отражение в параллельном измерении – так называемая Другая Сторона. Эта Другая Сторона индивидуальна в каждом случае, в зависимости от уникальных черт той или иной цивилизации. В случае землян, отражение приняло форму игрового сеттинга в духе РеалРПГ, что и немудрено, учитывая цифровизацию, компьютеризацию и прочую виртуализацию человеческого общества.
Во всех отражениях цивилизаций космоса находились ресурсы, необходимые тамедианцам. Но их могли добыть только сами уроженцы миров, с уникальной Другой Стороной. Взамен, тамедианцы делились технологиями. Нужно сказать, что через несколько столетий, наша цивилизация решила многие свои проблемы. Главенствующим стал не экономический, а социальный аспект. При наличии ресурсов для поддержания жизнедеятельности всех землян, самым важным теперь является общественный рейтинг индивидуума. Отсюда, асоциальность, правовая несознательность и прочие недуги прошлого практически исчезли. В то же время, люди с авантюрным складом характера не могли реализовывать свои устремления. Вот они-то и ринулись на Другую Сторону, где всегда присутствует риск, нужно прокачивать свои знания и умения, охотиться на опасные создания, для добычи ценных ресурсов. Таким образом, можно сказать, что к характеристикам романа «РеалРПГ» и «космоопера», можно добавить «элементы социальной фантастики». Развивает ли автор эти оттенки фантастического мира цикла в дальнейшем, или полностью сосредотачивается на Другой Стороне и РеалРПГ, сказать не могу. Хотелось бы надеяться, что в данном случае, имеет место что-то большее, чем стандартная серия о наборе прогресса и уровней.
Кстати, о прокачке и наборе прогресса. У автора получилось вполне увлекательно. При всем, при том, что не являюсь большим поклонником ЛитРеал-фантастики, следил за приключениями главного героя не отрываясь. Аспекту игрового развития героя, здесь уделяется большее внимание, чем в двух других романах подборки. Интересно, что фантастический мир «Другой стороны» выходит за рамки РеалРПГ, в отличие от «Физрука» и «Ноши Хрономанта», где просто наступает Игра, а фабула сюжета, наоборот, более игровая.
На этом на сегодня все. Думается, что такие же как я любители фантастики, малознакомые с литературой поджанра РеалРПГ, получили какое-никакое представление о предмете статьи. Со своей стороны, могу сказать, что большим фанатом игровой фантастики не стал, но времени, затраченного не чтение РеалРПГ, не пожалел. Нашел свои «фишки» в каждом романе обзора. Вполне допускаю, что опубликую другие подборки, со схожей тематикой. Почему нет?! Интересная фантастика должна быть разносторонней. В ближайших планах обращение к фантастическим детективам. Подумываю и об обзоре переводной (зарубежной) космической НФ 70-х гг. Может, еще что-то придет в голову.
Читайте фантастику.
Справочная информация. Ссылки на новые обзоры канала размещаются в Ок-группе Интересной фантастики https://ok.ru/group/70000000139527