Про то, что вчера отмечалось восьмидесятилетие победы во Второй Мировой войне, наверняка, все слышали. А 3е сентября, между прочим, не только день горящих костров рябин, но и праздник Победы над Японией в СССР. Сейчас праздник подзабыли, хотя, на мой взгляд, его как минимум в такие памятные юбилеи надо отмечать наравне с Днем Победы в мае. Именно благодаря нему в составе нашей страны появились Курильские острова, которые политы кровью солдат и моряков, и которые сейчас являются предметом спора с Японией. Материал ниже про то, как Курилы стали российской территорией 80 лет назад.
Острова представляют интерес для всех. Почему?
Курильская десантная операция явилась заключительным этапом Советско-японской войны 1945 года. Она началась 18 августа и велась до окончания самой войны (до первых числе сентября), завершившись капитуляцией войск японского 5-го фронта на Курильских островах. В проведении операции участвовали войска 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанский флот, а на заключительном этапе — и войска 1-го Дальневосточного фронта.
Стоит отметить, что в ходе войны на водах Тихого океана к Курилам, точнее — к трем ее самым северным островам (Шумшу, Парамушир и Онекотан), граничащим с советской Камчаткой, немалый и вполне понятный интерес проявляли американцы. С мая 1943 года по апрель 1945 года американский флот совершил до десяти набеговых операций, обстреливая восточное побережье островов. В 1944 году командование США на Тихом океане планировало провести здесь десантную операцию.
В апреле и мае 1945 года американская авиация систематически бомбила Шумшу и Парамушир небольшими группами самолетов. Однако система укреплений Шумшу и Парамушира от бомбардировок с воздуха и артиллерийских обстрелов с моря не пострадала.
В силу этого совершенно не случайно в боевой директиве № ПОП от 15 августа 1945 года штаба Камчатского оборонительного района отмечалось:
«...Морские силы США предположительно готовятся осуществить высадку десанта на южные острова Курильской гряды».Поэтому в Москве, где каждодневно отслеживалась ситуация на Дальнем Востоке, не стали откладывать проведение Курильской десантной операции.
Операция по освобождению Курил проводилась в соответствии с замыслом на Дальневосточную кампанию 1945 года. В ночь на 15 августа главнокомандующий советскими войсками маршал А.М. Василевский отдал распоряжение командующему войсками 2-го Дальневосточного фронта генералу армии М.А. Пуркаеву и командующему Тихоокеанским флотом адмиралу И.С. Юмашеву подготовить и провести наличными силами, имевшимися на Камчатке, не дожидаясь прибытия подкреплений, Курильскую десантную операцию.
Сложность проведения Курильской десантной операции состояла в территориальном размахе Курильской гряды, служившей естественной границей Охотского моря с просторами Великого, Тихого океана. Островная цепь между Камчаткой и островом Хоккайдо простиралась на 1200 километров. Она включала в себя свыше 30 более или менее значительных островов, свыше 20 малых островов и множества отдельных скал. На островах находилось большое число действующих и потухших вулканов. Имелось несколько достаточно широких проливов с глубинами до 500 метров, а глубина в проливах Бусоль и Крузенштерна достигала 1800 метров.
С точки военно-географической особенности Курильских островов важность их заключалась в контроле входов и выходов между собственно Тихим океаном и его Охотским морем. То есть обладание Курильской грядой, первооткрывателями которой являлись русские землепроходцы и казаки, имело для Советского Союза стратегическое значение. Географическое положение Курильской гряды позволяло владевшей ею Японии закрыть все выходы в Тихий океан для советских кораблей — гражданских, промысловых, военных.
Эта историческая истина понималась и в Великой Японской империи, и в других заинтересованных в Дальнем Востоке государствах (США, Великобритания, Франция) начиная XIX столетия. Об этом убедительно свидетельствовали Восточная (или Крымская) война 1853— 1856 годов и Русско-японская война 1904—1905 годов, не говоря уже о только что завершившейся Второй мировой войне и ее финале — Советско-японской войне 1945 года.
Многие острова Курильской гряды были превращены японцами в настоящие морские крепости. Острова, на которых располагались гарнизоны, имели сильную, хорошо продуманную противодесантную оборону, создаваемую не один год. Японцы оборудовали в прибрежных скалах множество огневых точек. В местах, удобных для высадки морского десанта, строились доты и дзоты, сплошные линии окопов с различными противодесантными заграждениями.
Курильские острова во Второй мировой войне (в Войне на Тихом океане) получили громкую известность в самом ее начале. От острова Итуруп японский флот взял курс на Гавайские острова для нанесения, до объявления войны (как это было под Порт-Артуром в 1904 году), удара по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор.
Острова-крепости
Всего японское командование держало на Курильских островах к началу наступательной операции 50 тысяч солдат и офицеров. Особенно сильно был укреплен самый северный из Курильских островов — Шумшу, расположенный всего в 12,4 километра от южной оконечности Камчатки — мыса Лопатка.
