Найти в Дзене
Павел Лещёв

Русские машины в Америке: от Жигулей до Нивы — как они туда попали?

Когда на улицах Сиэтла или Нью-Йорка вдруг проезжает Лада, местные замирают. Для нас это привычная «десятка» или «шестёрка», а там — почти как НЛО. Но как советские машины оказались в США, где их официально никогда не продавали? История началась в 1977 году, когда СССР подписал контракт на поставку Лад в Канаду. Уже в мае 1978-го в порт Дармут (Новая Шотландия) прибыла первая партия ВАЗ-21061-37 — специально подготовленной версии «шестёрки». Что изменили для Канады: В первый год продали около 1000 машин, а к 1981-му — уже почти 13 000 в год. В Канаде Лада стала самым дешёвым автомобилем на рынке, её активно покупали наряду со Skoda и Dacia. Интересно, что Zhiguli засветились даже в кино. В канадском хорроре Deadly Eyes (1982) главный герой ездит на ВАЗ-2103. Для советских зрителей это был шок: американский фильм — и вдруг «Жигули»! А в индийском кино Лада 2101 вообще играла роль машины миллионера с шофёром. Американцы хотели попробовать тоже. В 1979 году компания Satra Industrial Corp.
Оглавление

Когда на улицах Сиэтла или Нью-Йорка вдруг проезжает Лада, местные замирают. Для нас это привычная «десятка» или «шестёрка», а там — почти как НЛО. Но как советские машины оказались в США, где их официально никогда не продавали?

От Канады к США: официальные поставки

История началась в 1977 году, когда СССР подписал контракт на поставку Лад в Канаду. Уже в мае 1978-го в порт Дармут (Новая Шотландия) прибыла первая партия ВАЗ-21061-37 — специально подготовленной версии «шестёрки».

Что изменили для Канады:

  • массивные энергоёмкие бамперы, соответствующие североамериканским нормам,
  • оранжевые габариты и красные секции поворотников,
  • индикатор непристёгнутых ремней и «Check Engine»,
  • система снижения токсичности с катализатором.

В первый год продали около 1000 машин, а к 1981-му — уже почти 13 000 в год. В Канаде Лада стала самым дешёвым автомобилем на рынке, её активно покупали наряду со Skoda и Dacia.

«Жигули» на экране

Интересно, что Zhiguli засветились даже в кино. В канадском хорроре Deadly Eyes (1982) главный герой ездит на ВАЗ-2103. Для советских зрителей это был шок: американский фильм — и вдруг «Жигули»!

А в индийском кино Лада 2101 вообще играла роль машины миллионера с шофёром.

Кадр из фильма Deadly Eyes (1982)
Кадр из фильма Deadly Eyes (1982)
Кадр из фильма James Bond : Goldeneye (1995)
Кадр из фильма James Bond : Goldeneye (1995)
Lada Niva из фильма "The World Is Not Enough"
Lada Niva из фильма "The World Is Not Enough"

Почему в США это было почти невозможно

Американцы хотели попробовать тоже. В 1979 году компания Satra Industrial Corp. планировала продавать Лады в США. Но началась война в Афганистане, Конгресс ввёл санкции, и проект закрыли.

Даже привезти машину из Канады нельзя было: она не проходила местные экологические нормы. Поэтому для американцев Лада — это всегда либо редкий «серый» импорт, либо подарок судьбы.

Клубы «советской классики» в Америке

Сегодня ситуация изменилась. В США существует целое движение поклонников советских машин:

  • Soviet Car Club в Сиэтле — у них даже есть тематический музей.
  • USSR Garage в Лос-Анджелесе — собирают Волги, Жигули, УАЗы и даже мотоциклы.
  • Периодически проходят CCCP Car Shows в Калифорнии, Нью-Йорке и Чикаго.

Причём примерно 10% участников — американцы без русских корней. Их привлекает необычность и «ностальгическая экзотика».

-5

Сколько стоит Лада в США?

Цены сильно разнятся:

  • «Жигули» в музейном состоянии — от 8 000 $,
  • коллекционные варианты — до 27 000 $,
  • редкие модели вроде ВАЗ-21061-37 для Канады — настоящая находка.
-6

-7

Как реагируют американцы

  • Удивляются отсутствию подстаканников: в их культуре они обязательны с 50-х годов.
  • Шокирует простота салона: «А где подушки безопасности?»
  • Но чаще всего они улыбаются: «О, у меня был такой же, когда я ездил в гости к бабушке в СССР!»
-8

А вы бы хотели увидеть «Жигули» на улицах Нью-Йорка или Лос-Анджелеса?