Найти в Дзене
«По России, танцуя»

Крылатые кони башкирских легенд: В мире фольклора

Башкиры создали богатый фольклор, связанный с ранним периодом их истории. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних баш­кир на природу, их житейская мудрость, психология, нрав­ственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Жанровый состав башкирского народного творчества разно­образен: эпос и сказка, легенды и предания, загадки, песни (обрядовые, эпические и лирические), байты и мунажаты. Здравствуйте! Меня зовут Рысева Наталия, я участница проекта «По России, танцуя» и я хочу Вам рассказать про фольклор Республики Башкортостан, мы обратимся к самым истокам человеческого понимания мира и разберем причины происхождения разных жанров. Источником для лекции, в преобладающей части является «Единый портал культуры народов Республики Башкортостан» Республиканского центра народного творчества! Башкирский эпос, как и эпическое творчество других на­родов, зарождается в эпоху разложения первобытнообщинного строя и достигает своего совершен
Оглавление

Башкиры создали богатый фольклор, связанный с ранним периодом их истории. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних баш­кир на природу, их житейская мудрость, психология, нрав­ственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Жанровый состав башкирского народного творчества разно­образен: эпос и сказка, легенды и предания, загадки, песни (обрядовые, эпические и лирические), байты и мунажаты.

Здравствуйте! Меня зовут Рысева Наталия, я участница проекта «По России, танцуя» и я хочу Вам рассказать про фольклор Республики Башкортостан, мы обратимся к самым истокам человеческого понимания мира и разберем причины происхождения разных жанров.

Источником для лекции, в преобладающей части является «Единый портал культуры народов Республики Башкортостан» Республиканского центра народного творчества!

-2

Эпосы

Башкирский эпос, как и эпическое творчество других на­родов, зарождается в эпоху разложения первобытнообщинного строя и достигает своего совершенства в эпоху феодализма. В начале XX в. были зафиксированы бытовавшие среди баш­кир крупные произведения с оригинальными сюжетами: «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», сказания о животных «Кара-юрга» («Вороной иноходец»), «Акхак-кола» («Хромой Саврасый»), «Конгур-буга» («Бурый бык») и др. В 1981 г. впервые обнаружен эпос «Узак-Тузак — последний из рода балабашняков».

Эти эпосы, возникшие в первобытную эпоху, отражают представления башкир о мироздании, о жизни и смерти, добре и зле.

-3

«Урал-батыр»

В эпосе «Урал-батыр» мир трехъярусен. Он включает в себя небесное, земное, подземное (подводное) пространства. На небе живут небесный царь Самрау, его жены Солнце и Луна, дочери Хумай и Айхылу, принимающие облик то птиц, то пре­красных девушек. На земле живут люди, а под землей (под водой) живут дэвы, змеи и другие темные силы.

Урал-батыр победит Смерть, пожертвовав при этом своей жизнью: он отказался выпить добытую им с великими трудностями живую воду и разбрызгал ее вокруг себя, чтобы обессмертить природу. Люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого, как говорится в поэме, образовались Уральские горы, а останки Урал-батыра сохранились в виде различных драгоценных камней, золота, серебра и железа.

Тематическим завершением поэмы об Урал-батыре является сказание „Акбузат“

-4

Как из­вестно, понятия «живая вода», «живой родник» связаны с ми­фологическими воззрениями многих народов, в том числе тюркских. Урал-батыр, победивший смерть, является одним из величественных обра­зов башкирского фольклора.

Все эти эпические сказания включают культурные пласты разных историчес­ких эпох. Богатый архаический фольклорный материал, кото­рый лежит в основе их сюжетов, в значительной мере дополнен представлениями, которые соответствуют более поздним сту­пеням общественного развития.

