От «сдачи дочерей в аренду» до священного геноцида — эти «священные» истории доказывают: Книга книг читается скорее как фильм ужасов, чем как руководство по морали.
Библию читают каждое воскресенье, как будто это чистое семейное руководство по жизни. Правда? Половину времени она напоминает фильм ужасов, другую половину — дешёвую мыльную оперу. Между Богом, который ведёт себя как капризный диктатор, героями, дающими идиотские обещания, и женщинами, обращёнными в собственность, остаётся только удивляться — а кто-нибудь вообще читал эту книгу, прежде чем назвать её святой?
«История в деталях» — телеграм канал для тех, кто любит видеть прошлое без прикрас, через неожиданные факты и забытые мелочи. Погружайтесь в историю так, как будто вы там были. Подписывайтесь!
Помните: абстрактное, всезнающее, совершенное понятие Бога отшлифовывалось веками. В ранних историях израильтяне ещё не дошли до этого — и их Бог выглядит не как космический разум, а скорее как один из нас: полный желаний, сожалений, вспышек гнева и истерик.
1. Лот предлагает своих дочерей толпе (Бытие 19)
Вот вам «человек веры». Лот живёт в Содоме, городе настолько «греховном», что Бог решает уничтожить его. Когда толпа мужчин ломится к нему домой, требуя «познать» его гостей-мужчин, Лот, играя роль гостеприимного хозяина, говорит: «Нет, не обижайте моих гостей — вот вам мои девственные дочери».
Прочитайте это ещё раз. Решение человека перед толпой — сдать собственных детей. И мы должны считать его праведником? Если это мораль, то страшно представить, как выглядит порок.
2. Бог убивает 42 детей медведями (4 Царств 2:23–25)
Пророк Елисей идёт по дороге, какие-то дети кричат ему: «Иди сюда, лысый!» — и вдруг он проклинает их. Тут же Бог посылает двух медведей, которые разрывают 42 ребёнка. Конец истории.
То есть Всемогущий Творец Вселенной находит время, чтобы отомстить за обидное слово и растерзать детей дикими зверями, но голод, рабство и болезни? Нет, пусть будут. Логично.
3. Иеффай приносит свою дочь в жертву (Судей 11)
Иеффай заключает глупую сделку с Богом: «Если я выиграю битву, я принесу в жертву первое, что выйдет из моего дома». И угадайте что? Его дочь выбегает встречать его. Вместо того чтобы сказать: «Ой, глупый обет, моя ошибка», Иеффай идёт до конца и убивает свою дочь.
Библия называет его «героем веры». Герой? Скорее «тупица-отец года».
4. Ной напивается и раздевается догола (Бытие 9)
Мы все знаем милую историю про животных, заходящих в ковчег парами. Но в воскресной школе почему-то не рассказывают, что было сразу после этого. Ной напивается, раздевается и валяется голый. Его сын Хам видит его, рассказывает братьям, и Ной, проснувшись, в ярости. Его решение? Проклясть сына Хама — Ханаана — вечным рабством.
Это тот самый Ной, который был «праведным в своём поколении». Возможно, планка просто была очень, очень низкой.
5. Левит расчленяет свою наложницу (Судей 19)
Это чистый кошмар. Левит выталкивает свою наложницу к группе мужчин, которые насилуют её всю ночь. Она доползает до его дверей и умирает. И что делает он? Вместо траура он расчленяет её тело на двенадцать частей и рассылает по Израилю.
Да, в Библии есть «почтовая рассылка частей тела». А люди называют фильмы ужасов «демоническими»?
6. Авраам пытается убить своего сына (Бытие 22)
Авраам слышит голос, который велит ему убить сына Исаака. И вместо того чтобы сказать: «Что за чушь?» или «Может, я просто слышу голоса», он берёт нож, тащит Исаака на гору и связывает его на жертвеннике. Только когда нож уже поднят, Бог говорит: «Шутка!»
И это считается высшей мерой веры? Если бы кто-то сегодня сделал такое, его бы признали сумасшедшим и закрыли в психушке.
7. Бог заключает пари о страданиях Иова (Иов 1–2)
Иов — хороший человек. Сатана говорит: «Он хороший только потому, что ты его благословляешь». Бог отвечает: «Хочешь поспорить?» — и разрешает Сатане разрушить жизнь Иова: убивает его детей, уничтожает богатство, изуродовал тело язвами. Всё ради космического спора «у кого больше».
Бог выигрывает пари, жизнь Иова превращается в ад, а мораль истории в том, что… нужно всё равно доверять Богу? Это не вера — это стокгольмский синдром.
8. Бог приказывает геноцид (1 Царств 15)
Бог велит царю Саулу уничтожить амаликитян. Не только воинов — всех: мужчин, женщин, младенцев и даже животных. Полное этническое очищение. Саул не выполняет приказ до конца, и Бог наказывает его.
То есть «Бог любви» считает геноцид нормой, но пожалеть несколько овец — преступление? Возникает вопрос: кто настоящий злодей в этих историях?
Что говорят апологеты
Конечно, защитники веры никогда не признают, что эти истории ужасны. У них всегда готовы оправдания. Они выворачиваются наизнанку, чтобы всё выглядело нормально.
Когда детей рвут медведи? Они говорят: «Это был урок уважения к пророкам». Ага, ведь ничто так не учит манерам, как кровавая бойня на перемене.
Когда Авраам связывает сына ради жертвы? Они утверждают: «Это показывает абсолютное послушание Богу». Перевод: слепая покорность — это хорошо, даже если Бог велит убить ребёнка. По этой логике, банда Чарльза Мэнсона — святые.
Когда Бог приказывает геноцид? Апологеты говорят: «Ну, те люди были грешные и заслужили». А младенцы и животные тоже? Видимо, овцы строили коварные планы в свободное время.
Когда Лот предлагает дочерей толпе? Они отмахиваются: «Такова была культура того времени». Забавно, что «культура» — это оправдание, когда Библия выглядит плохо, но «вечная истина» — это лозунг, когда хотят контролировать вашу сексуальную жизнь.
Когда жизнь Иова разрушается ради пари? Они говорят: «Это о великом плане Бога, который мы не можем понять». То есть богословский перевод: «Не задавай вопросов».
Апологеты всегда пытаются закрасить ужас святой краской. Но акробатика разума не делает истории менее безумными. Она лишь доказывает: Библии нужны пиарщики, чтобы выглядеть хотя бы сносно.
Перед тем как уйти
Библию веками использовали, чтобы писать законы, вдохновлять войны и контролировать жизни. Но если её реально читать, там — истории о «сданных дочерях», растерзанных детях, пьяных пророках и узаконенном Богом геноциде. Хотите — называйте это Писанием, но не называйте компасом морали.
Томас Пейн, революционер и деист XVIII века, однажды сказал, что большинство людей считают Библию святой, так и не прочитав её от корки до корки. Если бы прочитали, добавил он, они бы ужаснулись противоречиям, насилию и нелепостям внутри. Был ли он прав?