Недавно шла по Большой Ордынке и увидела на ограде Росатома большие такие информационные стенды. Выглядели необычно, я подошла почитать. А там про становление советской атомной промышленности, про то, как начинался атомный проект СССР. Выставка приурочена к 80-летию Победы и 80-летию создания атомной отрасли.
Решила, что такая информация должна нестись в массы, поэтому этой статьей увеличиваю количество точек получения подобных сведений. Итак, поехали.
Расшифровка основных текстов на фото:
Изучение атомного ядра
Советские ученые были в числе лидеров новой науки — ядерной физики. В
довоенное десятилетие в СССР прошло 5 всесоюзных конференций по физике
атомного ядра. Первая лаборатория по изучению ядра была создана в Ленинградском физико-техническом институте в 1932 году. Ее работу возглавил молодой ученый Игорь Курчатов. В том же году в Украинском физико-техническом институте в городе Харькове группа физиков высоковольтной бригады впервые расщепила ядро атома лития. В 1937 году в Ленинграде был пущен первый в Европе, циклотрон, а в 1940 году в Москве было открыто спонтанное деление ядер урана, которое дало возможность осуществления цепной ядерной реакции. Но все атомные исследования приостановила война.
Всё для фронта, всё для победы!
С началом Великой Отечественной войны физики-ядерщики уходят на фронт
или оказываются в эвакуации вместе со своими институтами. Начинается работа на нужды Рабоче-крестьянской Красной армии. При Государственном комитете обороны создается Научно-технический совет по внедрению научных достижений в военное дело. Например, А. П. Александров летом 1941 года возглавил работы по размагничиванию кораблей Черноморского флота. Дело в
том, что в акватории наших портов фашисты сбрасывали с самолетов новейшие мины с магнитным взрывателем, которые ложились на дно и не давали судам выйти в море. Только проведенное учеными размагничивание корпусов кораблей позволило защитить Военно-Морской Флот страны.
Предчувствие сверхоружия
Первые сообщения разведки о работе на Западе над атомной бомбой поступили осенью 1941 года. Лейтенант Г. Н. Флеров писал с фронта И. В. Сталину, что из зарубежной печати исчезли публикации по ядерным исследованиям, значит, там делают бомбу и нужно немедленно браться за это дело. В феврале 1942 года в Государственный комитет обороны (ГКО) СССР поступила тетрадь с записями по урану убитого партизанами немецкого офицера. Как раз в это время Гитлер заявил о подготовке сверхоружия... атомная бомба? Руководитель научного направления ГКО С. В. Кафтанов вспоминал: «Немцы дошли до Волги, до Кавказа. <...> И люди, и сырье, и материалы — все мобилизовано до предела. И тут поступает предложение развернуть работу в совсем другой, новой, почти фантастической области...»
Начало работ с ураном на западе
Открытие цепной реакции деления ядер урана произошло в гитлеровской Германии в феврале 1939 года. Стало понятно, как можно сделать атомную бомбу. Западные ученые, осознавая опасность, подготовили письмо президенту США Рузвельту, которое подписал Эйнштейн. Письмо ушло 2 августа 1939-го, в нем было сказано, что немцы могут первыми получить бомбу, а значит, необходимо начать работы по ее созданию в Соединенных Штатах. В 1940 году в США появился Урановый комитет, началась разработка и в Великобритании, где в июле 1941 года пришли к выводу о том, что атомная бомба не только технически осуществима, но и может быть изготовлена до окончания войны. В 1943 году англичане и американцы объединили свои усилия.
Начало атомного проекта СССР
Атомный проект СССР стартовал 28 сентября 1942 года. В это время фашисты рвались к Волге, шла битва за Сталинград. Еще не был ясен исход войны, но руководство страны приняло решение о возобновлении работ по урану. Отставание в этой теме грозило тяжелыми последствиями. Ученых-атомщиков отозвали с фронта и из эвакуации. В Москве под руководством И. В. Курчатова открылась секретная Лаборатория № 2, перед которой была поставлена задача создать атомную бомбу. По указанию первого куратора Атомного проекта СССР В. М. Молотова, Курчатов ознакомился с материалами разведки о зарубежных ядерных разработках и написал в докладной записке: «В исследовании проблемы урана советская наука значительно отстала...»
Лаборатория №2
Лаборатория №2 АН СССР была учреждена 12 апреля 1943 года, ее возглавил И. В. Курчатов. В тяжелых условиях военного времени ставилась задача развернуть работы по созданию атомной бомбы. 18 мая 1944 года Курчатов писал: «...Большой сдвиг в положении работ по проблеме урана <.. .> еще недостаточен. Мы продолжаем <.. .> отставать от заграницы. Является совершенно необходимым дальнейшее привлечение ученых к работе <.. .>, дальнейшее усиление материально- технической базы». 3 и 8 декабря 1944 года Сталин утвердил документы, ставшие важной вехой в истории атомного проекта. В них были детально описаны мероприятия по строительству и снабжению Лаборатории № 2. Добыча и переработка урановых руд и все строительные работы были возложены на НКВД СССР.
