Анастасия Козорез - Работа с опасным самоповреждающим поведением. От выбора стратегии до реализации
Анастасия является руководителем отделения ГППЦ г.Москва, в котором предоставляется бесплатная помощь для детей и их родителей
Кейс 🧒🏻 5 лет:
• Отсутствие речи
• Агрессивное поведение
• Крики
• Моторные стереотипии
• Низкий уровень понимания речи
• Низкий уровень навыков
У мальчика было так много проблемного поведения, что у него не лбу была шишка - так часто он себя бил по голове
Сбор данных:
45 минут занятия 743 удара
🕗Было принято решение не проводить экспериментальный функциональный анализ, для определения функции, исходя из соображений безопасности
У доктора Г. Хенли вышел курс про самоповреждающее поведение и там говорится о том, что необходимо отказаться от концепции автоматического подкрепления самоповреждающего поведения (такое представление о том, что когда ребенок бьет себя по голове происходит выработка гормона и таким образом поведение получает подкрепление)
Функция поведения основная избегание, хотя на самом деле поведение многофункционально
Тренинг ПФА/ТОН не подошел по той причине, что у ребенка было настолько частотное поведение и не было возможности создать ДРУ, а также родители отказались от этого вмешательства
📍Раппорт 6 занятий - правило открытой двери, предоставление всех мотивационных стимулов. В этом родители очень классно пошли на контакт, привозили всё, что просили специалисты. Спокойно соглашались ехать домой, если ребенок уходил из кабинета.
📍После начали блокировать реакции и кепка с подкладкой (всё ещё без требований!)
📍Выбор стратегии Одновременно ввели обе стратегии
DRO (подкрепляем отсутствие поведения) - если в течении 10с ребенок не бил себя по голове, он получает подкрепление
DRA - хлопать себя по бедрам (тут мы добавляем альтернативное поведение)
В среднем поведение стало происходить реже, частота значительно снизилась
У мальчика впервые за два года выросли волосы на голове, там где была шишка 🥹
Введение альтернативной коммуникации - коммуникативная кнопка. Подключение к занятиям мамы. Это базовый навык, который необходим каждому человеку. У мальчика по итогу даже расширилась сфера интересов.
Формирование навыков сотрудничества TEACCH ⬆️на фото
И важный вывод в видео ⬆️
Часто специалисты придерживаются одной стратегии, в сообществе не редки случаидискуссий, какая единственно верная стратегия. Тут нам помогает альтернирующий дизайн - мы пробуем разные варианты вмешательства и выбираем наиболее эффективный вариант вмешательства и выбираем наиболее эффективный