Type 13 была первой моделью, которую компания Этторе Бугатти начала производить под собственным именем на созданном в Мольсхайме заводе с 1910 года. Эта модель за длительное время производства, которое длилось до начала 20-х годов, значительно изменилась, с появлением в послевоенный период различных модификаций и версий, включая знаменитую Brescia. Всего было изготовлено 435 экземпляров Type 13. Не углубляясь во все существовавшие вариации, можно выделить две основные версии 13 модели – 8- и 16-клапанные машины.
Первые экземпляры модели, выпускавшиеся с 1910 по 1912 годы, имели 8-клапанные моторы. Из других особенностей экстерьера этих ранних машин можно отметить колеса с деревянными спицами, шестиугольные радиаторы и полуэллиптические задние рессоры. Карбюратор располагался справа, выхлопная труба – слева.
Основные технические характеристики (по данным Bugatti Trust):
Двигатель: количество цилиндров – 4, диаметр и ход поршня – 65 х 100 мм, рабочий объем – 1327 см3, примерная мощность – 15 л.с., количество оборотов – 2500, 1 карбюратор Zenith, 1 свеча на цилиндр.
Коробка передач: отдельная, с центральным расположением, 4-ступенчатая + задняя передача, рычаг переключения справа.
Тормоза – ножной трансмиссионный, ручной (рычаг для правой руки) – на задние колеса.
Размеры: база – 2,0 м, колея – 1,15 м., масса шасси – около 400 кг. Размер шин – 650 х 65.
Нумерация шасси Type 13 начиналась с 361 номера.
Гран-При Франции 1911 года
Уже в 1911 году Type 13 принимает участие в первом из заметных соревнований – неофициальном Гран-При Франции, которое состоялось 23 июля на автодроме Ла Сарт возле Ле-Мана. Bugatti Trust атрибутирует автомобиль с этой гонки как шасси 415. За рулем машины был известный и, пожалуй, самый успешный гонщик Бугатти раннего периода Эрнест Фридерих (Ernest Friderich).
Кроме этого источника никаких ссылок на номер шасси этого автомобиля не обнаружилось, так же, как не удалось найти и сведений о его дальнейшей судьбе. Интересно, что фотографий автомобиля с этой гонки достаточно много, но нигде, за исключением фотоархива Bugatti Trust, они не имеют указаний на номер шасси. Можно отметить, что на этой машине стоят колеса с металлическими спицами, хотя в 1911 году стандартом были деревянные, возможно, эта замена была произведена для снижения веса.
Что касается собственно соревнования, то Гран-при Франции на автодроме Сарт недалеко от Ле-Мана был гонкой из двенадцати кругов с общей протяженностью дистанции 655,2 км. Гран-При был организован Автомобильным клубом Сарта и Запада (Automobile Club de la Sarthe et de l’Ouest - ACSO) и поэтому не был официальным Гран-при Франции – до 1967 года он всегда носил название Grand Prix de l'ACF. В предыдущие два года эта гонка не проводилась из-за низкого интереса со стороны производителей автомобилей. В 1911 году, столкнувшись с угрозой потери репутации из-за продолжающегося дефицита участников, ACF приняла предложение ACSO о проведении этого неофициального мероприятия.
Состав участников был по-прежнему слабым: шесть из 14 автомобилей были так называемыми вуатюретками (легкими машинами с небольшим объемом двигателя), и только восемь из них были настоящими болидами Гран-при, причём большинство из них были более старыми моделями. «Фиат» будущего победителя Виктора Эмери был обычным туристическим автомобилем, от которого отказался парижский клиент, и он был отправлен на гонку без запланированного кузова. Этот Fiat S61 выиграл гонку с результатом 7 часов 6,5 минут. На втором месте финишировал Фридерих на Бугатти под номером 14, с отставанием на 10 кругов, но опередивший остальных 12 участников, в том числе, на более мощных машинах. До финиша дошли только четыре автомобиля – третий призер, Rolland-Pilain, отстал от Бугатти на 9 кругов, а добравшийся до финиша четвертым Cote – на 17.[1]
Таким образом, эта гонка стала первым успехом новой автомобильной марки на гоночных трассах. Type 13 заслужил признание не только показанным результатом, но и легкостью и точностью управления – качествами, которыми впоследствии славились почти все модели Бугатти. «Его точное рулевое управление и лёгкость в обращении стали настоящим откровением для того времени. Позже Сесил Клаттон лаконично подытожил это словами: «По сути, им нужно управлять пальцами рук и ног, а не ладонями и ступнями. Рычаг переключения передач нужно толкать, а не тянуть». Этот комментарий о рычаге переключения передач не вызвал удивления. В коробке передач этого 8-клапанного Type 13 шестерни постоянного зацепления располагались сзади, а не спереди. Это означало, что при переключении передач ускоряться или замедляться должен был только лёгкий первичный вал, а не шестерни постоянного зацепления и вторичный вал. Эта конструкция использовалась во всех последующих моделях Bugatti для Гран-при вплоть до Type 59 1933 года. Все эти автомобили славились быстрым переключением передач»[2].
Модель этого автомобиля в масштабе 1/43, изготовленную во Франции мастерской М.С.М., можно посмотреть вот тут.
[1] 1911 Unofficial French Grand Prix. MotorSpport, Sunday, July 23, 1911. https://www.motorsportmagazine.com/database/races/1911-unofficial-french-grand-prix/
[2] SNAPSHOT 360: 1911 Bugatti Type 13. The Society of Automotive Historians In Britain. https://www.thesahb.com/snapshot-360-1911-bugatti-type-13/