Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Плечо Атоса, перевязь Портоса, платок Арамиса (с)

«Милорд! Человек, пишущий вам эти несколько слов, имел честь скрестить с вами шпаги на небольшом пустыре на улице Ада…»,– составлял Атос Арамис письмо лорду Винтеру, пытаясь предупредить того о коварной родственнице. Откуда взялись «адские» названия (porte d'Enfer, rue d'Enfer) не слишком понятно, возможно, от латинского "inferior"- низкий или как-то связано с железом, все только догадки. Длинная улица Ада в XVIII веке заканчивалась Адской заставой в Стене откупщиков на Адской площади. Через сто лет улицу частично поглотил бульвар Сен-Мишель, часть стала носить имя Анри Барбюса, а часть назвали в честь героя франко-прусской войны - ул. Данфер-Рошро. И тут тоже не слишком понятно, случайно или специально, по созвучию, Denfert - d'Enfer. На одноименной площади сегодня располагаются Катакомбы Парижа, где сложены останки с городских кладбищ. Как-то так, но это все уже XIV округ, Монпарнас. А во времена Атоса Адские ворота города стояли примерно на месте сегодняшней площади Эдмона Ростана

«Милорд!

Человек, пишущий вам эти несколько слов, имел честь скрестить с вами шпаги на небольшом пустыре на улице Ада…»,– составлял Атос Арамис письмо лорду Винтеру, пытаясь предупредить того о коварной родственнице. Откуда взялись «адские» названия (porte d'Enfer, rue d'Enfer) не слишком понятно, возможно, от латинского "inferior"- низкий или как-то связано с железом, все только догадки. Длинная улица Ада в XVIII веке заканчивалась Адской заставой в Стене откупщиков на Адской площади. Через сто лет улицу частично поглотил бульвар Сен-Мишель, часть стала носить имя Анри Барбюса, а часть назвали в честь героя франко-прусской войны - ул. Данфер-Рошро. И тут тоже не слишком понятно, случайно или специально, по созвучию, Denfert - d'Enfer. На одноименной площади сегодня располагаются Катакомбы Парижа, где сложены останки с городских кладбищ. Как-то так, но это все уже XIV округ, Монпарнас.

Пьер-Антуан Демаши, 1796.  Адская застава
Пьер-Антуан Демаши, 1796. Адская застава

А во времена Атоса Адские ворота города стояли примерно на месте сегодняшней площади Эдмона Ростана, с которой прекрасно просматривается Пантеон через улицу Суффло, а с другой стороны - решетка Люксембургского сада. Таким образом наш постоянный автор открывает новый сезон и предлагает отправиться в VI округ Парижа, именуемый Люксембургом. (Скажем, редакция была на каникулах). Знаменитому саду и чуть менее известному одноименному дворцу будут посвящены отдельные рассказы. Вокруг же имеется множество интересного, от одного из старейших парижских аббатств до мастерских художников, от несохранившегося дворца отставленной королевы до средневековой выпечки и целебной монастырской настойки.

Famille des Pérelle. Vue perspective du palais du Luxembourg (alors d’Orléans), XVIIème siècle, estampe, château de Versailles.
Famille des Pérelle. Vue perspective du palais du Luxembourg (alors d’Orléans), XVIIème siècle, estampe, château de Versailles.

Прибрежная часть района была все тем же Латинским кварталом, а аббатство Сен-Жермен-де-Пре сражалось с Университетом за сферы влияния, все же эти кварталы менее "академические", скажем так, чем соседний V округ, хотя тут и расположен Институт Франции со всеми своими академиками. Да и учебных заведений хватает, но простые студенты здесь вряд ли живут, в этом году это самый дорогой район по части недвижимости. А еще он кажется более современным, несмотря на все свои древности, и более жилым, не спальным, конечно, а подходящим для жилья, недаром Катрин Денев живет на ул. Бонапарт с 1977 г.

-3
Много лет она была нашей соседкой, жила в квартире со стеклянными стенами над площадью Сен-Сюльпис. Мы иногда встречались– в очереди к Poilane , в те времена, когда у лучшего парижского пекаря была единственная маленькая булочная на улице дю Фур; или в одном из секонд-хэндов, которые мы оба любили обследовать. Я взял у нее несколько интервью, как-то раз– в ателье Ива Сен-Лорана, куда она приехала в синем льняном костюме, ни складочки, ни морщинки, как новехонькая купюра. Джон Бакстер. Пешком по Парижу.

