«Во всех путях твоих познавай Его,
и Он направит стези твои».
(Притч. 3:5)
Богопознание – термин широко использующейся в богословской, философской, культурологической и религиоведческой литературе. Согласно православной традиции, богопознание обязательный элемент жизни каждого христианина, оно реализуется через получение теоретического знания о Боге на основе Священного Писания и Священного Предания, в личном мистическом опыте и рациональном осмыслении естественного откровения [6]. Необходимость его обусловлена требованием отделения истинного (правильного) понимания Бога, для спасения человека, от убеждений, основанных на заблуждениях и искажениях, возникших после грехопадения Адама и Евы. Одним из ярких примеров фиксации этой необходимости мы видим в первых двух Заповедях Божиих, данных Богом Моисею на горе Синай (Исход 20, 2-17) [1, с. 114-115], в которых очень ясно указывается вера только в одного Бога и запрещается поклонение чему или кому-либо, так же как Ему.
Вне христианско-теологического осмысления феномена богопознания, в философии, под ним, как правило, понимается «когнитивный, или теоретический, элемент отношения человека к Богу» [7]. Получающий свое выражение в знаниях о Нем, «а также связанное с этим знанием знание человека о мире и самом себе» [7]. При этом, Бог может осмысляться вне каких-либо религиозных традиций, а быть, например, результатом философского размышления, создающего своего Бога и свою философскую теологию.
В контексте научно-познавательного процесса, богопознание выступает в качестве предмета осмысления в рамках социо-гуманитарных наук, например, в религиоведении и истории, рассматривающих его особенности и формы проявления в процессе становления того или иного религиозного мировоззрения. Богопознание не входит в область естественнонаучных изысканий, по причине их направленности только на изучение материального мира во всех его проявлениях, от физических и биологических законов, до различных вещественных форм. Можно сказать иначе, Бог не может быть предметом познания какого-либо естественнонаучного направления по причине его нематериальности и трансцендентности, а значит Он не может стать частью эксперимента, который является неотъемлемым компонентом при подтверждении истинности получаемого научного знания в естественных науках. «Бог есть Дух» (Ин. 4, 24) [1, с.1618], Он бестелесен, безвременен, повествует Священное Писание. По этой причине, научное познание может лишь косвенно свидетельствовать о Нем, при условии полагания в его основе мировоззренческого убеждения в существовании Бога, того, что называется верой. Как отметил Симеон Новый Богослов «для смотрящих телесно, Бога нет нигде, ибо Он невидим, а для мыслящих духовно, Он везде есть, ибо Он присутствует всюду» [7, с.9].
Для православного понимания богопознания, как процесса постижения Бога, недостаточно использовать привычные методы, доступные современной науке, необходимо нечто большее, необходимо соприкосновение человеческого духа с Духом Божиим, потому что «Господь, дарующий нам то, что выше чувства, дает нам через Духа Святого» [5, с.37], ведь по словам того же преподобного Семиона, чувственный мир не тождественен миру сверхучвственному, а значит не слитен с ним [5, с.43], поэтому богопознание, процесс больший, нежели привычное нам познание.
Уже в ветхозаветное время, знание о Боге, было сопряжено не только с приобретением сведений о Нем, а с изведованием Его через опыт, как это, в свое время, отмечал В.Н. Лосский [9, с 87]. Это нашло свое отражение в древнееврейском языке, использующем глагол yada (знать), в термине богопознание. Он включал в себя смысл, при котором познать кого-нибудь - означало вступить с ним в личные отношения [11, с. 404]. То есть, познание Бога возможно лишь только, если человек находится с Ним в отношениях, объективирующихся в результатах деятельности связанной с исполнением заповедей и реализуемых во внутреннем, сердечном делании, выраженном в молитве и духовной устремленности ко Христу, без Которого богопознание невозможно, «Я есмь дверь, - говорит Он в Евангелии по Иоанну, - кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9) [1, с.1633]. Именно такое внутреннее содержание духовной жизни формирует то, что преподобный Григорий Синаит назвал сердечной правотой, лежащей в основе спасения человека. В этом и состоит христианская жизнь, или по-другому, жизнь во Христе. В противном случае, пишет преподобный, «невозможно путем заповедей и непогрешительного подвига идти правильно [к Богу. Прим. автора эссе]» [2, с.11]. Богопознание, поэтому, согласно Григорию Синаиту, связано с внутренним изысканием смысла заповедей, реализующихся в жизни человека, а если этого не происходит, человек становится подобным «воображающему тень взамен истины» [2, с. 14]. Другими словами, прибывает в самообмане, внушая себе, что простого, видимого, исполнения закона Божьего, достаточно для спасения.
Использование в богопознании подхода, связанного с содержанием духовного мира человека, с самого зарождения Церкви ставило вопрос о двусоставности богопознавательного процесса, получившего свое выражение в терминах естественного и сверхестественного богопознания. Естественный путь богопознания иногда содержит в себе катафатический богословский метод в понимании Бога, выражающейся в антропоморфической терминологии при Его определении, например, наделение Господа разумом, творческой или промыслительной энергией и т.д. Того, что свойственно человеку по его природе и в то же время, его же и ограничивающее. Катафатический метод, в естественном богопознании, необходимый элемент «внешнего» изучения Бога, он позволяет сформировать общее о Нем представление, тем самым, указывая на не оторванность человека от своего Создателя, на связь с Ним, даже через творение. Помимо катафатического компонента, естественное богопознание раскрывает Бога, через научное изучение творения, его многообразия, стройности, того, что получило наименование «тонкой настройки Вселенной» [8]. Это также позволяет человеку сформировать общее, начальное, как сказали бы святые Отцы, представление о Боге как Промыслителе Вселенной и ее Творце.
