Найти в Дзене
История в пикселях

Яков II, Вильгельм III Оранский и "Славная Революция" в Англии, «Акт об устроении»

Восшествие на престол нового монарха-католика было встречено двумя восстаниями протестантов в 1685 г. В пресвитерианской Шотландии вспыхнуло восстание под руководством графа Аргайла, а на юго-западе Англии – во главе с вигским кандидатом на престол герцогом Монмаутом. Оба восстания успеха не имели. Подавление их укрепило решимость короля установить в стране абсолютистско-католический режим. Но ни абсолютизм, ни католицизм уже не имели в Англии социально-политической базы. Для англичан они были пройденным этапом, страна вошла в новую эпоху после Реформации и революции. Успешно развивалось сельское хозяйство. Увеличивалось количество мануфактур, активизировалось судоходство, возникли новые торговые компании (Гудзонова залива, Ньюфаундлендская и др.), были завоеваны о. Барбадос, Новый Амстердам (Нью-Йорк), основаны колонии Пенсильвания, Северная и Южная Каролина в Америке. Экономические успехи страны укрепляли позиции дворянско-буржуазных кругов, повышали их политический вес, а также роль
Оглавление

Режим Якова II

Восшествие на престол нового монарха-католика было встречено двумя восстаниями протестантов в 1685 г. В пресвитерианской Шотландии вспыхнуло восстание под руководством графа Аргайла, а на юго-западе Англии – во главе с вигским кандидатом на престол герцогом Монмаутом. Оба восстания успеха не имели. Подавление их укрепило решимость короля установить в стране абсолютистско-католический режим. Но ни абсолютизм, ни католицизм уже не имели в Англии социально-политической базы. Для англичан они были пройденным этапом, страна вошла в новую эпоху после Реформации и революции. Успешно развивалось сельское хозяйство. Увеличивалось количество мануфактур, активизировалось судоходство, возникли новые торговые компании (Гудзонова залива, Ньюфаундлендская и др.), были завоеваны о. Барбадос, Новый Амстердам (Нью-Йорк), основаны колонии Пенсильвания, Северная и Южная Каролина в Америке. Экономические успехи страны укрепляли позиции дворянско-буржуазных кругов, повышали их политический вес, а также роль парламента. Они не желали мириться с абсолютистскими претензиями короля и рассчитывали на правление монарха совместно с парламентом. Среди населения пустил глубокие корни протестантизм, кроме официальной церкви существовало немало протестантских общин диссентеров. Англичанам был чужд католицизм. Землевладельческие слои в случае восстановления католицизма опасались угрозы своей собственности – утраты тех земель, которые до Реформации XVI в. принадлежали католической церкви. Население страшилось религиозных преследований: жестокости Карла II в отношении инаковерующих были еще свежи в памяти. Католицизм прочно ассоциировался с деспотизмом двора.

Яков II
Яков II

Яков же – «тиран и католик» в глазах населения – шел напролом. Он восстановил ненавистный населению церковный суд – Высокую комиссию, нарушал «Акт о присяге» и поддерживал католиков. Король издал «Декларацию о веротерпимости» (1687), которая относилась к диссентерам и католикам, но современники понимали ее как введение и поощрение королем католицизма. В следующем, 1688 г., Яков II подтвердил декларацию еще раз. Невзирая на всеобщую оппозицию, король обновил состав государственного аппарата в центре и на местах, назначив в него католиков, которые заняли почти все судейские должности. Для укрепления своей власти король в обход парламента создал постоянную армию. Мало того, он повел наступление против англиканской церкви: контролировал и мог запретить проповеди. В результате Яков II оказался почти в полной изоляции. Объединившиеся виги и тори, а также англиканское духовенство договорились совершить государственный переворот с целью устранения Якова Стюарта. Политически активные круги общества полагали, что абсолютистско-католический режим чреват опасностью возникновения новой гражданской войны. Их подхлестнуло к быстрейшему осуществлению переворота также событие, немаловажное в монархическом государстве, – рождение в 1688 г. сына короля, потенциального преемника Якова II.

Джеймс Фрэнсис Эдвард Стюарт, чьё рождение в июне 1688 года дало надежду на появление католической династии
Джеймс Фрэнсис Эдвард Стюарт, чьё рождение в июне 1688 года дало надежду на появление католической династии

Ход переворота

В июне 1688 г. 4 вига и 3 тори (6 светских лордов и один епископ) подписали важный документ – приглашение статхаудеру (правителю) Голландии Вильгельму III Оранскому прибыть с армией в Англию с целью «перемены власти» и «во имя протестантизма». Приглашение и просьба обосновывались тем, что большинство населения страны жаждет установления нового правления. Аргументы в пользу именно Вильгельма Оранского были тщательно продуманы и взвешены: штатгальтер был протестантом и мужем Марии, дочери Якова II, что придавало видимость преемственности власти и законности ее смены.