ул. старой голубятни, только она в два раза шире сегодня
ул. старой голубятни, только она в два раза шире сегодня

Сразу определимся с мушкетерами, они тоже все жили здесь, вокруг Люксембурга. Так, Портос - ул. Старой голубятни, там же располагался дом де Тревиля. Сегодня на улице можно найти небольшой театр с таким же названием, еще пишут, что в 1648 г. здесь жили и умерли двое из троих братьев-художников Ле Ненов (Ленен по-русски их называют, работы в Эрмитаже можно увидеть, но о них очень мало известно, так что это вовсе не факт).

Ул. Феру, вид от ул. Вожирар. 1907 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Ул. Феру, вид от ул. Вожирар. 1907 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Атос - на ул. Феру - короткая узкая улица между садом и церковью Сен-Сюльпис, очень для XVII века подходящая, обязательно зайдите, увидите еще стену с полным текстом стихотворения Рембо, послевоенную мастерскую Ман Рэя (2-бис), красивый отель Лози к. XVII века, который лет через 100 некий казначей приспособил для своей любовницы.

Emmanuel Lansyer. У. Сервандони, 15, здесь укрывался от своих коллег-жирондистов действительно просвещенный человек маркиз Кондорсе, не скрылся ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Emmanuel Lansyer. У. Сервандони, 15, здесь укрывался от своих коллег-жирондистов действительно просвещенный человек маркиз Кондорсе, не скрылся ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Параллельно этой улице идет ул. Сервандони, бывшая раньше улицей Могильщиков, где д'Артаньян снял чердак у четы Бонасье. Тоже симпатичная, все дома старые, фундаменты еще старее, цветные витрины, маленький отельчик в целых 4 звезды, маленькое кафе. Обе они, выходя к Люксембургу, вливаются в ул. Вожирар, где квартировал Арамис. Это самая длинная ул. в городе, огибает сад, рождаясь за театром Одеон и доведет вас почти до окружного бульвара Перефирик, учтите это, если вдруг задумаете ее покорить. (надо ли? все самое интересное вокруг сада и чуть дальше, в исторической ее части).

И тут же, № 75, случилась первая дуэль:

- Так вот, господин Торопыга, меня вы найдете, не гоняясь за мной, слышите?
- Где именно, не угодно ли сказать?
- Подле монастыря Дешо.
- В котором часу?
- Около двенадцати.

Монастырь Босоногих кармелитов или монастырь Дешо, был основан при содействии Марии Медичи в 1613 г. Здания его, расположенные вокруг двух клуатров, частично сохранились. Занимает его сегодня Католический институт, высшее учебное заведение, считающее себя прямым потомком теологического факультета Сорбонны. Во время революции в монастыре была тюрьма, где в сентябрьских событиях 1792 г. погибло почти 200 священнослужителей - так называемая Сентябрьская резня. Для посещения сегодня доступна церковь монастыря, посвященная св. Иосифу. У церкви имеется купол и колокольня, совсем невидимые с улицы и даже из внутреннего двора, говорят есть возможность проникнуть во внутренний дворик небольшого отеля d’Hinnidal, про который ничего неизвестно, по адресу ул. Кассет, 26. Это место для проведения мероприятий.

Э. Атже. Кармелитский огород, улица Вожирар. 1900 © Bibliothèque nationale de France
Э. Атже. Кармелитский огород, улица Вожирар. 1900 © Bibliothèque nationale de France

В обширных монастырских садах произрастали лекарственные травы и, говорят, что именно здесь стали производить так называемую "Воду кармелитов", тонизирующую настойку мелиссы и еще 23 ингредиентов на спирту, хотя кармелиты с площади Мобер оспаривали первенство. В 1835 г. патент на нее зарегистрировал некто Буайе, на Всемирной выставке 1867 продукт получил приз, продается в аптеках по сей день, даже признан культурным наследием.

