Найти в Дзене
Кабзон

Как Orient стал часами 90-х:

В 90-е Россия резко изменила время. В прямом и переносном смысле. Пока экономика лихорадочно переходила от плановой к рыночной, прилавки заполнили импортные часы. Среди них особенно заметными стали японские Orient: недорогие, живучие и «те самые из самой Японии». Почему именно они? Давайте разложим по полочкам: 1) Либерализация торговли и феномен «челноков» После распада СССР границы для товаров распахнулись. Страна в одночасье перешла к свободному импорту, а дефицит сменился изобилием. «Челноки» чемоданами повезли в Россию всё, что хорошо продавалось и не требовало сложного сервиса. Часы идеально подходили: компактны, понятны и не портятся в дороге. Orient, со своими простыми и надёжными механическими калибрами, оказался в списке фаворитов. 2) Провал отечественной часовой отрасли освободил нишу Советская школа приборостроения и часовые заводы («Полёт», «Слава», «Восток» и др.) в 90-е столкнулись с падением госзаказов, разрывом коопераций и шоковой конкуренцией с импорт
Оглавление

Почему в 90-х «Ориенты» внезапно появились везде и по доступной цене?

В 90-е Россия резко изменила время.

В прямом и переносном смысле. Пока экономика лихорадочно переходила от плановой к рыночной, прилавки заполнили импортные часы.

Среди них особенно заметными стали японские Orient: недорогие, живучие и «те самые из самой Японии».

Почему именно они? Давайте разложим по полочкам:

1) Либерализация торговли и феномен «челноков»

После распада СССР границы для товаров распахнулись. Страна в одночасье перешла к свободному импорту, а дефицит сменился изобилием. «Челноки» чемоданами повезли в Россию всё, что хорошо продавалось и не требовало сложного сервиса.

Часы идеально подходили: компактны, понятны и не портятся в дороге.

Orient, со своими простыми и надёжными механическими калибрами, оказался в списке фаворитов.

2) Провал отечественной часовой отрасли освободил нишу

Советская школа приборостроения и часовые заводы («Полёт», «Слава», «Восток» и др.) в 90-е столкнулись с падением госзаказов, разрывом коопераций и шоковой конкуренцией с импортом.

Розница и сервис переформатировались, а потребителю хотелось «нового» и «иностранного». Освободившаяся ниша бюджетных механических часов быстро заполнилась японцами.

3) Продуктовая стратегия Orient

В отличие от японских конкурентов, ускоривших разворот к кварцу и среднему ценовому сегменту, Orient удерживал фокус на простой механике «для повседневной жизни».

Неубиваемые, ремонтопригодные «рабочие лошадки» линейки ТриСтар семейства 46хх- на 21-22 камня, это то, что и было нужно тогда, стране с рухнувшей сервисной инфраструктурой.

-2

4) Логистика «с земли»: низкие издержки и «серые» каналы

Многое завозилось не через официальных дистрибьюторов, а партиями «с колес» — из ОАЭ, Турции, Гонконга. Наценки минимальны, маркетинга почти нет, упаковка зачастую «как есть».

Да, вместе с оригиналами в страну заезжали и подделки, но объём белого и «серого» импорта в сумме сделал Orient визуально «повсюду» и «доступно».

5) Простой «крючок» для покупателя

У 90-х была своя психология потребления: люди хотели «настоящую Японию», чтобы «служила долго» и «выглядела серьёзно».

Orient продавал именно эту картинку: стальной корпус, механика, иногда «вечный» (многолетний) календарь на циферблате.

На фоне пёстрого китайского барахла, стильные "котлы" без модных выкрутасов выглядели "круто".

Вы спросите: А официальные продавцы были тогда?

Нет. Полноценные дилерские каналы и сервисные центры для Orient оформились уже в «нулевые».

В «лихие» годы спрос формировался снизу: рынки, павильоны, «челночные» магазины у метро. Это и закрепило за Orient репутацию «народных японцев» .

Эффект эпохи: почему именно Orient «застрял в памяти».

Всё просто: Так совпало.

Рыночная экономика дала свободный импорт, разруха и развал страны дали массового покупателя с ограниченным бюджетом, а качественный продукт с надёжной механикой дал покупателю ощущение "причастности" к чему-то "дорогому и импортному".

В результате «Ориенты» стали такими же символами 90-х, как магнитофоны с караоке и джинсовые куртки: недорого, практично и «по-взрослому».

Вместо послесловия

В 90-е Россия училась жить по новому, а Orient умел делать часы.

И они нашли друг друга. Никакой магии. Просто правильный товар в правильное время.

П.с. Почему я вдруг вспомнил про них?

Да просто увидел случайно на каком-то сайте свои часы и вспомнил.

-3

А куда делись мои "вечные Ориенты"? Я их пережил.

Оказалось что ничего не бывает вечным. Прослужили они мне верой и правдой 20 лет и тихо-тихо померли.

Валялись на полке, а потом пришла цифровая эпоха и они совсем исчезли. Растворились в пространстве и времени. Одна память осталась.

Кабзон 2025

Подписывайтесь на мой канал. Я иногда тут ностальгирую https://dzen.ru/kabzon