-5

Боль­шой научно-познавательный и художественный интерес пред­ставляют сказания «Кузыкурпяс и Маянхылу». «Алдар и Зух-ра», «Кусяк-бий». Все они «ратуют за объединение разроз­ненных племен, зовут к единению, чтобы совместными усилия­ми защитить и отстоять независимость общей родины от ино­земных захватчиков». Они осуждают межплеменные распри и захватнические войны, призывают к миру и согласию между народами, между человеком и природой. В произведении «Узак-тузак — последний из рода балабашняков» запечатлена трагическая история гибели древних кочевников, обитателей долин реки Калки и степей Приазовья, известных в истории под на­званием печенегов. Своей высокой художествен­ностью, характером стиха, идеей о вечности жизни кубаир пе­рекликается с «Урал-батыром».

-6

Многовековая борьба башкир против золотоордынских ханов отражена в эпических сказаниях «Идукай и Мурадым», «Мэрген и Маянхылу». Наполнены глубоким содержанием сюжеты, в которых повествуется о борьбе башкирских пле­мен против угнетения и произвола казанских и ногайских ха­нов. Для этого периода характерно усиление социально-исторических моти­вов.

Тема защиты Родины становится главной. Действия эпических геро­ев направлены уже не на преодоление мифических сил, а пре­имущественно на борьбу с иноземными поработителями. Но­вую художественную окраску получили и образы батыров.

Легенды

  • Древнейшей частью башкирского фольклора являются космогонические и этнологические легенды, топонимические и этногенетические предания.

Они сохра­нили черты древних мифологических представлений о «свя­зях» звезд и планет с животными и людьми земного проис­хождения. Например, пятна на Луне — это вечно гоняющиеся друг за другом косуля и волк (в других вариантах — девушка с коромыслом); созвездие Большая Медведица (Етегэн) — семь волков или же семь девушек-красавиц, которые поднялись на вершину горы и оказались на Небе , о чем повествуют легенды: «Два зверя на Луне», «Луна и Зухра», «Большая Медведица».

Полярную звезду башкиры называли железным колом («Тимер ТСазык), а две соседние с ней звезды — лошадьми (Бузат, Сарат), привязан­ными к железному колу. Волки из созвездия Большой Медве­дицы не могут догнать лошадей, так как с рассветом и лошади и волки должны исчезнуть.

-7

  • Существовали легенды об утках-демиургах, сотворивших некогда землю из песчинок, глины, ила, добытых ими со дна моря.

В башкирском фольклоре известны образы утки и се­лезня, выступающие как духи-хозяева горного озера. Пред­ставления о создании земли птицами встречаются в мифоло­гии монгольских, скандинавских и ряда тюркских народов.

  • Древнейший пласт составляют легенды, восходящие к мифологическим пред­ставлениям.

Так, по легенде, записанной в д. Турат (Илясово) Хайбуллинского района, название косогора Турат про­изошло оттого, что там будто бы похоронен крылатый конь-тулпар. По легенде, родник Караидель забил из-под земли в том месте, где могучий крылатый конь уда­рил копытом. В топонимических легендах, как и в космого­нических, природа поэтически одушевляется. Реки разгова­ривают, спорят, сердятся, ревнуют , примеры таких легенд: „Агидель и Яик“, „Агидель и Караидель“, „Калым Урала“, „Большой и Малый Инзер“.

-8

  • Самый древний мировоззренческий пласт образуют легенды-предания о родоначальниках башкирских племен.

Первопредками башкирских родов выступают Волк („Потомство вол­ков“), Медведь („Происхождение от медведя“), Конь („Тар­пан человечий“), Лебедь („Племя Юрматы“) и демонологи­ческие существа — черт („Род шайтанов“), шурале-леший („Род потомков шурале“) и т.д. И еще один пласт преданий- это

  • Исторические. Память народа сохранила и донесла до нас отзвуки трагичес­кой эпохи, эпохи монголо-татарского нашествия. Народные рассказы описывают нашествие монголов как вторжение на благодатную землю мирно живущих людей „черной жестокой рати“, уничтожающей на своем пути все живое, все священ­ное. Они запечатлели имена батыров, которые встали на за­щиту родной земли и погибли в неравном бою (Биксура, Акман-Токман).

Загадка

К жанрам фольклора, возникшим в глубокой древности, от­носится и загадка. Вначале она была связана с верованиями пер­вобытных людей, носила обрядовую функцию, а затем с измене­нием общественно-исторических условий постепенно приобре­ла педагогическое значение и развлекательную функцию.