Неизвестный автор. Отель Конде. © Bibliothèque nationale de France
Неизвестный автор. Отель Конде. © Bibliothèque nationale de France

Когда мушкетеры тут бегали в поисках друг друга и экипировки на месте театра "Одеон" уже стояла солидная дворянская усадьба, которую, в 1610 г., вероятно уже после убийства Генриха IV, Мария Медичи подарила принцу Генриху II Бурбон-Конде, который год назад согласился жениться на последней безответной любви короля, Шарлотте де Монморанси, но согласился вовсе не для того, чтобы королю было сподручней произвести ее в фаворитки, женился, увез в Брюссель, чуть новая война не началась, хотя кажется, что все эти истории не про любовь, да и вообще у нее жизнь была так себе, но хоть после смерти мужа удалось недвижимостью заняться, Шарлотта полностью перестраивает дворец, делает из него резиденцию не менее роскошную, чем соседний королевский дворец, где королева толком и не успела пожить. В отеле Конде родился будущий маркиз де Сад, так как мать его была компаньонкой и родственницей принцессы.

Незадолго до революции отель перешел в руки брата короля, который поделил и распродал землю. Так в 1782 на этом месте открылся театр "Одеон", один из 6 парижских национальных театров, существующих на государственные средства. Здесь состоялась премьера "Женитьбы Фигаро". (про книжный на ул. Одеон говорили здесь).

Pernot, François Alexandre. Старая церковь Сен-Сюльпис ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Pernot, François Alexandre. Старая церковь Сен-Сюльпис ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Ну и церковь Сен-Сюльпис, время основания которой точно неизвестно, XII век или много раньше. При Франциске I эта церковь уже стала слишком мала, чтобы вместить многочисленных жителей прихода, перестроили, опять стала мала, 20 февраля 1646 года королева Анна Австрийская заложила первый камень здания новой церкви, менялись архитекторы, была постоянная нехватка средств, в итоге фасад был закончен только через 136 лет, с разными башнями. Сен-Сюльпис так и была приходской церковью, но учитывая контингент прихожан к XVIII столетию вокруг Сен-Жермен-де-Пре, то это все-таки была церковь больше для знати.

Édouard Baldus, Saint-Sulpice, ca.1851-70. Библиотека конгресса США
Édouard Baldus, Saint-Sulpice, ca.1851-70. Библиотека конгресса США

Но вот Камиль Демулен там венчался, с Робеспьером в качестве свидетеля и Мерсье, автором альманаха "Картины Парижа". Он там и приводит рассказ о том, что в Сен-Сюльпис некий господин втирался между гостями приличных свадеб и с удовольствием питался за чужим столом; о том, что настоятель Сен-Сюльпис отказал Вольтеру в церковном погребении; о том, что приход очень хорошо заботился о своих малоимущих прихожанах. Приют при церкви имел аптеку, пекарню, коровник, разводил свинок и птицу

Помимо сборов на пеленки, на жалование кормилицам, на бесплатные школы, на обучение и одежду, здесь нашли еще возможность доставлять работу тем, кто может работать, и обучать ремеслам тех, кто их не знает.
Sigmund Sinding. The Church Saint-Sulpice in Paris. National Museum of Art, Architecture and Design. Осло
Sigmund Sinding. The Church Saint-Sulpice in Paris. National Museum of Art, Architecture and Design. Осло

Когда церковь была закончена потребовалось привести в соответствие и площадь перед ней, но там стояло здание семинарии иезуитов, которые наотрез отказывались переезжать, только Наполеону удалось потеснить святых отцов. Сегодня площадь просторна, но не пустынна, тениста, но не темна. Здесь проходит так называемый "Поэтический рынок", иначе говоря - книжная ярмарка. А в 1975 г. вышла книга писателя Жоржа Перека под заголовком, в русском варианте, хоть и не переведена на русский - "Полное изображение событий, случившихся в одном парижском местечке" (вот "местечковость" в названии как-то не заходит, но его сложно перевести, что-то вроде "исчерпать парижское место"). Он просидел на площади 8 часов, записывая абсолютно все, что видит, «что происходит, когда ничего не происходит, кроме погоды, людей, машин и облаков».

Ну вот, дальше, конечно, будет аббатство Сен-Жермен-де-Пре, вокруг которого после римлян начала сосредотачиваться жизнь в этом районе, и его ярмарка, музей Делакруа, а еще найдем полдень, место расстрела маршала Нейя, убийства Марата, все известные кафе, двор Дракона и Зеленого дьявола, к улице Ада подходит.

Читайте ранние публикации

или эту

и подписывайтесь на телеграм-канал, так выходит, что там я чаще вещаю, сейчас там балет и новый сериал, королевский бриллиант, Жозефина Бейкер и 100-летие ар-деко

,

"