Манхэттенский проект
Манхэттенский проект — это программа США По созданию атомной бомбы. Во главе стояли физик Роберт Оппенгеймер и генерал Лесли Гровс. Формально проект стартовал 13 августа 1942 года, но работать с ураном начали с 1939-го. В Манхэттенский проект были привлечены лучшие ученые со всего мира, среди которых было 12 нобелевских лауреатов. Работы проводились более чем на 30 объектах в США, Великобритании и Канаде. Первые в мире образцы ядерного оружия были созданы в Соединенных Штатах за три года. В рамках проекта, который завершился в 1946 году, были собраны три атомные бомбы. «Штучка» была испытана на полигоне 16 июля 1945 года, а «Малыш» и «Толстяк» сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года.
Разведка выиграла время
Информация разведки о работах над атомной бомбой за рубежом начала поступать с сентября 1941 года как по каналам НКВД, так и Главного разведывательного управления Генштаба Красной армии. Операция называлась «Энормоз» (с англ, «огромный, чудовищный»). В 1943 году головной организацией по добыванию атомных секретов стала Внешняя разведка НКГБ СССР, и военная разведка передала ей всю свою агентуру, работавшую по проблеме урана. В первые годы Атомного проекта СССР разведчики сыграли ключевую роль: они помогли ученым избежать ошибок и значительно сократить сроки создания бомбы. Это стало особенно важно после ядерной бомбардировки Японии и появления в США планов ядерного удара по нашей стране.
Бескорыстная помощь агентов
К 1945 году советская разведка имела в США несколько источников информации о работах над американской атомной бомбой. Заместитель резидента по линии научно-технической разведки Леонид Квасников писал: «Большая часть агентов работает с нами не из корыстных побуждений, а на основе дружеского отношения к нашей стране». Наиболее известный агент — Клаус Фукс — немецкий физик и коммунист. Он бежал от нацистов в Англию, где присоединился к атомным разработкам. В конце 1941 года Фукс сам вышел на советскую разведку и передал первые сведения о бомбе. Переехав в США для работы в Манхэттенском проекте, он продолжил передавать материалы советским разведчикам вплоть до своего ареста в 1950 году.
Учёные о материалах разведки
Материалы разведки по проекту «Энормоз» поступали в Москву регулярно. Только в 1944 году было получено около 10 000 печатных листов с разведывательными данными о работах над атомной бомбой за рубежом. Курчатов и его соратник И. К. Кикоин знакомились с информацией, приезжая на Лубянку, секретность строжайшая. Остальные участники работ считали, что ценные сведения поступали к ним из других советских институтов, также занятых в атомном проекте. После просмотра материалов разведки от 5 марта 1945 года Игорь Васильевич Курчатов написал: «Материал представляет большой интерес; в нем, наряду с разрабатываемыми нами методами и схемами, указаны возможности, которые до сих пор у нас не рассматривались...»
Выбор плутония
Существуют два вещества, поддерживающих цепную ядерную реакцию. Это уран-235 и плутоний-239. Доля первого в природном уране около 0,7%, и требуются сложные технологии для выделения этого оружейного изотопа. А плутоний в природе не встречается, его можно наработать в ядерных реакторах, что также требует сложных научно-технических решений. Наши ученые работали сразу над двумя вариантами бомбы, но Курчатов предвидел, что плутониевая бомба получится быстрее. Так в итоге и вышло. 22 марта 1943 года, после знакомства с разведданными, он писал: «...продукты сгорания ядерного топлива в «урановом котле» могут быть использованы вместо урана-235 в качестве материала для бомбы».
Радиохимия плутония
Плутоний — токсичный и радиоактивный элемент, которого нет в природе, но его можно получить из урана во время ядерных превращений в реакторе. Но что дальше? Как выделить этот элемент в чистом виде, когда облученный металлический уран радиоактивен, а доля плутония в нем мала? Нужны химические реакции с радиоактивными веществами — радиохимия. Один из основоположников этого направления — Виталий Григорьевич Хлопин. Интересно, что ему удалось создать технологию выделения плутония еще до пуска первого реактора Ф-1 в декабре 1946 года. Он использовал циклотрон, бомбардируя нейтронами мишень с ураном и получая плутоний в атомарных количествах, невидимых глазу. Но этого хватило, чтобы разработать технологию!
