Читатель! Мы продолжаем рассказывать тебе о дамах-этнографах царской России. Перед прочтением второй части рекомендуем ознакомиться с первой.
Ольга Семёнова. Дети известного путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского пошли по стопам отца. Среди его сыновей было два географа, метеоролог и статистик. Единственная дочь, Ольга, родилась в 1863 году. Дома она получила естественно-научное образование, которое и сформировало у нее интерес к истории и географии. Многие годы она собирала русский фольклор, записывала обряды Данковского и Раненбургского уездов. В 23 года Ольга Семёнова была удостоена Серебряной медали Русского географического общества за сборник песен Рязанской губернии. Она собирала артефакты и фотографировала крестьян, изучала обычаи и нравы жителей Рязанщины, где находилось имение Семёновых, а также ездила в экспедиции в Тамбовскую, Орловскую и Тульскую губернии. Она могла попасть туда, куда не пускали этнографов-мужчин: на родильные и предсвадебные обряды, женские ритуалы в поле. После смерти своего жениха Ольга с головой ушла в работу, помогала отцу готовить многотомный труд "Россия. Полное географическое описание нашего отечества". Главным её произведением стало собрание очерков "Жизнь "Ивана" - о крестьянах Центральной России. Семёнова с симпатией и состраданием относилась к деревенским женщинам и, как учёный, стремилась фиксировать факты: "В большинстве семей умирает более половины всех рождённых детей. Редкая баба не родит восьми, а то и десяти, двенадцати ребят, а из них остаётся в живых три-четыре". Иногда в её записях проскальзывало сравнение нравов образованной публики и крестьян: "Вообще при выборе невесты или любовницы крестьянский вкус совсем не сходится с нашим. Нам нравятся строгие или чистые линии и очертания, а всякий мужик предпочтёт дебелую, расплывшуюся девку или бабу". Ольга Семёнова не успела закончить книгу "Жизнь "Ивана" - рукопись была найдена в 1906 году, когда этнограф скончалась. Очерки опубликовали через восемь лет, в 1914 году.
Вера Харузина. Первая в России женщина - профессор этнографии родилась в 1866 году в семье московских купцов, стоявших в одном ряду с такими известными фамилиями, как Третьяковы, Боткины, Щукины. Три брата Харузиных - Михаил, Алексей и Николай - получили университетское образование в России и стали этнографами. Прошедшая в 1877 году в Москве этнографическая выставка подтолкнула и их 11-летнюю сестру Веру к изучению этой науки. Но Высшие женские курсы на несколько лет закрылись, и после окончания гимназии девушка отправилась учиться в Париж. В 1887 году Вера Харузина сопровождала брата Николая в экспедиции на Кольский полуостров. Результаты поездки Николай обобщил в книге "Русские лопари", за которую получил Золотую медаль Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Николай Харузин скончался незадолго до своего 35-летия. Написанный им учебник - первый курс по этнографии в России - уже после его смерти готовили к печати сестра и средний брат Алексей. В 1900-е годы вышли самостоятельные работы Веры Харузиной про первобытные религиозные воззрения, древнейшие родильные и крестильные обряды. Её научной специализацией стала история и этнография первобытности. С 1907 года Харузина преподавала на Высших женских курсах и в Московском археологическом институте. Она продолжала работать, даже несмотря на паралич, которым страдала с 1908 года. Прикованная к инвалидному креслу, Харузина стала профессором Московского университета. Её учебник "Введение в этнографию" переиздавался до революции и в советское время. В 1914 году она была удостоена Золотой медали Русского географического общества за ученые труды. Вера Харузина скончалась в Москве в 1931 году.
Юлия Гендуне. О жизни первой российской женщины-археолога известно мало. Она родилась в 1869 году, фамилия Гендуне досталась ей от мужа, обрусевшего финна. Через несколько лет после свадьбы выпускница Императорского археологического института в Петербурге (она была первой принятой туда девушкой) стала проводить всё своё время на раскопках. В 1896-1902 годах Юлия Гендуне раскапывала могильники XII-XIV веков на Клязьме, известные как Болшевская и Городищенская курганные группы. Она также вела раскопки древнего Радонежа, пережившего свой расцвет в XIV веке. В 1903 году Гендуне обнаружила следы поселения раннего железного века между Тулой и Калугой и предположила, что оно было разрушено в V веке гуннами. В верховье Волги Гендуне раскопала древнефинское городище Топорок. Среди уникальных находок были предметы, принадлежавшие шаману, жертвенник и непонятные объекты, которые посчитали детскими игрушками. В 1909 году, заканчивая раскопки Топорка, Гендуне выбрала место на кладбище в близлежащем селе Никольское-Сучки и распорядилась построить там склеп в виде пирамиды. Вскоре она застрелилась, оставив записку: "Любопытство - один из смертных пороков". Логического объяснения поступку Гендуне так и не нашли, но местные жители были уверены: во время раскопок она потревожила дух древнего шамана, за что и была наказана.
Читатель! Узнал ли ты что-то новое после прочтения двух статей? Пиши в комментариях. Подписывайся, с нами интересно, ведь это Твоя История!