Найти в Дзене

Эра непредсказуемости: как мы вошли в самое опасное десятилетие XXI века.

Новая эра глобальной конфронтации: почему многополярный мир оказался миром растущих рисков. Сегодняшний миропорядок переживает один из самых глубоких кризисов со времен окончания Холодной войны. Иллюзия о «конце истории» и едином мире, основанном на либеральных ценностях, окончательно рассеялась. Ей на смену пришла суровая реальность многополярности, которая, вопреки ожиданиям некоторых, привела не к стабильному балансу сил, а к эре повышенной неопределенности и открытой конфронтации. Ключевые оси противостояния. Центром этого противостояния остается конфликт в Украине. Однако он давно перестал быть локальным. Это полномасштабная война за будущее мирового порядка. С одной стороны — коллективный Запад (НАТО и ЕС), видящий в этой войне необходимость отстоять принципы суверенитета и международного права. С другой — Россия, которая бросает вызов сложившейся системе и отстаивает право на свою сферу влияния. Параллельно набирает обороты другое, не менее значимое противостояние — между США

Фото взято из сети.
Фото взято из сети.

Новая эра глобальной конфронтации: почему многополярный мир оказался миром растущих рисков.

Сегодняшний миропорядок переживает один из самых глубоких кризисов со времен окончания Холодной войны. Иллюзия о «конце истории» и едином мире, основанном на либеральных ценностях, окончательно рассеялась. Ей на смену пришла суровая реальность многополярности, которая, вопреки ожиданиям некоторых, привела не к стабильному балансу сил, а к эре повышенной неопределенности и открытой конфронтации.

Ключевые оси противостояния.

Центром этого противостояния остается конфликт в Украине. Однако он давно перестал быть локальным. Это полномасштабная война за будущее мирового порядка. С одной стороны — коллективный Запад (НАТО и ЕС), видящий в этой войне необходимость отстоять принципы суверенитета и международного права. С другой — Россия, которая бросает вызов сложившейся системе и отстаивает право на свою сферу влияния.

Параллельно набирает обороты другое, не менее значимое противостояние — между США и Китаем. Это борьба уже не просто за военное, но и за технологическое и экономическое лидерство в XXI веке. Торговые войны, борьба за полупроводники, гонка в области искусственного интеллекта и конфликт вокруг Тайваня — всё это проявления одного и того же: невозможности мирного сосуществования растущей державы (Китая) и действующего гегемона (США).

Чем это грозит обычному человеку?

Эта глобальная перетряска — не абстрактная политика. Она напрямую влияет на жизнь каждого:

Экономическая нестабильность: слом глобальных цепочек поставок, энергетический кризис и инфляция — прямое следствие санкций и конфронтации.

Угроза безопасности: риск эскалации, вплоть до применения ядерного оружия, сегодня выше, чем десятилетия назад.

Информационная война: общество повсеместно раскалывается пропагандой и дезинформацией, что подрывает доверие внутри стран и между ними.

Что дальше?

Мир не стоит на пороге новой глобальной войны, но он вступил в длительный период «войны всеми средствами, кроме прямого столкновения»: экономическими, технологическими, кибернетическими и прокси-военными. Умение диалога и поиска точек соприкосновения, выстраивание новых, более гибких союзов и институтов становится вопросом выживания не отдельных режимов, а всей международной системы. Старый мир закончился, а контуры нового еще только предстоит определить, и этот процесс будет болезненным и долгим.