Графит для реактора
В 1944 году в Лабораторию № 2 стал поступать графит, который служит замедлителем нейтронов. Только медленные нейтроны поддерживают цепную реакцию деления урана-235. Первый реактор Ф-1 планировалось собрать из прямоугольных графитовых блоков с цилиндриками из металлического урана внутри. Однако графит требовался особой чистоты. Промышленность выпускала его с примесями 1-2%, эту долю необходимо было снизить в сотни, а по некоторым элементам в тысячи раз! На Московском электродном заводе решили, что в техническое задание закралась ошибка, и вернули его на исправление, но никакой ошибки не было. Новая технология получения высококачественного графита была создана в Советском Союзе в кратчайшие сроки.
В поисках урана
До открытия цепной реакции деления в 1939 году уран широко не использовался. В СССР его не было, не считая небольших рудников в Средней Азии. Но атомному проекту нужно было много сырья, и начались активные поиски, в том числе в горах и в Арктике. В институтах пересматривались коллекции минералов: а вдруг пропустили то, что раньше не интересовало? В последние дни войны группа ученых, переодетых в военную форму, выехала на освобожденную территорию Германии. Искали все, что осталось от немецкого атомного проекта, и нашли в том числе 100 тонн порошка оксида урана, что значительно ускорило создание бомбы. Находку вывезли на завод № 12 в подмосковную Электросталь, где получали уран в металлическом виде.
Первая плавка урана
В атомном реакторе для наработки плутония потоком нейтронов облучался металлический уран. Поэтому задача получения чистого металла из уранового сырья была одной из ключевых. Ее решила Зинаида Васильевна Ершова. Вот как она сама вспоминала первую плавку урана в декабре 1944 года: «...сделали индукционную печь, опробовали ее. Но результат — всего лишь крупиночки металла. <...> Раз за разом мы увеличивали загрузку печи. Наконец получили слиток что-то около 950 граммов. Сделали анализ. Металл оказался чистейший. <...> Сажин разыскал обшитую черным бархатом коробочку. Мы положили в нее слиток. На следующий день еду в Кремль». Первый слиток урана в присутствии И. В. Курчатова и других ученых атомного проекта был показан на заседании правительства страны.
Планы ядерного удара по СССР
Летом 1945 года, сразу после создания первых атомных бомб, в США началась разработка планов атомной бомбардировки советских городов. В Соединенных Штатах быстро развернулось серийное производство нового сверхоружия, и планы ядерного удара по СССР обновлялись по нескольку раз в год, получая новые названия: «Тоталити», «Пинчер», «Чариотир», «Троян», «Дропшот» и др. Если в 1945 году предполагалось сбросить 20 атомных бомб на 20 наших городов, то к концу десятилетия уже 300 бомб должны были уничтожить 100 городов нашей страны. Президент США Трумэн, выступив 27 октября 1945 года с публичной речью, заявил: «Разрушительная сила атомных бомб будет принадлежать исключительно США на основе священного доверия».
Создание атомной промышленности
Атомная промышленность основана 20 августа 1945 года, в первое'лето после Великой Победы. Мы думали, что война закончилась, но в это время над страной нависла еще более страшная угроза, б и 9 августа на Японию были сброшены первые в истории человечества атомные бомбы. Руководство страны понимало — мы следующие, а остановить агрессора можно только разрушив его монополию на ядерное оружие. И тогда ученые-атомщики и весь советский народ совершили подвиг. В кратчайшие сроки, в условиях послевоенной разрухи, ценой неимоверных усилий была произведена собственная атомная бомба РДС-1. С ее успешного испытания в 1949 году началось создание ядерного щита, который и сегодня обеспечивает безопасность и суверенитет России.
Руководители атомной промышленности
Глава Советского государства И. В. Сталин возложил ответственность за реализацию атомного проекта на трех руководителей. Л. П. Берия возглавил Специальный комитет при Государственном комитете обороны и отвечал за общее руководство проектом. В момент назначения он был заместителем Сталина и в ГКО, и в правительстве страны, а работы по урану курировал с декабря 1944 года. Атомную промышленность — Первое главное управление при Совнаркоме СССР — возглавил генерал Б. Л. Ванников, который во время войны был наркомом боеприпасов. Он наладил производство по высоким и, казалось, невыполнимым технологическим требованиям ученых. Научное руководство атомным проектом лежало на плечах И. В. Курчатова.
Заканчиваю обзор выставки. Так она выглядит с улицы.
Другие мои заметки о Москве можно почитать в подборке:
И напоминаю, что Дзен учитывает только просмотры от подписчиков, поэтому, если вам нравится мой стиль и предмет изложения, то подпишитесь, пожалуйста. Вам нетрудно, а мне поддержка в продвижении канала.