Технология динамической регулировки подвески (DSA) от BMW имитирует изменение жёсткости пружины одним щелчком переключателя.
BMW стала первым производителем, предложившим электронную регулировку жёсткости пружин на серийной перевёрнутой вилке. Новая система динамической регулировки подвески (DSA) дебютирует в качестве опции на родстере R1300R 2025 года.
Раньше электронные системы подвески в основном были сосредоточены на изменении характеристик демпфирования — скорости сжатия и отбоя вилки.
DSA идёт на новый уровень, полностью имитируя эффект переключения на более жёсткую или более мягкую пружину в зависимости от выбранного режима езды.
«У вас есть внешний резервуар [в нижней части пера вилки]», — объясняет Маттиас Хиллебранд, менеджер по продукту R1300R. «Обычно при сжатии подвески вы просто сжимаете пружину сверху вниз. Всё масло, вытесняемое демпфирующим картриджем, попадает во внешний резервуар.
«Если мы закрываем клапан [электронным переключателем], оно не может попасть в резервуар. Однако ему нужно куда-то деваться, поскольку жидкости несжимаемы. В этом случае мы направляем масло против пружины снизу».
Это достигается путём направления вытесненного масла к поршню, расположенному под пружиной, и гидравлическим действием, направляющим этот поршень вверх, создавая сжимающее усилие [на пружину] снизу.
Хотя физическая пружина остаётся устройством с фиксированной жёсткостью, работая на неё с обоих концов, вилка фактически становится жёстче.
«Жёсткость пружины обычно указывается, скажем, в 10 ньютонах на миллиметр», — добавляет Хиллебранд. «Это означает, что для сжатия пружины на 1 мм требуется 10 ньютонов. Однако здесь теперь вы работаете с обеих сторон». Таким образом, хотя снаружи подвески видно сжатие всего на 1 мм, внутри сжатие примерно на 10% больше.
«Таким образом, пружина внутри вилки фактически сжимается на 1,1 мм, и поэтому для её сжатия требуется на 10% больше силы».
Короче говоря, система создаёт ощущение более жёсткой или более мягкой вилки в зависимости от выбранного режима езды. В BMW заявляют, что это даёт им возможность предлагать как комфортные, так и спортивные настройки без привычных компромиссов.
Новая технология позволит адаптировать мотоцикл под ваши нужды, независимо от того, едете ли вы в одиночку или вдвоем с полной загрузкой, без необходимости доставать инструменты и менять пружины.
Это также означает, что можно быстро настроить дополнительную поддержку передней части мотоцикла, когда вы хотите ускориться, что делает вилку более устойчивой к экстремальным нагрузкам при торможении и ускорении, в конечном итоге сохраняя геометрию мотоцикла более стабильной.
С другой стороны, переключение на более мягкий режим езды мгновенно обеспечит более плавные ощущения, идеально подходящие для многокилометровых поездок.
Пока что эта система доступна только для R1300R, но BMW не исключает более широкого распространения. «Мы всегда смотрим, какая подвеска подходит к тому или иному мотоциклу, и, конечно же, существуют прототипы», — подтвердил Хиллебранд.
«Например, на S1000RR гонщики обычно более техничны. Мы хотим дать им возможность самостоятельно настроить амортизаторы и преднатяг пружины. Эта [система], вероятно, лучше подойдёт для S1000R или S1000XR, но, конечно, мы попробуем её с RR и посмотрим, подойдёт ли она».
Никакого увеличения веса
Несмотря на продуманную технологию, система добавляет очень мало веса. «Единственное, что мы испытываем, – это трос, клапан и внутренний цилиндр, но это практически несущественно. Речь идёт о сотнях граммов», – сказал Хиллебранд.
Новое шасси
В дополнение к новой, но стильной подвеске R1300R, разработанной для 2025 года, используется полностью переработанное шасси, состоящее из основной рамы из листовой стали и алюминиевого подрамника.
Почему это важно: предварительный натяг или жёсткость пружины?
Вы можете задаться вопросом, чем это отличается от простого увеличения преднатяга пружины.
Хотя предварительный натяг пружины и жёсткость пружины влияют на поведение системы подвески, они работают по принципиально разным принципам, и понимание этого различия – ключ к пониманию системы DSA от BMW.
Преднатяг пружины – это статическая регулировка, которая сжимает пружину до того, как подвеска начнёт двигаться.
Представьте себе пружину вилки без груза: добавление преднатяга с помощью резьбового кольца или электронного регулятора просто увеличивает ход пружины, увеличивая начальное усилие, накопленное в пружине.
В физике это объясняется законом Гука. На практике увеличение преднатяга приводит к увеличению начального дорожного просвета за счёт уменьшения проседания, но не изменяет жёсткость пружины. Наклон кривой зависимости силы от перемещения остаётся неизменным.
В отличие от этого, жёсткость пружины является мерой жёсткости – она определяет усилие, необходимое для сжатия пружины на заданное расстояние. Пружина жёсткостью 10 Н/мм всегда потребует 10 ньютонов на первый миллиметр, 20 ньютонов на второй и так далее – независимо от величины добавленного предварительного натяжения.
Система динамической регулировки подвески BMW принципиально изменяет эффективную жёсткость пружины, создавая вторую точку сжатия под пружиной.
Перекрывая внешний резервуар вилки и заставляя демпфирующее масло воздействовать на поршень под пружиной, система сжимает пружину с обоих концов. Такая система двойной нагрузки увеличивает внутреннее сжатие пружины при заданном прогибе вилки.
Таким образом, хотя переднее колесо может перемещаться всего на 1 мм под нагрузкой, сама пружина сжимается немного сильнее, что требует больше энергии и имитирует более крутую кривую усилия. Фактически, подвеска становится жёстче во всём диапазоне хода, а не только в начале.
Предварительная нагрузка изменяет начальное положение, перемещая подвеску выше или ниже в пределах диапазона хода, но не влияет на величину дополнительного усилия, необходимого при движении подвески.
DSA, изменяя динамическое сопротивление пружины сжатию, позволяет водителю получить преимущества обоих режимов, просто переключаясь между режимами езды: комфорт при движении с постоянной скоростью и поддержку при движении с ускорением.
#мотоновости #мотоновинки #dsa #BMW #мото #мотоциклы