Найти в Дзене
Коммерсантъ-Волга

Ту-144 на Волге, где в ПФО можно увидеть самый быстрый пассажирский лайнер в мире

Памятники гражданским и военным самолетам в крупных российских городах занимают знаковое место на туристических маршрутах. В Приволжском федеральном округе находятся три из семи сохранившихся первых советских сверхзвуковых лайнеров Ту-144. Самый красивый памятник стоит в Казани, в ульяновском музее гражданской авиации проходит реставрацию сверхзвуковая «тушка», в Самаре Ту-144 официально не является памятником, это учебное пособие для студентов «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва» сохранившейся в рабочем состоянии. «Ъ-Волга» расскажет короткую и яркую историю самого быстрого самолета СССР.

Генеральный конструктор Андрей Туполев и экипаж Ту-144. Фото: Ту-144 - Флагман пассажирской авиации/ВК
Генеральный конструктор Андрей Туполев и экипаж Ту-144. Фото: Ту-144 - Флагман пассажирской авиации/ВК

Ту-144 — первый советский сверхзвуковой пассажирский самолет 1-го класса, разработан в 1960-х годах 20 века, в конструкторском бюро Андрея Туполева на базе ракетоносца Т-4 («Сотка»), серийно Ту-144 выпускался в Воронеже (17 единиц).

Стратегический ракетоносец Т-4 «Сотка». Фото: Яндекс
Стратегический ракетоносец Т-4 «Сотка». Фото: Яндекс

При разработке Ту-144 на него возлагали большие надежды. Самолёт должен был преодолевать расстояния протяжённостью 5-6 тысяч километров за несколько часов без промежуточных посадок (Москва-Хабаровск) или с дозаправками (Москва-Париж-Токио и Москва-Гавана). Первый полёт Ту-144 совершил в декабре 1968 года, что стало первым в мире полётом сверхзвукового пассажирского самолёта (британско-французский «Конкорд» совершил первый испытательный полёт 2 марта 1969 года).

Британо-французский «Конкорд», эксплуатировался с 1976 по 2003 год. Фото: Яндекс
Британо-французский «Конкорд», эксплуатировался с 1976 по 2003 год. Фото: Яндекс

5 июня 1969 года впервые в истории сверхзвуковой самолёт пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Ту-144 оснащался двигателями НК-144, разработанными в куйбышевском КБ Николая Кузнецова, шасси самолета также выпускали в Куйбышеве на заводе «Гидроавтоматика». Максимальный взлетный вес Ту-144 достигал 195 тонн, крейсерская скорость 900 км/ч, крейсерская сверхзвуковая 2200 км/час, максимальная 2500 км/час, дальность полета 3100 км, максимальная высота полета 19 км. Ту-144 полюбился генеральному секретарю ЦК КПСС, главе СССР Леониду Брежневу, однако после его смерти, проект в 1983 году закрыли в пользу более экономичного широкофюзеляжного Ил-86. Официально эксплуатанта, компанию «Аэрофлот», Ту-144 не устроил высокий расход топлива и невысокая дальность полета. Всего Ту-144 совершили 102 рейса, из которых только 55 пассажирских. Ряд самолетов использовались в качестве летающих лабораторий при испытании новых образцов авиационной техники.

С Ту-144 связаны несколько резонансных авиационных катастроф и летных происшествий, таких как катастрофа 1973 года в Ле Бурже (экипаж и специалисты, находившиеся на борту, погибли).

Пожар на борту Ту-144 (Егорьевск). Фото: planecrash.fandom.com
Пожар на борту Ту-144 (Егорьевск). Фото: planecrash.fandom.com

1978 год — вынужденная посадка самолета в поле в Егорьевске (Московская обл.), тогда погибла часть экипажа. 1980 год — разрушение в полете одного из двигателей, тогда самолет удалось спасти. 1981 год — пожар двигателя, самолет получил значительные повреждения. В конечном итоге в 1984 году эксплуатацию Ту-144 прекратили. Из 17 выпущенных воронежским авиазаводом самолетов в настоящее время в качестве памятников и учебных пособий сохранились 6 машин (три стоят в городах ПФО).

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Головной отраслевой музей гражданской авиации (Ульяновск) 

На этой неделе региональное министерство транспорта сообщило о масштабной реставрации экспонатов, в том числе Ту-144, выставленных в Ульяновском музее гражданской авиации. Реставрация самолетов и вертолетов, демонстрирующих вехи развития авиации СССР и России с начала и до конца XX века, производится к юбилею Ульяновского института гражданской авиации, которому 19 сентября 2025 года исполняется 90 лет, в структуру которого входит и этот музей. Особое внимание уделяется реставрации первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, разработанного в СССР конструкторским бюро Туполева. У самолета обновят лакокрасочное покрытие фюзеляжа, пассажирский салон и кабину пилотов, установят новые пассажирские кресла, поменяют напольное покрытие.

