Кто у нас тут самый романтизированный хищник? Волк, конечно! Оплот мужественности, атлант бесстрашия, символ свободы, верности и благородства… Так уж сложилось, что люди веками приписывали волку человеческие качества, а его стайные законы брали за образец. При этом в фантазиях некоторых личностей живёт почти былинный богатырь: встреча со свирепым зверем в лесу, яростная схватка и безоговорочная победа!
Обывателю кажется, что он знает, как выглядит настоящий серый волк, ведь он был в зоопарке. Стоит лишь собрать в охапку всю свою силу и смекалку, как противник будет повержен! Остаётся сверкнуть волевым подбородком и небрежно отряхнуть с плеча клочок серой шерсти.
А в действительности? Что будет, если среднестатистический мужчина столкнётся в лесу один на один с голодным волком? Не с прибылым волчонком и не с переярком, а с матёрым взрослым самцом! Ответ один: поединок закончится быстрее, чем читатель доберётся до конца статьи.
Ноги кормят
Первая реакция при встрече с волком — страх, продиктованный инстинктом выживания. Побежишь, значит в секунду из «потенциальной» цели превратишься в цель «первостепенную». Тумблер в голове Серого мгновенно подожжёт фитиль погони! Рывок на адреналине позволит преодолеть пару десятков метров, после чего сердце станет отбивать морзянку в районе кадыка, а лёгкие заберут в себя весь воздух с опушки.
Говорят же, что волка ноги кормят? Так это это не пословица, а биологический факт. На короткой дистанции лохматый спринтер переходит на третью передачу и выдаёт до 50-60 км/ч. Серый не бежит — а словно летит над землей, используя технику «волчьего шага». Человек покажется ему неуклюжей и медлительной целью.
Смешно даже сравнивать физическую подготовку. Волк всю жизнь находится в режиме продовольственных командировок. Его сердце и мышцы созданы для запредельных нагрузок.
Психология хищника
Ключевое различие — в голове. Для человека встреча с волком — явление из ряда вон выходящее. Страх превращает в безвольную марионетку, сознание работает как сквозь тину, а в мозгу кричит паникёр. У волка всё наоборот. Для него это не стресс, а рабочий процесс. В его глазах не будет ярости, только холодный, прагматичный расчёт. Матёрый волк не пощадит добычу, не простит, не передумает и никогда не уступит своё.
Пока человек будет бороться с собственными демонами, волк будет просто использовать подачку судьбы себе во благо. Именно поэтому все инструкции по выживанию гласят: не бежать! Вместо этого нужно казаться больше, громко кричать и угрожать. Это единственный шанс отбить у хищника желание связываться. И всё же это не стратегия для победы в бою.
Профессор Волков
Допустим, человек не побежал. Допустим, он обладает поистине богатырской силой. Но как он её применит? Волк не станет стоять и ждать, пока его буцнут. Бой подразумевает, что оба противника сошлись на ринге. Да только в лесу ринга нет, зато есть дистанция. И её волк чувствует на отлично. Ни один охотник не сможет попасть по здоровому волку камнем. Ни один не сможет нанести удар до того, пока волк первым не схватит за бочок. Ловкость у волка находится на запредельном для человека уровне.
В поединке с Серым участвует не только физика, но и психология, прописанная в генетической инструкции хищника. Для волка это не бой, а скорее работа. Пока человек будет «булькать серым веществом», пытаясь оценить угрозу и применить финку НКВД, Серый совершит 3-4 молниеносных действия. Волчье чутьё приписывает: сначала лишить добычу устойчивости, а уже потом нащупать важную артерию.
Не грызёт, а режет
«Да я Серого голыми руками и об сосну…», «автор, я ловчее волка, а ты готовься к ЕГЭ», «натуралист, я волков без оружия добываю!»... Фантазии, подогретые рассказами соседа по гаражу, который волков видел только на картинках. Диванному гладиатору стоит знать: волк — не комиссар Рекс из соседнего подъезда. Это факультативный хищник, чей поведенческий арсенал веками затачивался под одну задачу — эффективно выживать в лесу.
Всю свою жизнь кум лисицы оттачивает навыки в реальных схватках… Чтобы понимать габариты: без учёта хвоста волк может растянуться до 150-160 см, в холке достичь 90 см и весить при этом от 40 до 80 кг. Особо крупные северные экземпляры и вовсе «кабанеют» до 90 с лишним.
Допустим, волку попался мужчина схожей комплекции. Но что толку от массы? У волка не пасть — а хирургический набор из 42 зубов. Длинные и острые как бритва клыки служат для глубокого прокола. Мощные карнассальные зубы не грызут, а буквально режут.
