Из глубин веков, из северных земель доносятся отголоски героических деяний и захватывающих легенд, сплетенных нитями новгородских былин.
Здравствуйте! Меня зовут Очагова Анастасия, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня я расскажу Вам о былях и небывальщинах - фольклоре Древнего Новгорода!
Лекция составлена в преобладающей части благодаря статьям историка Анастасии Мартыновой.
Былины
Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
На новгородской земле реальность современности причудливо переплетается со сказкой. У родины России есть своя неповторимая древняя магия, давшая жизнь многим красивым былинам и легендам.
Новгородские былины сосредоточены на локальных героях и событиях, отражая специфику жизни древнего города. Они зародились в IX–XIII веках и связаны с эпохой расцвета Новгорода как торгово-политического центра. Действие в этих былинах происходит в богатом вольном торговом Новгороде, среди новгородцев. Для них характерны социальные и бытовые, семейные темы, торговля, плавания в другие страны. Новгородские былины демонстрируют свою самобытность. В них, наряду с упоминанием князя Владимира Мономаха и героев, напоминающих киевских богатырей, прослеживаются отчетливые черты местной истории. Например, былина о Глебе Володьевиче, вероятно, отражает корсунский поход новгородского князя Глеба Святославича.
Былина о Ставре Годиновиче
Апогеем расцвета новгородского стремления к получению капиталов становится былина о Ставре. Повествует она о знатном новгородском боярине-капиталисте, занимающемся барышничеством и ростовщичеством. Былинного Ставра заключает в темницу князь Владимир – здесь можно увидеть столкновение и соперничество Киева и Новгорода, а прототипом служит сотский, заточённый Владимиром Мономахом. Но все симпатии сказителя явно на стороне новгородского боярина.
Былины о Василии Буслаеве
Любимцем новгородских жителей был Васька Буслаев – разудалый молодец, герой Новгородского ушкуйничества, лихих грабежей в новгородских колониях, любитель покуражиться и попировать. В отличие от других былинных героев, ходивших по Руси, новгородский Буслаев славится не воинским героизмом, а удалью во внутренних поединках и конфликтах беспокойной республики.
Былина "Вольга и Микуле Селяниновиче"
Былина "Вольга и Микула" также относится к новгородскому циклу былин. Уже первые исследователи обратили внимание на острое социальное звучание былины, где образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича явно противопоставлен образу князя Вольги Святославича, племянника киевского князя Владимира.
Былина «Садко»
Образ Садко, купца, музыканта и авантюриста, стал символом новгородской коммерческой мощи. Былина «Садко» раскрывает идеал успешного горожанина: предприимчивого, храброго, умеющего находить общий язык с людьми и сверхъестественными силами. В одной из версий сюжета он спускается на дно морское, чтобы договориться с Морским царем, что обеспечивает процветание города. Этот мифологический сюжет перекликается с реальными историческими фактами: Новгород действительно славился рыболовством и торговлей по Волхову. Археологические находки берестяных грамот подтверждают наличие развитой коммерческой сети, где фигура Садко могла быть прототипом реального купца.
Сказки
В новгородских былинах есть сказочные мотивы. Например, в былине о Садко есть мотив сказочного сватовства (выбор невесты). Герой разгадывает загадку, которую ему задаёт будущий тесть, показывает ему искусство игры на гуслях.
Загадки
В Древней Новгороде была известна загадка, процарапанная на ободке берестяной чашечки. Текст: «Есть град между небом и землёй. К нему едет посол без пути, сам немой, везёт грамоту неписанную».
Ответ: град между небом и землёй — это Ноев ковчег, посол — это голубь, а неписанная грамота — масличная ветвь, известившая об окончании великого потопа.
А источником загадки является — «Беседа трёх святителей» — памятник древнерусской письменности в вопросах и ответах, которые задавали друг другу Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий.
Песни
В Древней Новгороде исполнялись, например:
- Скоморошины — пародийные и сатирические песни-сказы, которые исполняли скоморохи.
Новгородские скоморохи были так же известны на Руси, как новгородские плотники, ювелиры или иконописцы. Республиканские порядки и свободные нравы Новгорода служили для них питательной средой. Вечевая республика жила широко и разгульно, поэтому веселое искусство скоморохов имело устойчивый спрос. Кстати, знаменитый Садко был не кем иным, как скоморохом, потешавшим гостей на пирах и братчинах.
Образы скоморохов и их музыка вошли в произведения таких великих русских композиторов, как Глинка («Камаринская») Римский-Корсаков (пляска скоморохов в опере «Снегурочка»), Бородин.
Скоморохов можно считать родоначальниками индустрии развлечений. Кукольные театры, цирк, артисты эстрады — все это наследники и продолжатели их веселого искусства.
Несмотря на свою древность, новгородский фольклор остается актуальным и сегодня. Его мотивы и образы вдохновляют художников, писателей, музыкантов и театральных деятелей. Благодаря этому, новгородский фольклор не просто сохраняется в своей первозданной форме, но и развивается, приобретая новые грани и смыслы.
Благодарим Вас, что дослушали эту лекцию до конца, если Вам есть чем с нами поделиться, то оставляйте комментарии, мы с радостью все читаем и отвечаем на каждый отзыв.
С Вами была Очагова Анастасия, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры Новгородской области.
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.