В загадках народ создает поэтический образ того, что его окружает: предметов, явлений, людей, животных и т.д. В отли­чие от других жанров, они поэтизируют конкретные, самые обык­новенные, но близкие и необходимые человеку вещи реальной действительности.

Огромное количество «загадочных» метафор связано с об­разами животных, с которыми люди постоянно соприкасались.

Пословицы

На ранних стадиях общественного развития вырабатыва­лись определенные правила человеческого общежития, мо­рально-этические понятия и нормы общества, которые офор­млялись в виде пословиц, выполнявших роль неписаных за­конов и правил. В каждой пословице выражена непреложная истина, которая была проверена наблюдениями и опытом мно­гих поколений.

Устно-поэтическое творчество башкир

Кроме эпосов, легенд, преданий, сказок, зага­док, пословиц, башкирский фольклор включает в себя песни, кулямасы, байты и др. жанры.

-9

Башкирское устно-поэтическое творчество обширно по своему объему и разнообразно по жанрам. Лучшие эпические жанры созданы безымянными мастерами импровизированного художественного слова — сэсэнами. В их творчестве особенно неповторимой национально-поэтической самобытности достиг жанр кубаира.

Кубаир — это основная жанровая форма и народный тип стиха башкирских героических сказаний. Кубаиры близки и родственны, например, русским былинам, украинским думам, казахским жырам, якутским олонхо, кавказским нартам. Основное идейно-тематическое содержание кубаиров связано с прославлением родины, родного Урала, народа и его славных батыров.

В кубаирах выявляется искусство красноречия и народная мудрость. Особенностью кубаиров следует признать и то, что в них часто употребляются пословицы, поговорки, крылатые выражения. Некоторые почти целиком состоят из афористических изречений.

Наиболее значительные и самобытные героические сказания-кубаиры — это „Урал-батыр“, „Акбузат“, „Заятуляк и Хыухылыу“, „Алпамыша и Барсынхылыу“, „Кузыйкурпэс и Маянхылыу“, „Кусяк-бий“.

Озон-кюй

Среди традиционных жанров народной песни (йыр) выдающееся положение занимает озон-кюй — сокровищница башкирской народной музыкально-поэтической культуры. В озон-кюй наиболее глубоко и всесторонне выражен национальный характер башкирского народа. В то же время это и национальный эпос: в прошлом, не имея возможности запечатлеть свою насыщенную богатыми событиями историю в письменной форме, башкирский народ стремился отобразить ее в озон-кюй.

Сказки

Черты художественного самосознания людей наиболее древнего периода выражены в сказках. В башкирском сказочном эпосе наиболее богато представлены сказки волшебные, бытовые и о животных. Волшебные сказки отражают страх и удивление человека перед непонятными силами природы, показывают борьбу человека с этими силами. Богатая природа Урала — обилие гор, лесов, вод — не могла не поражать воображение человека, не возбуждать желание найти посильное объяснение непонятным явлениям.

Основными персонажами башкирских волшебных народных сказок выступают: крылатый конь Толпар — верный слуга сказочного героя и громадная птица Сэмрегош, которая спасает героя за то, что он избавляет ее птенцов от дракона. Сказочная традиция выработала также целый ассортимент волшебных предметов: меч-самосек, топор-саморуб, шапка-невидимка; вода, прибавляющая или убавляющая силу; гребешок, из которого вырастает лес; зеркало, превращающееся в озеро (реку, море); курай, из которого капает кровь, если герой попал в беду, или молоко — при удаче героя; целебная трава; одежда, которая не изнашивается; хлеб, который не кончается.

-10

Башкирские бытовые сказки вводят в атмосферу кочевой жизни, в быт охотников, скотоводов. Сказки всегда кончаются возвращением героя на родину и победой.

Благодарю Вас, за внимание к этно-культурному проекту «По России, танцуя»! Если Вам есть, что рассказать, пишите нам в комментариях, мы все читаем и отвечаем на каждый отзыв.

С Вами была Рысева Наталия, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры Башкирии.

И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.