Найти в Дзене
Вера в Кисловодске

150 лет железной дороге на курорты КМВ

Всем привет! Такой большой юбилей, на самом деле для нашего региона очень значимый, но прошел как-то незаметно. Надеюсь, будем отмечать тот момент, когда поезда прошли непосредственно в городах КМВ) О значении железной дороги - в статье Е.И.Зайцевой, сотрудника краеведческого музея Крепость. Публикую выдержки, оригинал можете найти в Ставропольском хронографе. Активное железнодорожное строительство в Российской империи развернул император Александр II, одобривший в 1868 году план предстоящего создания рельсовой сети России. Немалую роль в вопросе создания железных дорог на Кавказе сыграл наместник Великий Князь Михаил Николаевич, а также ставропольский губернатор Г.К.Власов, понимавшие необходимость связать окраины государства Российского с правительственным центром. В 1870 году был одобрен проект проведения и включения линии от Ростова до Владикавказа в сеть неотложно необходимых железных дорог. Летом 1872 года инженер путей сообщения барон Рудольф Васильевич Штейнгель получил конце

Всем привет! Такой большой юбилей, на самом деле для нашего региона очень значимый, но прошел как-то незаметно. Надеюсь, будем отмечать тот момент, когда поезда прошли непосредственно в городах КМВ) О значении железной дороги - в статье Е.И.Зайцевой, сотрудника краеведческого музея Крепость. Публикую выдержки, оригинал можете найти в Ставропольском хронографе.

Активное железнодорожное строительство в Российской империи развернул император Александр II, одобривший в 1868 году план предстоящего создания рельсовой сети России. Немалую роль в вопросе создания железных дорог на Кавказе сыграл наместник Великий Князь Михаил Николаевич, а также ставропольский губернатор Г.К.Власов, понимавшие необходимость связать окраины государства Российского с правительственным центром. В 1870 году был одобрен проект проведения и включения линии от Ростова до Владикавказа в сеть неотложно необходимых железных дорог.

Летом 1872 года инженер путей сообщения барон Рудольф Васильевич Штейнгель получил концессию, согласно которой он должен был образовать Общество Владикавказской железной дороги, которое обязалось за свой счет построить и эксплуатировать железную дорогу, а также шоссе от станции Кумской (Минеральные Воды) к Железноводску, Пятигорску, Ессентукам, Кисловодску. Срок владения дорогой был определен в 81 год.

Первый поезд из Ростова до Владикавказа прошел через станцию Кумская 2 июля 1875 года. Станция по инициативе наместника и во избежание ошибок отдыхающих была переименована в Минеральные Воды (а сейчас это постоянно вызывает вопросы, потому что собственно минеральных вод и курорта в городе нет)). В течение 19 лет жители и отдыхающие поездом доезжали до МинВод, а дальше ОВЖД предлагало дилижансы и фаэтоны. У подъезда почтовой станции, располагавшейся рядом с вокзалом, стояли дилижансы, отправлявшиеся в точно назначенное время. На шоссе было устроено еще 4 станции с пассажирскими павильонами и конюшнями. Хотя расписание отправления дилижансов согласовывалось с прибытием поездов, отдыхающие испытывали при пересадке большие неудобства.

Примерно так это выглядело)) фото из сети
Примерно так это выглядело)) фото из сети

Талантливый инженер, оставивший большой след в истории строительства и эксплуатации железных дорог на Кавказе, Иван Дмитриевич Иноземцев, выступил с инициативой постройки железной дороги от МинВод до Кисловодска. 15 июня 1891 года император Александр III утвердил это решение. К производству работ приступили весной 1892 года.

Под строительство Кисловодской ветви было отчуждено 42 владения 11 собственников. На участке построено более 50 искусственных сооружений, в том числе 31 каменный мост. На станции Кисловодск для разворота паровозов был сооружен разворотный круг. Для текущего ремонта локомотивов пришлось возвести депо на два стойла. Строительство курортной ветви велось интенсивно. По сложившейся тогда практике железные дороги сдавались в эксплуатацию по участкам, поэтапно. 14 мая 1893 года было открыто временное движение от станции Минеральные Воды до станции Ессентуки, а с 6 августа 1893 года - до станции Кисловодск.

Старый виадук на ул.Кирова видели многие, а разворотный круг выглядел вот так. Фото из сети
Старый виадук на ул.Кирова видели многие, а разворотный круг выглядел вот так. Фото из сети

Пассажирский поезд курортной ветви состоял из 5 четырехосных вагонов первого, второго и третьего класса. Общий вес состава достигал 75 тонн. При пропуске на Кисловодскую ветвь курьерских и скорых поездов с большим количеством вагонов использовалась вторая тяга, а на труднейших перегонах состав подталкивался третьим паровозом. Для поездов местного сообщения были изготовлены специальные облегченные двухосные вагоны дачного типа. Все они были проходными, с большими оконными проемами для обозревания окрестностей. Состав состоял из 6-7 вагонов, до Кисловодска поезд шел 2 часа. Автоматических тормозов в кабине машиниста не было, и на уклонах они вручную нажимались тормозильщиками, находившимися на площадке вагона. При необходимости к этой работе подключались кондукторы. Следование товарных поездов было приурочено к ночному времени.

