Найти в Дзене

Bugatti Type 13 chassis 415

Type 13 была первой моделью, которую компания Этторе Бугатти начала производить под собственным именем на созданном в Мольсхайме заводе с 1910 года. Эта модель за длительное время производства, которое длилось до начала 20-х годов, значительно изменилась, с появлением в послевоенный период различных модификаций и версий, включая знаменитую Brescia. Всего было изготовлено 435 экземпляров Type 13. Не углубляясь во все существовавшие вариации, можно выделить две основные версии 13 модели – 8- и 16-клапанные машины.

Первые экземпляры модели, выпускавшиеся с 1910 по 1912 годы, имели 8-клапанные моторы. Из других особенностей экстерьера этих ранних машин можно отметить колеса с деревянными спицами, шестиугольные радиаторы и полуэллиптические задние рессоры. Карбюратор располагался справа, выхлопная труба – слева.

Основные технические характеристики (по данным Bugatti Trust):

Двигатель: количество цилиндров – 4, диаметр и ход поршня – 65 х 100 мм, рабочий объем – 1327 см3, примерная мощность – 15 л.с., количество оборотов – 2500, 1 карбюратор Zenith, 1 свеча на цилиндр.

Коробка передач: отдельная, с центральным расположением, 4-ступенчатая + задняя передача, рычаг переключения справа.

Тормоза – ножной трансмиссионный, ручной (рычаг для правой руки) – на задние колеса.

Размеры: база – 2,0 м, колея – 1,15 м., масса шасси – около 400 кг. Размер шин – 650 х 65.

Нумерация шасси Type 13 начиналась с 361 номера.

Гран-При Франции 1911 года

-2

Уже в 1911 году Type 13 принимает участие в первом из заметных соревнований – неофициальном Гран-При Франции, которое состоялось 23 июля на автодроме Ла Сарт возле Ле-Мана. Bugatti Trust атрибутирует автомобиль с этой гонки как шасси 415. За рулем машины был известный и, пожалуй, самый успешный гонщик Бугатти раннего периода Эрнест Фридерих (Ernest Friderich).

-3

Кроме этого источника никаких ссылок на номер шасси этого автомобиля не обнаружилось, так же, как не удалось найти и сведений о его дальнейшей судьбе. Интересно, что фотографий автомобиля с этой гонки достаточно много, но нигде, за исключением фотоархива Bugatti Trust, они не имеют указаний на номер шасси. Можно отметить, что на этой машине стоят колеса с металлическими спицами, хотя в 1911 году стандартом были деревянные, возможно, эта замена была произведена для снижения веса.

Что касается собственно соревнования, то Гран-при Франции на автодроме Сарт недалеко от Ле-Мана был гонкой из двенадцати кругов с общей протяженностью дистанции 655,2 км. Гран-При был организован Автомобильным клубом Сарта и Запада (Automobile Club de la Sarthe et de l’Ouest - ACSO) и поэтому не был официальным Гран-при Франции – до 1967 года он всегда носил название Grand Prix de l'ACF. В предыдущие два года эта гонка не проводилась из-за низкого интереса со стороны производителей автомобилей. В 1911 году, столкнувшись с угрозой потери репутации из-за продолжающегося дефицита участников, ACF приняла предложение ACSO о проведении этого неофициального мероприятия.

-4

Состав участников был по-прежнему слабым: шесть из 14 автомобилей были так называемыми вуатюретками (легкими машинами с небольшим объемом двигателя), и только восемь из них были настоящими болидами Гран-при, причём большинство из них были более старыми моделями. «Фиат» будущего победителя Виктора Эмери был обычным туристическим автомобилем, от которого отказался парижский клиент, и он был отправлен на гонку без запланированного кузова. Этот Fiat S61 выиграл гонку с результатом 7 часов 6,5 минут. На втором месте финишировал Фридерих на Бугатти под номером 14, с отставанием на 10 кругов, но опередивший остальных 12 участников, в том числе, на более мощных машинах. До финиша дошли только четыре автомобиля – третий призер, Rolland-Pilain, отстал от Бугатти на 9 кругов, а добравшийся до финиша четвертым Cote – на 17.[1]

-5

Таким образом, эта гонка стала первым успехом новой автомобильной марки на гоночных трассах. Type 13 заслужил признание не только показанным результатом, но и легкостью и точностью управления – качествами, которыми впоследствии славились почти все модели Бугатти. «Его точное рулевое управление и лёгкость в обращении стали настоящим откровением для того времени. Позже Сесил Клаттон лаконично подытожил это словами: «По сути, им нужно управлять пальцами рук и ног, а не ладонями и ступнями. Рычаг переключения передач нужно толкать, а не тянуть». Этот комментарий о рычаге переключения передач не вызвал удивления. В коробке передач этого 8-клапанного Type 13 шестерни постоянного зацепления располагались сзади, а не спереди. Это означало, что при переключении передач ускоряться или замедляться должен был только лёгкий первичный вал, а не шестерни постоянного зацепления и вторичный вал. Эта конструкция использовалась во всех последующих моделях Bugatti для Гран-при вплоть до Type 59 1933 года. Все эти автомобили славились быстрым переключением передач»[2].

-6

Модель этого автомобиля в масштабе 1/43, изготовленную во Франции мастерской М.С.М., можно посмотреть вот тут.

[1] 1911 Unofficial French Grand Prix. MotorSpport, Sunday, July 23, 1911. https://www.motorsportmagazine.com/database/races/1911-unofficial-french-grand-prix/

[2] SNAPSHOT 360: 1911 Bugatti Type 13. The Society of Automotive Historians In Britain. https://www.thesahb.com/snapshot-360-1911-bugatti-type-13/