Новое российское кино бьет рекорды. Но что скрывается за гигантскими сборами — ностальгия, госзаказ или точный диагноз обществу? Мы разобрали пять главных кассовых хитов последних лет, чтобы понять, какое зеркало нам подставили режиссеры и почему мы с таким удовольствием в него смотримся.
Чебурашка (2022)
7,0 млрд
Неизвестный науке зверек из далекой апельсиновой рощи (Ольга Кузьмина) попадает в тихий приморский городок. Здесь он встречает нелюдимого старика-садовника Гену (Сергей Гармаш), которому совсем не нужен ни ушастый друг, ни новые проблемы. Но упрямство и обаяние мохнатого существа способны растопить любое сердце.
Режиссер Дмитрий Дьяченко, набивший руку на сказочных блокбастерах, провернул гениальный трюк. Он взял персонажа, вшитого в наш культурный код, и поместил его в абсолютно новую, но до боли знакомую реальность. Визуально «оживленный» Чебурашка — это, конечно, триумф технологий, но секрет не в графике. Фильм работает на топливе чистого эмоционального шантажа, в хорошем смысле. Это история не о дружбе, а об одиночестве в мире, где взрослые разучились говорить о своих чувствах. Гена-Гармаш — это не просто крокодил в отставке, а трагический герой, потерявший связь с близкими. И ушастый зверек становится для него последним шансом на искупление. Для кого это кино? Для тех, кто помнит оригинал и готов на сеансе пролить скупую слезу, и для их детей, которые увидят яркую и трогательную историю о том, как важно быть нужным.
Холоп 2 (2023)
3,9 млрд
Бывший мажор Гриша (Милош Бикович), прошедший «перевоспитание» в подставной деревне XIX века, сам становится организатором подобного шоу. Его новой «клиенткой» оказывается наглая и избалованная Катя (Аглая Тарасова). Только теперь масштаб постановки вырастает до наполеоновского вторжения 1812 года.
Клим Шипенко, кажется, нащупал золотую жилу: рецепт «исправления» нации через погружение в великое прошлое. Если первый фильм был камерной сатирой на «детей» эпохи потребления, то сиквел разросся до эпического полотна с батальными сценами и державным пафосом. Анализировать это кино вне идеологического контекста бессмысленно. «Холоп 2» — это уже не просто комедия, а прямой государственный заказ на «правильные» ценности. Любовь к Родине здесь прививается через шоковую терапию и встречу с условным Наполеоном. Это кино-аттракцион, где зрелищность и прямолинейный месседж вытесняют тонкую иронию оригинала. Для кого? Для тех, кто считает, что современному обществу не хватает «твердой руки» и великих потрясений, а также для любителей масштабных исторических реконструкций, пусть и в комедийной обертке.
Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича (2024)
3,4 млрд
Ураган, вызванный злой колдуньей Гингемой (Василина Маковцева), уносит девочку Элли (Екатерина Червова) и ее пса Тотошку (Денис Власенко) в волшебную страну. Чтобы вернуться домой, ей нужно добраться до Изумрудного города и найти могущественного волшебника. По пути она встречает соломенного Страшилу (Евгений Чумак), Железного Дровосека (Юрий Колокольников) и Трусливого Льва (Артур Ваха).
Режиссер Игорь Волошин встал перед сложнейшей задачей: экранизировать книгу, которая сама по себе является адаптацией, да еще и после культового советского мультфильма. Результат — визуально богатый, но драматургически неровный фэнтези-эпос. С одной стороны, впечатляет работа художников: мир страны Жевунов и Мигунов выглядит сочно и изобретательно, а костюмы и грим поражают детализацией. С другой — магия кино не всегда случается. Персонажи, созданные с помощью сложного сочетания пластического грима и компьютерной графики, порой выглядят жутковато, вызывая эффект «зловещей долины». Это кино — скорее техническая демонстрация возможностей индустрии, чем душевное путешествие. Для кого оно? Для семейной аудитории, не обремененной ностальгией по старым версиям, и для тех, кому важнее «как», а не «о чем» рассказана история.
Холоп (2019)
3,2 млрд
Гриша (Милош Бикович), сын олигарха (Александр Самойленко), после очередной выходки «попадает» в аварию и приходит в себя в барской усадьбе XIX века. Он — бесправный крепостной. На самом деле, это грандиозный спектакль, устроенный его отцом-олигархом с помощью психолога-энтузиаста (Иван Охлобыстин).
Феномен первого «Холопа» — в его двойном дне. На поверхности — это простая и смешная история перевоспитания. Но если копнуть глубже, это едкая сатира на современную Россию. Шипенко сталкивает лбами две эпохи: инфантильный XXI век с его гедонизмом и показным потреблением и жестокий, но «понятийный» XIX век. Весь юмор строится на этом контрасте: мажор, требующий Wi-Fi в хлеву, — это точный диагноз нашему времени. Фильм гениально играет на глубинной, архетипической нелюбви народа к «барству», предлагая зрителю сладкую возможность понаблюдать за унижением богатого и наглого. Это умная и тонко просчитанная комедия, которая попала точно в болевые точки общества. Для кого этот фильм? Для всех, кто хоть раз в жизни мечтал, чтобы зарвавшийся мажор получил по заслугам, и кто ценит в комедии не только гэги, но и социальный комментарий.
Бременские музыканты (2023)
3,1 млрд
Юный Трубадур (Тихон Жизневский) и его друзья — Пес (Роман Курцын), Кошка (Ирина Горбачёва), Осел (Дмитрий Дюжев) и Петух (Аскар Нигамедзянов) — объединяются в музыкальную группу, чтобы вернуть смех и радость на мрачные улицы Бремена. Им предстоит бросить вызов коварным разбойникам и капризной Принцессе (Валентина Ляпина), чтобы исполнить свою мечту.
Новая экранизация легендарного мультфильма — пример того, как попытка угодить всем оборачивается творческой катастрофой. Режиссер Алексей Нужный взял любимые с детства песни, но поместил их в совершенно новую, мрачноватую и излишне драматизированную историю. Главная проблема — визуальное решение зверей. Пугающие антропоморфные маски с мертвыми глазами, в которых актеры (блестящие сами по себе) вынуждены существовать весь фильм, убивают любую магию. Картина распадается на отдельные музыкальные номера, которые работают исключительно за счет ностальгии, и на надуманную предысторию героев. Это попытка осовременить классику, добавив персонажам психологических травм, но в итоге теряется главное — легкость и бунтарский дух оригинала. Для кого? Для самых преданных фанатов песен Геннадия Гладкова и для тех, кому интересно, как выглядит эффект «зловещей долины» в отечественном кино.