Кисловодская ветвь была открыта для регулярного движения 17 мая 1894 года. Эту дату Минераловодская комиссия приняла за юбилейную. По окончании строительства сданные в эксплуатацию участки дороги были признаны образцовыми, а главному инженеру М.С.Кербедзу за выполнение работ объявлена благодарность.

Железная дорога, соединив города-курорты с центром России, повлияла на все аспекты жизни региона. В десятки раз увеличился приток отдыхающих, что привлекло значительный капитал, использованный на нужды курортов, тем самым повысив их потенциал как лечебной местности государственного значения. Это достижение было невероятно важно в масштабах всей России, поскольку отвлекало большие капиталы от посещения заграничных курортов, препятствовало вывозу немалых средств из страны.

Конец 19-начало 20 века - период строительного бума, прежде всего, на самой железной дороге. Были построены вокзалы и промежуточные станции. Кисловодский вокзал был открыт 1 января 1897 года. В 1905 и 1910 были возведены еще два строения. Судя по фотографиям начала 20 века, солидный вид имел и пятигорский вокзал, открытый 17 мая 1894 года. Он великолепно смотрелся на фоне горы Бештау, достойно завершая улицу Царскую. Здание этого вокзала не сохранилось, новое было построено в 1978 году.

Вокзал в Пятигорске. Фото из сети
Вокзал в Пятигорске. Фото из сети

Отличительной особенностью вокзалов КМВ были перроны. Благодаря проведению железной дороги стало возможным использование новых технологий и материалов. Так, перроны были выполнены из ажурных металлических клепанных конструкций. Металлическая архитектура 19-20 веков была одним из тех направлений, которые оказали влияние на развитие современного зодчества.

Вокзалы и станции стали не только архитектурным украшением городов, вокруг них формировались новые населенные пункты, развивались промышленность и торговля. Город Минеральные Воды, например, свои рождением обязан ОВЖД. С появлением железной дороги появилась возможность транспортировать главное богатство региона - целебные воды, что дало толчок к развитию заводов по розливу вод.

Для привлечения как можно большего количества публики ОВЖД построило в Кисловодске прямо у вокзала по проекту инженера Е.Дескубеса великолепное здание Курзала, ставшее с момента своего открытия в 1896 году центром культурной жизни. Здесь выступали знаменитости, был очень популярен ресторан при Курзале. Летом в парке Курзала устраивали гуляния и фейерверки, зимой в зале - детские праздники, балы-маскарады и прочие увеселения.

Курзал. Фото из сети
Курзал. Фото из сети

Железнодорожная ветвь вдохнула новую жизнь в курортное строительство. В первое десятилетие после открытия сообщения были построены: в Кисловодске - Главные нарзанные ванны и Гранд-отель, в Ессентуках - механотерапия, Верхние и Нижние ванны, разбит парк за железной дорогой, в Пятигорске - два корпуса Ново-Сабанеевских (Пушкинских) ванн, гостиницы Эрмитаж и Бристоль, Лермонтовская галерея, в Железноводске - Островские ванны, Пушкинская галерея, казенная гостиница и водопровод. Активно шла застройка новых дачных районов.

В 1910 году Кисловодск был признан круглогодичным курортом. В этом же году было выстроено еще одно здание вокзала, где уезжающая публика могла с комфортом расположиться в зимнее время. В 1913 году беспересадочные поезда связывали КМВ с Москвой, Санкт-Петербургом, Царицыном, Баку и Тифлисом. ОВЖД проявляло большую заботу о прибыльности курортной ветви, рекламируя красоты Кавказа, уникальность целебных источников, а также свои услуги. Для отдыхающих появились справочники-путеводители, появились экскурсионные бюро.

Таким образом, развитие культурной и курортной жизни региона неразрывно связано с проведением железной дороги. В путеводителях того времени приводятся статистические данные о посетителях: в 1875 году количество выросло вдвое по отношению к предыдущему году, а в 1913 году - более чем в 10 раз. В 1913 году на курорты приехало 38 600 отдыхающих, а общее число посетителей составило 78 000.

Больше исторических заметок, интересных фактов, свежих фото городов и другой информации - в ТГ канале, где пишу каждый день! Приходите)

Фото из сети))
Фото из сети))