Найти в Дзене

Как работает силовая установка Toyota Prius: эволюция по поколениям

Как работает силовая установка Toyota Prius: эволюция по поколениям Toyota Prius — первый массовый гибридный автомобиль, представленный в 1997 году. Его уникальность заключается в гибридной силовой установке Hybrid Synergy Drive, которая сочетает бензиновый двигатель и электромотор. За более чем 25 лет Prius прошёл 5 поколений, каждое из которых улучшало эффективность, мощность и экологичность. ⸻ Основные принципы работы гибридной системы Prius • Два источника энергии: бензиновый двигатель (цикл Аткинсона) и электромотор. • Планетарный редуктор: распределяет мощность между двигателями. • Батарея: сначала никель-металлгидридная (NiMH), затем появилась литий-ионная. • Режимы работы: • только на электротяге (EV); • только на бензине; • комбинированный режим. ⸻ 1-е поколение (1997–2003) — начало гибридной эры • Двигатель 1.5 л (58 л.с.) + электромотор 40 л.с. • Общая мощность: около 97 л.с. • Батарея NiMH на 1,78 кВт·ч. • Максимальная скорость на электротяге — низкая, только для город

Как работает силовая установка Toyota Prius: эволюция по поколениям

Toyota Prius — первый массовый гибридный автомобиль, представленный в 1997 году. Его уникальность заключается в гибридной силовой установке Hybrid Synergy Drive, которая сочетает бензиновый двигатель и электромотор.

За более чем 25 лет Prius прошёл 5 поколений, каждое из которых улучшало эффективность, мощность и экологичность.

Основные принципы работы гибридной системы Prius

• Два источника энергии: бензиновый двигатель (цикл Аткинсона) и электромотор.

• Планетарный редуктор: распределяет мощность между двигателями.

• Батарея: сначала никель-металлгидридная (NiMH), затем появилась литий-ионная.

• Режимы работы:

• только на электротяге (EV);

• только на бензине;

• комбинированный режим.

1-е поколение (1997–2003) — начало гибридной эры

• Двигатель 1.5 л (58 л.с.) + электромотор 40 л.с.

• Общая мощность: около 97 л.с.

• Батарея NiMH на 1,78 кВт·ч.

• Максимальная скорость на электротяге — низкая, только для городских условий.

• КПД бензинового двигателя: ~34%.

Особенность: гибридная установка работала в основном как помощник ДВС, обеспечивая экономию топлива в городе.

2-е поколение (2003–2009) — революция и массовый успех

• Двигатель 1.5 л (76 л.с.) + электромотор 68 л.с.

• Совокупная мощность: 110 л.с.

• Улучшенный планетарный редуктор (e-CVT).

• Батарея NiMH на 1,3 кВт·ч.

Особенность: автомобиль стал более практичным, получил клиновидный кузов и ощутимо снизил расход топлива (до 4,3 л/100 км).

3-е поколение (2009–2015) — больше мощности и надежности

• Новый двигатель 1.8 л (98 л.с.) + электромотор 82 л.с.

• Совокупная мощность: 136 л.с.

• Батарея NiMH, но появились версии с литий-ионной.

• Расход топлива — 3,9–4,1 л/100 км.

Особенность: более высокая динамика, возможность длительного движения в EV-режиме на малых скоростях.

4-е поколение (2015–2023) — новая платформа TNGA

• Двигатель 1.8 л (98 л.с.) или 1.8/2.0 в разных версиях.

• Совокупная мощность: 122–180 л.с.

• Появились версии Prius Prime (Plug-in Hybrid) с зарядкой от розетки и запасом хода до 50 км на электротяге.

• Улучшенная рекуперация энергии.

Особенность: больше акцент на экономию и экологию, плавность хода и новые батареи (литий-ионные для большинства рынков).

5-е поколение (2023–н.в.) — гибрид нового уровня

• Двигатель 2.0 л (152 л.с.) + электромотор 163 л.с.

• Совокупная мощность: до 223 л.с.

• Полностью новый дизайн — спортивный и низкий кузов.

• Plug-in версия обеспечивает до 80 км пробега только на электричестве.

• Улучшенные литий-ионные батареи, быстрая зарядка.

Особенность: Prius перестал быть только экономичным «городским гибридом» и стал мощным и динамичным автомобилем.

лассическая схема работы Hybrid Synergy Drive (HSD) на Toyota Prius.

Обозначения на рисунке:

• Двигатель (ДВС) — работает по циклу Аткинсона, даёт основную мощность.

• Планетарная передача — распределяет мощность между ДВС, колесами и электромоторами.

• MG1 (Motor Generator 1) — генератор, запускает ДВС и регулирует его обороты, может работать как мотор.

• MG2 (Motor Generator 2) — основной тяговый электромотор, крутит колёса и выполняет рекуперацию энергии.

• Инвертор — управляет потоками энергии между батареей и электродвигателями.

• ВВБ (высоковольтная батарея) — запасает энергию для MG2 и получает заряд при рекуперации.

Как работает система:

1. Запуск и низкие скорости

Колёса крутит MG2 от батареи, Prius едет как электромобиль.

2. Разгон

ДВС подключается через планетарный редуктор, а MG1 регулирует его обороты. MG2 помогает ускорению.

3. Крейсерский режим

Основную работу выполняет ДВС, MG1 и MG2 подстраивают нагрузку и подзаряжают батарею.

4. Торможение

MG2 работает как генератор, энергия уходит обратно в батарею.

-2