Найти в Дзене

О жертвах ЕГЭ или о пострадавших

Я озадачилась этим вопросом достаточно давно — из банального человеческого интереса. Спрашивала. Читала. Слушала. Преподавателей, подростков, родителей. Одни утверждали, что ЕГЭ убил образование.
Другие — что «да в целом ничего не изменилось».
А кто-то вообще сдержанно кивал: ну, зато поступить проще.
И вот что в итоге хочется сказать. Популярный аргумент.
Мол, раньше учили думать, а теперь — угадывать.
«Галочки вместо идей», «натаскивание вместо понимания».
Выглядит тревожно.
Но тут стоит остановиться.
Натаскивание — это не характеристика ЕГЭ. Это характеристика педагогического подхода.
Если в школе учат решать типовые тесты, а не понимать материал — виноват не формат, а школа.
Можно и к сочинению натаскивать. И к устному экзамену.
Суть не в экзамене, а в том, как к нему готовит. Вот тут возразить сложно.
Раньше: хочешь в вуз — готовься к внутренним экзаменам. В каждый — отдельно.
Сдавай где-то литературу, где-то биологию, где-то — неудачно, и всё, до свидания.
Теперь:
Один экзамен
Оглавление
Неожиданно, да?
Неожиданно, да?


Я озадачилась этим вопросом достаточно давно — из банального человеческого интереса.

Спрашивала. Читала. Слушала. Преподавателей, подростков, родителей.

Одни утверждали, что ЕГЭ убил образование.
Другие — что «да в целом ничего не изменилось».
А кто-то вообще сдержанно кивал: ну, зато поступить проще.
И вот что в итоге хочется сказать.

Тезис 1: «ЕГЭ убивает мышление»

Популярный аргумент.
Мол, раньше учили думать, а теперь — угадывать.
«Галочки вместо идей», «натаскивание вместо понимания».
Выглядит тревожно.
Но тут стоит остановиться.
Натаскивание — это не характеристика ЕГЭ. Это характеристика педагогического подхода.
Если в школе учат решать типовые тесты, а не понимать материал — виноват не формат, а школа.
Можно и к сочинению натаскивать. И к устному экзамену.
Суть не в экзамене, а в том, как к нему готовит.

Тезис 2: «ЕГЭ — это удобно»

Вот тут возразить сложно.
Раньше: хочешь в вуз — готовься к внутренним экзаменам. В каждый — отдельно.
Сдавай где-то литературу, где-то биологию, где-то — неудачно, и всё, до свидания.
Теперь:
Один экзамен — и универсальный пропуск.
Сдал. Подал документы — хоть в пять вузов сразу.

Это удобно. Это экономит ресурсы. Это снижает стресс.
И для детей это реально проще, как бы ни возмущались взрослые с ностальгией по «трудностям, закаляющим характер».

Дополнительно – устранен личный фактор, когда оценку могут нарисовать, потому что «нравишься» или «завалить», потому что лицом не вышел.

Тезис 3: «Глобально изменений нет»

ЕГЭ убрал самодеятельность и коррупцию в вузах (в основном).
Но заменил их другой крайностью — жёсткой стандартизацией и огромным разрывом между школьной программой и итоговым содержанием экзамена.

Да, это упростило поступление.
Да, стало меньше «договорных» оценок.
Но исчезла вариативность и появилась необходимость заниматься дополнительно с репетиторами.

Не успел — не набрал — не прошёл. Даже если умеешь думать, писать, рассуждать — если не умеешь оформлять это в нужную форму, результат будет ниже.

Откройте дэмо версию егэ и попробуйте без подглядывания в интернет, школьные учебники написать его хотя бы на 70 баллов.
Я больше скажу, школьная программа по ряду предметов не заточена на то, чтобы набирать больше 50 баллов из 100.

1 урок в неделю условной химии – вы серьезно думаете, что этого достаточно?

Так что нет, ЕГЭ не загубил нацию.
Могилу в развитие роет сама система образования, где нет согласованной системы, формирующий в конечном счете общее понимание, ну или хотя бы представление

А разрыв между требуемыми знаниями и преподаваемыми огромен настолько, что современные дети не жертвы ЕГЭ, а скорее пострадавшие.