Однако, следует заметить, несмотря на столь важное значение естественного богопознавательного процесса, его недостаточно для спасения, к которому призывал Господь наш Иисус Христос. В силу грехопадения Адама и Евы, в мир человека был привнесен разлад или как бы сказали древние греческие мыслители, хаос. По причине своей греховности, он стал чувственно увлекаемый, его ум повредился. И как заметил Игнатий Брянчанинов, человеческое учение, в том числе о Боге, послужило развитием человеческого, а не божественного, породило самомнение, гордость и несмотря на наружное подобие истинному богопознанию, на самом деле не редко приводило к незнанию Бога и даже Его отвержению [3, с.5].
Не совершенность естественного богопознания нивелируется и компенсируется богопознанием сверхъестественным, вторым и наиболее важным, компонентом познавательного процесса понимания и постижения непостижимого Бога. Такого рода богопознание дается непосредственно через Откровение в форма Священного Писания и Откровение дарованного Богом самому человеку в момент личного богообщения, происходящего в его сердце, «сокрытом от посторонних глаз». Эта форма богопознания, есть живое переживание Бога, но приобретается и реализуется оно только исключительно через подвиг правильной христианской жизни, очищающей душу от страстей, на что указал, в одной из заповедей блаженства, Господь Иисус Христос в своей Нагорной проповеди, «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8) [1, с.1466].
Сверхъестественное богопознание конечной целью имеет прямое соединение с Богом, в том числе и при земной жизни человека. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), повествует евангелист Лука [1, с.1592], то есть, человек уже при жизни может испытывать прямое общение с Духом Божием, поясняет Макарий Великий эти слова, уже при жизни может быть причастным духовному веселью, которого «Святые в царстве Христовом приобщаться будут в вечном свете» [4].
Методологически, сверхъестественное богопознание сопряжено не только с чтением богодухновенных книг, но и с преодолением человеком своей греховности, посредством аскетики и внутреннего соблюдения заповедей Божиих.
В сравнении с естественным богопознанием, которое может совершаться и людьми далекими от Церкви, сверхъестественное богопознание, возможно лишь в границах православной Церкви, где, согласно Писанию и ее учению, спасительно действует Дух Божий, действует в ее таинствах и общем строе жизни воцерковленных людей. Только это делает возможным духовное самопознания человека, где через обращение к самому себе и к своему внутреннему миру, он приобретает навык общения с Богом и соприкасается с Его благодатью, освобождающей от страстей и пороков. Путь сверхъестественного богопознания – это путь соблюдения заповедей Евангелия, молитва к Богу и любовь к ближним, ибо «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога … потому что Бог есть любовь» (1 Ин.4: 4-22) [1, с.1745].
О сверхъестественном богопознании очень хорошо говорит св. Григорий Палама, указывая не только на интеллектуальную особенность этого процесса, но и на деятельную, связанную с поведением человека, если речь идет об общественной жизни (соблюдение заповедей), его телом, если речь идет о молитве (умном делание). Также, святитель, упоминает, что окончательных высот в этом процессе, можно достичь лишь после Второго Пришествия Христа. Именно после этого, человек приобретет видение Бога «лицом к лицу» [10].
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: богопознание в православии – это процесс, связанный с устремленностью человека к Богу, проявляется богопознание в естественном и сверхъестественном Его постижении. Первое связано с интеллектуальным осмыслением сотворенного мира, посредством науки и приобретения рационального знания, а второе через непосредственное общение с Богом путем молитвы, аскетики и таинств Православной Церкви.
Методологически, естественное богопознание выражается в использовании методов и способов научного познания (например, логики), в процессе сверхъествественного богопознания, через аскетический опыт и внутреннее духовное делание (например, умное делание).
Список используемых источников.
1. Библия. // Российское Библейское общество / М. 2010. С.2047
2. Григорий Синаит. Творения //Григорий Синаит/ Новоспсский монастырь, М. 1999. С.159
3. Игнатий Брянчанинов. Творения. //Брянчанинов Игнатий// Т.3. СПб., М.2007
4. Макарий Великий. Толкование на Евангелие от Луки 17:21. // Макарий Великий/ https://azbyka.ru/biblia/in/?Lk.17:21&r
5. Симеон Новый Богослов Аскетические произведения. // Симеон Новый Богослов /Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2001. С.222
Список литературы.
6. Богопознание. // Азбука веры / https://azbyka.ru/bogopoznanie
7. Кимилев Ю.А. Богопознание /Ю.А.Кимелев // Электронная библиотека ИФ РАН » Новая философская энциклопедия » / https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH9860352099be426b945098
8. Крейг У., Морленд Дж. Новое естественное богословие //У. Крейг, Дж. Морленд/ https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/novoe-estestvennoe-bogoslovie/4
9. Лосский В. Очерк мистического богословия см книгу //В. Лосский// Центр «СЭИ», М.1991. С.286
10. Митрополит Иерофей (Влахос) Святитель Григорий Палама как святогорец // Митрополит Иерофей (Влахос)/ https://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos/svjatitel-grigorij-palama-kak-svjatogorets/11
11. Словарь библейского богословия. / М., 1998. Спб. 404-405