Не из учебников, а из жизни. Не со стороны подростка, а вообще. Потому что подростку, в силу своего возраста не все формы доступны и понятны, но мы взрослые часто сами не осознавая деструктивность своего поведения, «успешно» учим ребенка новым формам, которые он будет использовать в будущем. Не исключено, что и против своих же «учителей».
Глобально есть 2 вида агрессивного поведения, с которыми мы сталкиваемся в общении с детьми и подростками.
1. В первую очередь с ПРЯМОЙ. Это агрессивные действия, направленные на конкретного человека. Не нравится подростку, что вы забрали его телефон – он орет на вас. Тут все просто.
2. КОСВЕННАЯ агрессия. «Люблю» этот вид. У нас почти каждый использует его. Потому что очень часто причиной этого бывает требование подавлять в себе агрессивные импульсы. Но они настолько мощные, что все равно вылезают. Ребенку нельзя орать на вас, когда вы нарушили его границы, он шибанул дверь кулаком.
Сюда же еще одна форма косвенной агрессии – пассивная агрессия: сарказм, обесценивание, язвительные шуточки и... игнорирование.
Игно-ри-ро-ва-ние, родители!
Косвенная агрессия используется, когда вроде неприлично «в лоб», а как конструктивно отреагировать не понятно, то разрешаем себе вот так пассивно бить.
Примеры нужны? Почему-то в голову только родительские идут. С чего бы это?
«Симпатичные, конечно, брюки, но сначала их надо научиться носить»
«Если такой умный, вот и объясни»
«Сам подумай!»
Пассивная агрессия не так проста, и дети не умеют ее «грамотно» использовать. Это форма взрослого поведения. И именно ее используют родители, которые так любят хвалиться: «Я на своего ребенка ни разу руку не поднимал и голос не повышал!»
Честно! Лучше один раз повысить, извиниться и объяснить себе и ребенку, что произошло (и предупреждать впредь такие формы реагирования). Чем всю детскую жизнь «пытать» его пассивной агрессией, которую он даже не понимает, но испытывает от нее такую же боль.
«Вроде все хорошо, но что-то не так...» – вот так это выглядит в глазах ребенка, который еще и в напряжении постоянном от этого «что-то не так».
Сюда же относятся манипуляции, шантаж, которые многие маскируют под «воспитательные приемы».
И опять же, это - взрослые формы поведения.
3. Агрессия бывает ФИЗИЧЕСКАЯ. Сразу пример двусторонней физической агрессии:
Ребенок отбирает у родителя свой телефон, который последний забрал у него за то, что он не сделал ДЗ.
– Ребенок проявляет по отношению к вам ПРЯМУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ агрессию, отбирая у родителя свой телефон.
– Родитель проявил к ребенку КОСВЕННУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ агрессию, забрав без разрешения владельца его собственность.
Тоже про агрессию, если б родитель разбил этот телефон ребенка.
4. Конечно, агрессия бывает ВЕРБАЛЬНАЯ.
И так же: прямая – крик, оскорбления; и косвенная – о ней мы говорили – шуточки обидные, сарказм, обесценивание и пр.
5. Существует еще такой вид, как ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (психологическая) агрессия. Мы немного касались ее уже, когда говорили про косвенную. Это не слова и не действия, а отношение, которое обесценивает самого ребенка. Примеры, боюсь, знакомы многим: игнорирование ребёнка в ответ на проступок; демонстративное молчание («разговаривать не буду»); сарказм: «Ну да, гений растёт». Сюда же ситуации, когда родитель лишает ребенка поддержки, оставляя его наедине со сложными и/или незнакомыми чувствами.
6. КОНТРОЛИРУЮЩАЯ (гиперопека). Агрессия под маской заботы. «Я лучше знаю, как тебе одеться»; проверка телефона без разрешения; запрет дружить с определёнными детьми «потому что они плохие». Почему это тоже агрессия, потому что такое поведение игнорирует потребности и интересы ребенка, ущемляет его права и нарушает границы. Последствия – дискомфорт и фрустрация.
7. Не так давно в отдельный вид агрессивного поведения была выделена ЭКОНОМИЧЕСКАЯ агрессия. Она выражается в ограничении ресурсов как форме наказания. «Не дам карманных денег — заслужи!», «Разбил кружку — будешь без сладкого неделю». Использовать эту форму особенно жестоко в отношении детей потому что они еще не способны к самостоятельному восполнению ресурсов и полностью зависят от ресурсов взрослого. А значит очень уязвимы и применяющий к ним такие санкции пользуется их слабостью.
8. Про СИМВОЛИЧЕСКУЮ агрессию мы уже немного сказали. Это акт агрессии через вещи и пространство. Когда взрослый или ребенок швыряет или ломает вещь оппонента, разрушает продукт творчества (порвать рисунок), выбросить вещи, например, если не выполнена просьба (одежду, например, «раз сам не убрал»). Вроде человека и пальцем не трогал, а сделал очень больно.
Про агрессию можно еще долго писать. В контексте темы хочется сказать еще про один вид, очень характерный для детей и подростков.
АУТОАГРЕССИЯ. Когда агрессия направлена на себя. И случается это из-за очень жестких запретов на выражение чувств.
Выражаться может в повышенной самокритике, навязчивых состояниях, самоповреждающем поведении (физические увечья, экстрим, употребление веществ, приводящих к зависимостям). Крайней формой этой агрессии может стать самовольный уход из жизни.
Ой, хотела написать про подростков, а получилось про родителей. Есть о чем подумать, правда?
Сегодня тяжелая статья, но дальше мы посмотрим на агрессию с другой стороны. Почему это все таки не так плохо, когда ребенок выражает ее. Не переключайтесь.