Гарнизон Шумшу насчитывал до 8,5 тысячи солдат и офицеров и имел много боевой техники. На острове дислоцировались: 73-я пехотная бригада 91-й пехотной дивизии, 31-й полк ПВО, крепостной артиллерийский полк, 11-й танковый полк (без одной роты, всего около 60 легких танков), гарнизон военно-морской базы Катаока, аэродромная команда и различные отдельные подразделения.На самом северном острове Курильской гряды японцы оборудовали военно-морскую базу Катаока, приспособив ее для стоянки больших кораблей, до крейсера включительно.
На островном пространстве площадью 20 на 15 километров насчитывалось бетонированных артиллерийских 34 дота и 24 дзота, более 310 закрытых пулеметных точек. Толщина стен дотов достигала 2,5—3 метров. Доты и дзоты соединялись между собой глубокими и протяженными подземными галереями. Глубина японских инженерных сооружений противодесантной обороны на острове составляла 3—4 километра.
Вся эта инженерная система создавалась японцами многие годы. И в итоге получилась вполне современная морская крепость Шумшу, которая встала напротив советской Камчатки. Здесь государственная граница СССР и Японии проходила по середине Первого Курильского пролива. Сам пролив «насквозь» простреливался даже артиллерией средних калибров.
Столь же мощные укрепления имел соседний остров Парамушир, на котором размещалась вторая военно-морская база Касивабара. Наиболее мощные укрепления находились около ВМБ и на северо-восточном берегу Парамушира, которые «контролировали» Второй Курильский пролив.
Десант идет в бой первым
В 1 час 15 минут 18 августа транспортные суда (№ 1, 3, 8 и 9) с передовым отрядом майора П.И. Шутова на полном ходу оторвались от главных сил и первыми под прикрытием густого тумана вошли в Первый Курильский пролив.
Первые суда подошли к месту высадки и остановились в 100—150 метрах от берега, где глубина составляла до двух метров. Из-за густого тумана видимость не превышала ста метров, то есть береговая черта едва просматривалась, равно как с берега прибрежная черта.
В 4.22 началась одновременная высадка с десантных судов передового отряда, которым командовал майор П.И. Шутов. Всего на трехкилометровую береговую полосу высаживалось в первом броске 1363 человека.
Передовой отряд к 5 часам утра в полном составе и без боевых потерь в полном составе высадился на берег. Этому во многом способствовали утренний туман, который сводил видимость до минимума, четкая организация высадки отряда на берег и отсутствие бдительности береговых дозоров противника.
Японцы явно не ожидали высадки десанта.. За это время передовой отряд майора Шутова уже занял две линии вражеских передовых окопов, где серьезного сопротивления не встретил, и за час продвинулся вглубь безлесистого острова до двух километров. Так был захвачен плацдарм на острове.
К сожалению, из 22 радиостанций, с большим трудом доставленных на берег, могла работать только одна — радиостанция корректировочного поста сторожевого корабля «Дзержинский», которую сумел уберечь от морской воды старший краснофлотец Г.В. Мусоргин. Он рассказывал о своей находчивости:
«Я знал, что наши радиостанции боятся воды, и решил во что бы то ни стало сохранить свою рацию. Набрав в легкие воздуха, я оттолкнулся от трапа и, держа над головой свой груз, пошел под водой по каменистому грунту в направлении берега. Запаса воздуха хватило ненадолго, появились головокружение и звон в ушах. Короткие секунды казались вечностью. Мучительно хотелось оттолкнуться от грунта и всплыть, но я боялся подмочить рацию и сделал еще несколько шагов».
Отсутствие должной радиосвязи лишало десант огневой поддержки с моря: она оказалась малоэффективной, поскольку высаженные на берег корректировщики «не работали». Первый, к тому же кратковременный контакт связи берега с кораблями был установлен только через 45 минут, а непрерывная связь была налажена только через час после сигнала «Начало высадки».
В первой половине дня продолжалась высадка первого эшелона десанта и велась упорная борьба за расширение плацдарма. Погода утром не позволяла действовать авиации, которая «заработала» только во второй половине дня, нанеся бомбовые удары по японским военно-морским базам, их укреплениям и батареям.
В 18 часов наступил перелом боя за Шумшу. Получив поддержку огнем корабельной артиллерии и береговой батареи на камчатском мысе Лопатка, десантники начали штурм укрепленных высот 171 и 165. Ожесточенный бой за господствующие над берегом высоты длился два часа и закончился для десантников победно. Но эти две высоты за день трижды переходили из рук в руки.
К исходу дня 18 августа атакующие десантники вышли на рубеж западных склонов высот 171 и 165. Теперь они имели «в своих руках» плацдарм по фронту до 4 километров, и в глубину до 5—6 километров. Началась высадка главных сил десантного отряда с тяжелым оружием.
