"Тот народ богат, у кого есть пустыня и вода."
(туркменская пословица)
Всем привет! Я пока ещё не был в Средней Азии. По этому, когда речь заходит об Узбекистане, первое, что лично мне приходит в голову — это Самарканд и Бухара. Но сегодня мне удалось открыть для себя историю древнего буддистского храма на территории Узбекистана меж двух пустынь недалеко от реки Амударья благодаря классной выставке "Не слитно, не раздельно. Заметки на слоях". Выставка в ГЭС-2 продлится до конца сентября. Если ещё не были и при этом вам откликается Средняя Азия, то бегом в ГЭС-2. Большая часть экспозиции посвящена Хорезмской археолого-этнографической экспедиции (1937–1991 годы), её истории, героям и результатам. И здесь невольно хочется понять, где это место (рука так и тянется к карте).
Попадая в выставочное пространство на минус первом этаже светлого индустриального здания ГЭС-2, как-то интуитивно понимаешь, что всё здесь отсылает к археологической экспедиции. Для этого даже не нужно читать этикетки. Кураторам очень точно удалось передать вайб. Переходя от экспоната к экспонату есть ощущение, что ты посреди огромного пазла — на стенах фрагменты древних фресок, на полу в фанерных ящиках — артефакты экспедиции в Топрак-Кала. Место, о котором до этого момента никогда не слышал. Фанера, кирпичи песочного цвета и суконные палатки отлично помогают передать настроение пустыни.
Перенесемся из дождливой Москвы в Среднюю Азию. Здесь всё другое: цвет земли и неба, запахи, которые не встретишь больше нигде, — раскаленного песка, прогретой пыли, арычной воды, саксаульного дыма и свежеиспеченных горячих лепешек; шум восточного базара. Здесь совершенно другая цивилизация, порожденная сочетанием пустыни и воды и от них же так фатально зависящая.
Карты, зарисовки, черепки и фрагменты древнего поселения. Фотографии с мест экспедиции. Находясь здесь понимаешь, археология — это совсем не скучно, это тяжелый труд. Хорезмская экспедиция продлилась более пятидесяти лет и была одной из самых высоко оснащенных в СССР. Знаете на какой я себя поймал мысли, рассматривая всё это богатство в боксах из стекла и фанеры? Археолог постоянно с лопатой и кистью, под палящим солнцем — это человек не только выносливый и терпеливый, но этот романтик должен ещё и уметь отлично рисовать! Убеждаешься в этом, когда пытаешься понять, что за кусок статуи перед тобой, только зарисовка этого же предмета расположенная рядом помогает лучше понять суть предмета. Смотрите сами.
На выставке много набросков двух знаковых мест — Кой-Крылган-калы и Тупрак-калы. К слову, вот как описывает экспедицию, котрой посвящена выставка, один из её участников, историк и археолог Сергей Болелов:
Именно во время раскопок этих двух памятников, когда молодые студенты и аспиранты ежедневно соприкасались с величественными руинами, формировался сплоченный коллектив экспедиции. Создавалась уникальная общность Хорезмской экспедиции, это не только штатные сотрудники, но и десятки волонтёров — людей, которые попав в пустыню в первый раз оставались здесь на многие годы.
Что меня удивило на выставке? Тупрак-кала — не только древнее городище, но один из самых древних буддистских храмов на территории Узбекистана. Оказалось все просто — это место находилось на пути распространения учения и пути монахов из Китая в Индию.
Кстати сказать, кураторы интегрировали в эту пустынную историю современное искусство, которое на мой взгляд, очень гармонично дополнило черепки и добавило новых смыслов. Посмотрите на эти пластиковые "мумии". Я представил их археологами...
Проходя вглубь выставочного пространства, обращает на себя внимание инсталляция, в духе шаблонов об узбекской жизни. Это инсталляция «Дежурный чудак» Ирины Кориной. Название ей дал рассказ Валентина Берестова, ездившего на раскопки Древнего Хорезма не один год. Башенка с лестницей, увенчанная то ли пропеллером, то ли вентилятором, оплетенная желтыми газовыми трубами и завешенная тюлевыми занавесками, с неожиданной монументальной колонной, завернутой в ковры, что превращают ее из стелы в громадную когтеточку — отраду окрестных кошек, — таков живописный дом-чудак. Он сложен из того, что было, вписан туда, где осталось место, хранит морские звезды исчезнувшего моря и цветные керамические статуэтки, похожие на слепки снов. Сюжеты «снов», конечно, о море, и об Экспедиции. Здесь керамическая статуэтка проводника по пустыне с охотничьим беркутом слегка похожа на фигурки, найденные на раскопках Хорезмского царства. А сценка у костра чем-то напоминает лихих «Охотников на привале» Перова. Плывущие в лодке (их трое, не считая собаки), то ли поют, то ли просто жизни радуются. Чего не скажешь о другом участнике экспедиции, которого начальник, пытаясь разбудить ранним утром, вытряхивает невежливо из спального мешка — по крайней мере, такую сценку изображает керамическая композиция.
Веселые воспоминания тут смешиваются с горьким послевкусием трагедии Аральского моря, романтика песен у костра — с мифами, которые рассказывают старики, неуют походного быта — с радостью научных открытий. Этот «Дежурный чудак», стоящий вроде в стороне от центральной оси выставки, кажется, соединяет славные были об Экспедиции, мечты о воде, которая придет в пустыню, и настоящее, в котором вода ушла из моря, а Экспедиция превратилась в легенду.
Выставка оставляет приятное послевкусие. Получился шикарный микс археологии, артефактов древних городов, которых поглотили пески, и современного искусства. Думаю, здесь будет интересно всем, особенно если вы уже бывали в Узбекистане его история откроется здесь с удивительного ракурса. Мне очень понравилось! Загляните и вы, время ещё есть, тем более всё это совершенно бесплатно.