Вильгельм III Оранский
Вильгельм III Оранский

Международная обстановка благоприятствовала государственному перевороту, поскольку антифранцузски настроенные государства рассматривали Якова II как союзника Людовика XIV; сам же французский король был тогда занят войной с Аугсбургской лигой. В октябре 1688 г., в ответ на приглашение, Вильгельм Оранский опубликовал документ о своем намерении обеспечить Англии «протестантскую религию, свободу, собственность и свободный парламент для английской нации». В ноябре он высадился с небольшим (15 тыс.) войском на юго-западе Англии в городе Торбей (Девоншир) и стал медленно продвигаться к Лондону.

Голландский флот в Торбее
Голландский флот в Торбее

Постепенно на его сторону переходили дворяне, а затем командиры и генералы армии Якова (среди них – Джон Черчилль, герцог Малборо, предок Уинстона Черчилля). Хотя Яков II имел численно большее (40 тыс.) войско, тем не менее он отлично понимал безвыходность своего положения: в графствах население протестовало против его правления, в Ноттингемшире и Чешире произошли восстания. Яков Стюарт бежал на континент. В декабре 1688 г. Вильгельм III вступил в Лондон.

Въезд Вильгельма в Лондон, 16 декабря 1688 года
Въезд Вильгельма в Лондон, 16 декабря 1688 года

Однако прибытие Вильгельма в Лондон вовсе не означало провозглашения его английским монархом. Для решения проблемы был созван учредительный парламент. Начался двухмесячный период колебаний и сомнений вигов и тори относительно судьбы английского престола. Тори не могли безоговорочно смириться с тем, что Вильгельм – республиканец, штатгальтер республиканской Голландии. Виги же были озабочены тем, как бы устранение Якова не походило на ниспровержение власти, изменение государственного строя, на революцию. Дискуссии в парламенте затягивали решение вопроса, а двусмысленное положение заставило Вильгельма припугнуть парламент возвращением в Голландию. Только тогда, в феврале 1689 г., парламент сформулировал свое решение: король Вильгельм III Оранский и королева Мария должны править вместе. Фактически власть находилась в руках Вильгельма, Мария в дела правления не вмешивалась (она скончалась в 1694 г.). Прежде всего новый король, названный англичанами посланником Провидения, с целью избавления страны «от папизма и неразумного правления», издал в июне 1689 г. «Акт о веротерпимости». Закон подтверждал действие всех антикатолических актов и разрешал некоторым протестантским диссентерам (пресвитерианам, индепендентам, баптистам, квакерам) свободное вероисповедание и богослужение, хотя не предоставлял им политических и гражданских прав. Закон не распространялся на крайних сектантов – например, антитринитариев (противников догмата триединства Бога), которых сурово преследовали.

Коронация Вильгельма и Марии, Вильгельм III и Мария II правили совместно до её смерти в 1694 году, после чего Вильгельм стал единоличным монархом.
Коронация Вильгельма и Марии, Вильгельм III и Мария II правили совместно до её смерти в 1694 году, после чего Вильгельм стал единоличным монархом.

«Билль о правах»

Принципы сосуществования короля и парламента были зафиксированы в важнейшем конституционном акте – «Билле о правах» (октябрь 1689). Статьи билля, ставшего законом, устанавливали объем прав парламента и нормы полномочий монарха. Компромисс в системе «король – парламент» удовлетворил все политически активные верхи общества. В законодательной области король не имел права ограничивать законотворчество парламента, т.е. приостанавливать действие или исполнение законов без согласия парламента. Что касается исполнительной власти, «Билль о правах» сужал пределы прерогативы короны в пользу парламента. В финансовой сфере король не мог вводить и собирать налоги (пошлины, платежи) без ведома и санкции парламента. Королю запрещалось иметь в мирное время постоянное войско без согласия парламента. По акту пресекались злоупотребления короля в судебных делах, а орган королевского произвола Высокая комиссия был окончательно ликвидирован. «Биллем о правах» подтверждалось незыблемое господство протестантизма, оружие могли иметь только протестанты. Закон гарантировал парламентские свободы: регулярный и частый созыв королем парламента, свободу выборов и прений депутатов, а также свободу подачи петиций королю. Таким образом, парламент, наконец, не только становился полновластным как высший законодательный орган, но и вторгался в компетенцию исполнительной власти монарха и его правительства (однако министров по-прежнему назначал сам король).

Гравюра 18-го века, выполненная по рисунку Сэмюэля Вейла, изображает Билль о правах, который был вручен Вильгельму III и Марии II в 1689 году
Гравюра 18-го века, выполненная по рисунку Сэмюэля Вейла, изображает Билль о правах, который был вручен Вильгельму III и Марии II в 1689 году

«Билль о правах» – правовой документ огромного значения, который окончательно отверг абсолютистские притязания королевской власти. Акт серьезно ограничил прерогативу короны и узаконил четкое разграничение между компетенцией короны и полномочиями парламента. Парламент обрел прочную базу своей государственной деятельности как представительный орган нации (хотя за королем оставалось право созыва и роспуска парламента). «Билль о правах» заложил основы новой государственности, отличной от сословной монархии средневековья и тем более от абсолютной монархии, уже отвергнутой революцией середины XVII в. Он юридически оформил свершившийся государственный переворот.