Кровопролитные бои за овладение островом шли днем и ночью. Некоторые позиции и высоты этого безлесного острова переходили из рук в руки. Японцы проводили контратаки с участием групп танков, стараясь сбросить десантников в море. Особенно сильная танковая атака прошла после полудня 18 августа. Она началась с юго-западных скатов вы соты 171. В ней участвовало до двух батальонов японской пехоты при поддержке 18 танков.
В итоге японцы лишились почти всех броневых машин, уничтоженных гранатами и из противотанковых ружей. Лишь одному танку противника удалось скрыться за восточным скатом высоты 171.
Падение японской твердыни
Под вечер 18 августа на Шумшу высадился второй эшелон главных сил десанта — 373-й стрелковый полк. Ночью саперами из подручных средств был устроен временный причал, и на берег удалось свезти часть артиллерии (всего 11 орудий), доставить боеприпасы. Всю ночь не утихали схватки по всей линии фронта: десант эффективно действовал штурмовыми группами.
20 августа в 13.00 десант по приказу перешел в наступление по всему фронту и отбросил неприятеля еще на 5—6 километров вглубь острова за реку Мари-Гава, что стало серьезным успехом. Теперь его линия обороны оказалась разрушенной и восстановлению уже не подлежала.
В 7 часов 21 августа генерал-майор А.Р. Гнечко отправил в неприятельский стан ультиматум, потребовав от командира 91-й пехотной дивизии во избежание дальнейшего кровопролития безоговорочной капитуляции. Ответ на это ультиматум советской стороны был получен только в 21.00 вечера. Генерал-лейтенант Цуцуми Фусаки, командир 91-й пехотной дивизии принял условия капитуляции и сдавался сам.
Организованная сдача в плен частей японских войск гарнизона Шумшу началась в 14.00 22 августа и завершилась к исходу следующего дня. В тот же день, 23 августа, капитулировал гарнизон соседнего острова Парамушир
Борьба за остров Шумшу оказалась единственной операцией советских войск на Дальнем Востоке в 1945 году, когда они понесли больше потерь убитыми и ранеными, чем японские войска. Соответственно: убитыми — 416 (48 офицеров, 95 младших командиров и 273 красноармейца и краснофлотца) против 369, ранеными — 1028 против 649. При этом в потерях советского десанта значатся 123 человека пропавшими без вести, которых можно считать утонувшими при высадке десанта на берег острова.
Это был единственный случай в ходе Советско-японской войны 1945 года, когда потери советских войск превысили аналогичные потери японской стороны, разумеется, не считая пленных: убитыми и ранеными 1567 человек против 1018 японцев.
Капитуляцией гарнизона на острове Шумшу боевые действия на Курильских островах практически завершились. Командующий северной группой японских войск на Курильских островах генерал-лейтенант Цуцуми Фусаки без лишних разговоров отдал по радио приказ:
«23 августа 1945 года всем войскам северной части Курильских островов включительно до острова Уруппу до прибытия советских войск с представителями моего штаба немедленно складывать оружие и выполнять распоряжения советского командования».
Курилы – наши
К исходу 31 августа на островах Шумшу, Парамушир, Онекотан, Харимукотан, Шиашкотан (Сясюкотан-То), Матуа, Симушир (Симуси- ру-То) и Уруп (Уруппу-То) стояли советские гарнизоны. Самыми крупными, разумеется, были гарнизоны Шумшу и Парамушир (дислоцированные на бывших японских ВМБ), самым небольшим — на острове Симушир — одна стрелковая рота.
Операция по овладению Южными Курилами — островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи — началась 28 августа. На этих островах японские гарнизоны сопротивления не оказывали. Здесь десантную операцию проводили части 113-й стрелковой бригады.
На острове Итуруп в плен сдалась дислоцированная здесь 89-я пехотная дивизия общей численностью в 13 500 человек вместе со своим командиром генерал-лейтенантом Кейто Угавой. Сложил оружие и ку- наширский гарнизон численностью в 1250 солдат и офицеров. На острове Шикотан 1 сентября сдалась в плен 4-я пехотная бригада с полевым артиллерийским дивизионом генерал-майора Дзио Дой численностью в 4800 человек.
4 и 5 сентября была принята капитуляция японских войск на небольших островах Малой Курильской гряды (по-японски — острова Хабомаи) — Танфильева, Полонского, Юрий, Анучина, Зеленый, расположенные к югу от острова Шикотан. К 5 сентября все Курилы были заняты советскими войсками. Общая численность плененных японских гарнизонов на островах Курильской гряды достигла 50 442 человек; из них на Южных Курилах было пленено около 20 тысяч человек.
Курильские острова по итогам Второй мировой войны, частью которой являлась Советско-японская война 1945 года, отошли к Советскому Союзу.
По Сан-Францисскому мирному договору 1951 года Япония официально отказалась от всех прав и притязаний на Курильские острова. Однако по сей день мирный договор между Россией и Японией не подписан, что дает простор для различного рода спекуляций на эту тему. Очень хочется верить, что свой подвиг моряки и солдаты в августе 1945 совершали не зря, и Курильская гряда навсегда останется форпостом России на Тихом океане.