Фото: russianplanes.net
Фото: russianplanes.net

Представленный в Ульяновске Ту-144С № СССР-77110, первый полет 14 февраля 1977 года, один из двух самолетов, летавших по маршруту Москва-Алма-ата и 4-й самолет, который побывал в Ле-Бурже (и последний из Ту-144). Эксплуатантом являлось МАП ЛИИ им. Громова в Жуковском. В июне 1980 года летал в Североморск-5 с целью демонстрации, для продажи ВС СССР в качестве летающей платформы РЭБ. Списан 14 февраля 1984 года. 1 июня 1984 года своим ходом прибыл в Ульяновск, в музей истории гражданской авиации. Установлен в основной экспозиции в 1990 году. В 2008 году открыт для посещения. В августе-сентябре 2008 года покрашен. Наиболее комплектный из всех оставшихся Ту-144. Общее время полета 314 часов, совершил 212 полетов.

Ту-144 в Казани. Фото: palladaservice.ru
Ту-144 в Казани. Фото: palladaservice.ru

Казанский национальный исследовательский технический университет (Казань) 

До установки в качестве памятника на территории технического университета в 2017 году данный Ту-144 служил учебным пособием для студентов. Борт с номером СССР-77107, выпущен в 1975 году на Воронежском авиазаводе.

Фото: В.А.Владимиров/Tu-144-kai.ru
Фото: В.А.Владимиров/Tu-144-kai.ru

Эксплуатировался до 1982 года, а в 1985 году был передан Казанскому авиационному институту. На тот момент у самолёта все 4 двигателя были на месте, работали средства механизации. Позже двигатели демонтировали с обеих сторон мотогондол, установили заглушки. Один из двигателей установлен рядом с самолётом, это НК-114А, модифицированная версия первоначального силового агрегата. 

Последний серийный Ту-144. Фото: Яндекс
Последний серийный Ту-144. Фото: Яндекс

В 2024 году появилась информация о том, что КБ «Туполев» планируют реанимировать на казанском авиазаводе советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Речь идет о Ту-144Д с бортовым номером СССР-77115, который был предпоследней машиной, выпущенной в 1981 году. Самолет использовался для подготовки лётчиков-испытателей для МТКС "Буран" и является наиболее комплектным экземпляром на сегодняшний день. В отличие от ранних образцов, данная машина оснащена современными двигателями НК-32. Ту-144Д впервые поднялся в небо 4 октября 1984 года уже после того, как в начале июля 1983 года вышло постановление правительства о прекращении работ по Ту-144. Причём последний Ту-144Д с бортовым номером СССР-77116 никогда так и не взлетал, а в середине 1990-х годов был разобран. Последний полет борт 77115 совершил в мае 1986 года на аэродром Жуковский, где и находится в качестве музейного экспоната.

Ту-144 в Самаре. Фото: Александр Седов/Drive2
Ту-144 в Самаре. Фото: Александр Седов/Drive2

«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва» 

Ту-144 с бортовым номером СССР-77108 появился в Куйбышеве благодаря ректору Куйбышевского авиационного института Виктору Лукачеву, «выпросившему» в начале 1986 года Ту-144 у руководства Летно-исследовательского института для студентов в качестве учебного пособия.

Куйбышевский Ту-144 снимался в кино. Кадр из фильма «Мимино». Фото: Яндекс
Куйбышевский Ту-144 снимался в кино. Кадр из фильма «Мимино». Фото: Яндекс

Самолет поднялся в воздух летом 1975 года. Два года проходил государственные испытания в соответствии с решением МАП — МГА «О порядке внедрения в эксплуатацию на линиях МГА сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с двигателями НК-144», в ходе которых выполнил 50 полетов общей продолжительностью 68 часов, из них 6 ч — на сверхзвуке. В 1977 году подключился к проведению первого этапа эксплуатационных испытаний, выполняя совместно с Ту-144 СССР-77106 технические рейсы по маршруту Москва — Алма-Ата — Москва раз в неделю с загрузкой самолета почтой и грузами. В 1987 году самолет перелетел в Куйбышев. Посадку Ту-144 совершил на территории авиационного завода, откуда был отбуксирован на площадку аэродрома Смышляевка, учебной базы авиационного института тогда и в настоящее время.

Учебная база на аэродроме Смышлчевка. Фото: geliolivejournal.ru
Учебная база на аэродроме Смышлчевка. Фото: geliolivejournal.ru

Силами сотрудников и студентов данный Ту-144 поддерживается в рабочем состоянии.

В 2019-2020 году после долгого простоя была запущена вспомогательная силовая установка, проверена работа средств механизации крыла и бортовой электроники. Проверка прошла штатно. На самолете сохранились двигатели.

Фото: Александр Седов/Drive2
Фото: Александр Седов/Drive2

Однако внешний вид самолета оставляет желать лучшего, планер требует окраски (общая площадь поверхности 1500 кв.м).

Евгений Чернов