Аллегория Билля о правах, где Британия преподносит Билль Вильгельму и Марии.
Аллегория Билля о правах, где Британия преподносит Билль Вильгельму и Марии.

Значение переворота

Государственный переворот 1688—1689 гг. был осуществлен вигами, тори и епископатом. Непосредственные инициаторы и творцы переворота предприняли неординарные действия, пригласив на престол Вильгельма Оранского. Они реалистично оценили серьезный момент в судьбе страны: с одной стороны, обществу угрожал абсолютистско-католический режим Якова II; с другой – внушал опасения ропот населения, перерастающий временами в волнения и даже в локальные восстания против правления короля. Отважившись на чрезвычайную меру, организаторы переворота преследовали цель не допустить возврата к прошлому – абсолютизму, католицизму и революции. Метод проведения переворота не принял форму революции с участием широких слоев общества, это было вполне легальное (с одобрения парламента) «верхушечное» событие. Смена власти выглядела правомерной и респектабельной как для английской общественности, так и для международных кругов (за исключением Франции, куда эмигрировал Яков II).

Безнадёжное дело Эндрю Каррик Гоу, 1888. Яков II отправляется во Францию из Кинсейла после битвы на реке Бойн в 1690 году.
Безнадёжное дело Эндрю Каррик Гоу, 1888. Яков II отправляется во Францию из Кинсейла после битвы на реке Бойн в 1690 году.

Государственный переворот имел для Англии историческое значение. Он продолжил дело Английской революции, поставив последнюю точку в судьбе абсолютной монархии. Благодаря «Биллю о правах» и предусмотренному в нем расширению объема власти и функций парламента были заложены основы правовой базы парламентарной конституционной монархии – новой государственности, появившейся в зародыше во время Английской революции и соответствовавшей потребностям дальнейшего развития общества.

Стремясь подчеркнуть непреходящее революционное значение государственного переворота, его современники, а также мыслители и историки последующих веков (особенно вигско-либерального направления) называли события 1688—1689 гг. «Славной революцией».

Вильгельм III с супругой на монете (полкроны, 1689)
Вильгельм III с супругой на монете (полкроны, 1689)

Правление Вильгельма III (1689—1702) стало периодом взаимной адаптации короля и парламента к принципам, зафиксированным в «Билле о правах». Вильгельм III Оранский правил как конституционный монарх в рамках, предусмотренных «Биллем о правах», опираясь на парламент и соблюдая законы страны. Парламент занял доминирующее положение в государственной системе, продолжая при этом заботиться о гарантиях соблюдения королем парламентских прав и стремясь к дальнейшему ограничению прерогатив короны.

С этой целью был принят ряд законов. В 1689 г. «Акт о мятеже» вновь утверждал, что король не мог набирать и содержать постоянную армию в мирное время без согласия парламента. В 1694 г. был восстановлен «Трехгодичный акт», принятый революционным Долгим парламентом. Этот акт предохранял страну от возможного беспарламентского правления короля, что случалось и прежде. Согласно документу, парламент должен был созываться и избираться каждые три года, независимо от воли короля.

Гравюра с изображением Вильгельма III и Марии II, 1703 год
Гравюра с изображением Вильгельма III и Марии II, 1703 год

«Акт об устроении» (1701), больше известный как закон о престолонаследии, вслед за «Биллем о правах» укрепил верховную власть парламента и подтверждал ограничение прерогатив короля «естественными, прирождёнными» правами народа, то есть законами парламента. Поспешность принятия акта не была случайной: в 1701 г. в эмиграции скончался Яков II, а Вильгельм Оранский находился при смерти. Политические верхи Англии проявляли беспокойство о возможном преемнике короля, особенно в связи с тем, что во Франции находился в эмиграции Яков-Эдуард, сын Якова II (католик, как и отец), который мог претендовать на английский престол.

Акт о престолонаследии; крупным шрифтом выделено начало: «Вильгельм Третий, Божьей милостью»
Акт о престолонаследии; крупным шрифтом выделено начало: «Вильгельм Третий, Божьей милостью»

Закон об устроении подтверждал незыблемость «протестантского престолонаследия»: католики – потомки Якова II – лишались права занять престол. После кончины Вильгельма корона должна была перейти к протестантке – дочери Якова II, датской принцессе Анне, а после неё (в случае бездетности) – к внучке Якова I, курфюрстине Ганновера Софии и её потомству, также протестантам.

Важной в акте была статья, по которой с короля снималась ответственность за утверждение законов: она возлагалась на министра, докладывавшего и подписывавшего закон. Король формально оказывался в стороне от законотворчества. Провозглашалась сменяемость судей только по представлению кандидатур парламентом, что ещё больше ограничивало власть короля в судебных делах. Акт 1701 г. устанавливал также, что членом парламента не мог быть человек, состоявший на службе у короля или его пенсионер.

Памятник Вильгельму III в Кенсингтонгском дворце
Памятник Вильгельму III в Кенсингтонгском дворце
Спасибо за внимание!