Туки-луки, застучался
Давайте посмотрим правде в глаза: человек — хрупкое создание. У нас нет ни толстой шкуры, ни густого двухслойного меха. Волк на уровне инстинктов знает всё о наших «проседающих местах». Один точный укус в шею — и поединок окончен. Попытка прикрыться руками? Отлично, волк с удовольствием лишит «воина» его единственного оружия.
«Санитару леса» подписали бы справку все врачи без исключения. Его уши-локаторы прощупывают пространство даже во сне. Только вдумайтесь: матёрый волк способен услышать громкий звук на расстоянии до 8-9 км в лесу и до 16 км на открытой местности! Другой козырь в рукаве волка — нос. Да не просто нос, а этакий анализатор, который в 100 раз чувствительнее человеческого и различает до 200 млн запахов.
Спрятаться от волка? Дудки! У «санитара леса» заложен алгоритм под любую ситуацию! Во-первых, матёрый волк не только умеет читать следы, но и без проблем определяет категорию добычи. Во-вторых, человека предательски выдаст запах фенилэтиламина, который выделяется вместе с потом при панике. Пока двуногий будет шуметь, как карьерный самосвал, волк будет передвигаться скользящей поступью. Человек для волка — открытая книга. Волк для человека — уравнение с десятью неизвестными.
На чистом адреналине
Автор, «а как же адреналин?!» — воскликнет мечтатель. Да, при опасности бодрость духа взлетает до небес, психика мобилизуется, а реакции ускоряются. Вот только это краткосрочный бонус. Он поможет не чувствовать боль от укуса первые несколько секунд, но не остановит кровотечение. И как только его действие закончится, наступит расплата и полное фиаско.
Волк же работает не на адреналине, а на опыте и выносливости. «Больно мне, больно…» — это точно не про волка. Для Серого травма в бою — не повод звать подмогу, а команда «дожимать». Болевой порог несоизмеримо выше человеческого. Ярость от боя усилится, а адреналин сработает как анестезия.
По коэффициенту силы укуса BFQ волк обычно опережает бурого медведя и льва. Цифры разнятся: сила укуса волка может составлять от 140 до 160 кг/см², а при максимальном усилии может доходить до 200 кг/см². Для сравнения, это как если вам на мизинец поставят мотоцикл «Восход». Некоторые источники называют цифры 300-400 и даже 600 кг/см².
Егерский метод
В этом противостоянии человек — не боец, а наспех сконструированная добыча. Главная задача в столкновении — до последнего защищать шею и голову, используя любые подручные предметы. Егери твердят: если Серый уже вовсю хватает за бочок и полупопия, нужно подловить момент и схватить его за язык. Бывалые охотники советуют целиком погрузить руку в волчью пасть. Столь отчаянное действие, может, и не нанесёт вреда, но дезориентирует зверя и заставит потратить время на мобилизацию сил.
Проникнуть в клацающую пасть, полную острых как бритва зубов, — задача не из лёгких. Однако в Беларуси, похоже, этот приём входит в программу подготовки населения! 1 февраля 2012 года сторож Валентин из деревни Парахонск засунул руку в пасть волку и победил. Двумя годами ранее в этом же районе пенсионер тоже справился с напавшим на него волком. Причём аналогичным способом — руку в пасть по локоть. Хотя сведений о состоянии здоровья и размерах хищников нет, их дерзость говорит о многом.
Появление волка в деревне средь бела дня — не храбрость, а отчаяние. Вероятно, это были измождённые звери, доведённые голодом до последней черты, за которой инстинкт самосохранения уступает место риску.
За гранью абсурда
Говорят, если вы встретили одного волка, значит другие где-то неподалёку. «Коллектив» у волков действительно серьёзный: в среднем это стая от 4-8 до 15 особей с железной иерархией. Они охотятся сообща, используя сложнейшие тактики, где вожак руководит процессом, устраивая засады и загоняя цель до полного изнеможения. Да, летом стая может распадаться. Но даже в этом случае волки охотятся не поодиночке, а небольшими группами. Противостоять двум и более волкам — это что-то за гранью абсурда.
Да, бывают исключения из правил. Кому-то повезёт залезть на дерево, кто-то добежит до автомобиля, а иной одолеет волка-изгоя. Выгнанного из стаи, чахлого и измождённого. Схватка человека со взрослым и здоровым волком закончится в первые несколько минут.
✦
Подписывайтесь на канал в Дзене, читайте заметки в Телеграме, откройте эксклюзивные материалы в Премиуме и поддержите развитие канала: