«Путь дракона» или «Возвращение дракона» — режиссёрский дебют Брюса Ли, который также исполнил главную роль. Это единственный полнометражный фильм, снятый Ли в качестве режиссёра, и последний, выпущенный при его жизни.
Для подготовки к режиссёрскому дебюту Брюс Ли изучил множество книг о кинопроизводстве, прочитав около дюжины изданий.
Съёмки в Колизее были строго запрещены, и лишь несколько сцен были сняты там, причём без ведома римских властей. Основной поединок между Ли и Норрисом проходил в павильоне студии.
В США фильм позднее вышел под названием «Возвращение дракона», чтобы воспользоваться успехом другого фильма с участием Ли — «Выход Дракона» (1973).
Фильм был снят без звукового сопровождения, а реплики актёров были записаны позже.
Большая часть команды не имела заграничных паспортов или рабочих виз, что ограничивало их пребывание в Риме тремя неделями. Брюсу Ли и его команде удалось снять все необходимые сцены всего за две недели.
ЧАК НОРРИС
Чак Норрис впервые появился на экране благодаря Брюсу Ли, который выбрал его из-за его скорости и способности противостоять ему. Чак предложил Брюсу сразиться, но тот ответил, что хочет его убить. Сцену их боя снимали более 46 часов, а хореографию подготовили, основываясь на четверти сценария.
Брюс Ли увеличил вес Чака Норриса, чтобы тот выглядел более внушительно. Оба актера родились в 1940 году, причем Норрис был всего на восемь месяцев старше Ли.
Чак Норрис однажды признался, что никогда не смог бы победить Брюса Ли в честном поединке. Это был один из двух случаев в его карьере, когда он играл антагониста: вторым стал криминальный босс в фильме «Разборки в Сан-Франциско».
Музыка из этого фильма частично взята из саундтрека Эннио Морриконе к вестерну «Однажды на Диком Западе». Жена Брюса Ли, Линда, назвала этот фильм своим любимым, отметив, что игра мужа в нем была близка к его реальной жизни.
Персонаж Брюса Ли, Танг Лунг, на китайском языке означает «Китайский дракон». Брюс Ли отказался от главной роли в фильме «Разборки в Сан-Франциско» (1974) у режиссера Вэй Ло, чтобы сосредоточиться на создании этого фильма.
Во время работы над лентой Брюс Ли выступал в роли режиссера, исполнял главную роль и играл на ударных при записи саундтрека. Он также озвучил почти всех англоговорящих персонажей фильма.
БРЮС ЛИ
- Имя при рождении — Ли Чжэньфань . Также был известен под именем Ли Сяолун , или кантонский вариант произношения — Лэй Сиу-Лун.
- В юности выиграл чемпионат по танцу ча-ча-ча в Гонконге.
- Его сын Брэндон Ли умер на съёмочной площадке фильма «Ворон», и его похоронили рядом с отцом.
- Кадры с реальных похорон Ли были использованы в его последнем фильме «Игра смерти».
- Арнольд Шварценеггер считает его тело эталоном полного отсутствия лишнего жира в организме.
В Америке актёр принял участие в съёмках фильмов "Бэтмен" (1966) и "Зелёный шершень" (1966). В этих проектах он проявил не только актёрские способности, но и впечатляющие боевые навыки. Вскоре после этого Брюс основал собственную школу боевых искусств, где начал обучать первых учеников.
Главным направлением в кунг-фу для Брюса стал стиль вин чунь, которому он обучался у выдающегося мастера Ип Мана. Ли внес значительный вклад в популяризацию этого стиля. Впоследствии он также изучал дзюдо и джиу-джитсу, а затем начал разрабатывать свой уникальный метод, получивший название "Джит Кун-До".
В 1993 году звезда Брюса Ли появилась на голливудской Аллее славы в знак признания его вклада в развитие киноиндустрии.
Брюс Ли был известен своей невероятной физической подготовкой. Он мог удерживать 32-килограммовую гирю на вытянутой руке более получаса, отжиматься на двух пальцах одной руки и подтягиваться, используя только мизинец для обхвата перекладины.
Своими пальцами он мог проколоть неоткрытую банку колы. В начале семидесятых банки изготавливались из стали, и они были значительно толще. Удары Ли были настолько быстрыми, что их порой не удавалось зафиксировать обычной для того времени технологией 24 кадров в секунду. Поэтому некоторые сцены приходилось снимать с частотой 32 кадра в секунду.
Фильм «Путь дракона» стал не только лучшим в карьере Брюса Ли, но и заложил основу для жанра комедийного боевика кунг-фу в гонконгском кино. Это был первый фильм, в котором Брюс Ли предстал в комедийном и гуманистическом образе. Его персонаж стал более человечным и привлекательным, как у Джеки Чана.
При бюджете в 130 тысяч долларов фильм заработал около 130 миллионов долларов в мировом прокате (с учётом инфляции — примерно 800 миллионов).
«ВЫХОД ДРАКОНА» 1973
Сюжет фильма строится вокруг бойцовского турнира, который проводится на изолированном острове. Инициатором мероприятия выступает влиятельный бизнесмен по имени Хан.
Полиция подозревает Хана в незаконной торговле наркотиками, но у них нет достаточных доказательств для обвинения. В связи с этим один из полицейских обращается за помощью к шаолиньскому монаху Ли, приглашённому на турнир среди лучших бойцов мира.
Чтобы одолеть наркобарона, также являющегося мастером восточных единоборств, но обладающего жестоким и безжалостным характером, и выжить на острове, Ли вынужден задействовать все свои навыки, накопленные за годы тренировок в монастыре.
По завершении съёмок фильма «Путь дракона» Брюс Ли приступил к разработке сцен для своего следующего проекта — «Игра смерти».
Хотя сценария ещё не существовало, основные сюжетные линии уже были продуманы. К тому времени Брюс Ли стал известным актёром, и он часто получал предложения от различных киностудий.
Голливудская кинокомпания «Warner Brothers» предложила Брюсу Ли главную роль в американском фильме и возможность самому режиссировать все боевые сцены. Это было предложение, о котором он мечтал долгие годы.
В связи с этим работа над «Игрой смерти» была временно приостановлена. В октябре 1972 года Брюс Ли и продюсер Рэймонд Чжоу отправились в США для подписания контракта и знакомства с актёрами и режиссёром.
К началу съёмок Брюс Ли смог убедить киностудию изменить название фильма. Вместо «Кровь и сталь» он предложил название «Выход дракона».
На роль режиссёра был выбран Роберт Клауз, у которого на тот момент было всего два полнометражных фильма за плечами. Сам Роберт утверждал, что его кандидатуру утвердили после того, как Брюс Ли был впечатлён одной из драк в его фильме.
По прибытии в Гонконг Брюс Ли пригласил Роберта Клауза на просмотр одного из своих фильмов. Это было сделано для того, чтобы режиссёр мог лучше понять атмосферу фильмов Брюса Ли и осознать, с кем ему предстоит работать.
Брюса Ли глубоко интересовал персонаж, которого он воплощал на экране. Для него было важно, как Запад воспримет китайского героя и правильно ли поймут его действия его соотечественники.
Однако съёмки фильма сопровождались множеством трудностей и конфликтов. Основной причиной этого стало то, что в актёрском составе были как китайцы, так и американцы.
Из-за нехватки переводчиков часто возникали проблемы с объяснением некоторых высказываний на разных языках. Кроме того, для съёмочной площадки не хватало оборудования: некоторые декорации были сделаны из глины и проволоки.
Также между каскадёрами и статистами нередко возникали стычки из-за принадлежности к разным «кланам» китайских группировок.
Первой сценой, в которой должен был принять участие Брюс Ли, стал эпизод в комнате с девушкой. В тот день у него проявился нервный тик на лице, который был заметен на крупных планах.
Для решения этой проблемы были использованы различные углы расположения камер.
На Брюса Ли ложилась огромная нагрузка: ему приходилось повторять сцены драк десятки раз, даже если один из актёров пропускал реплику или делал шаг не туда.
Кроме того, в процессе съёмок стояла жара, влажность, обезвоживание и боли в спине актёра, которые негативно сказывались на его состоянии. В результате Брюс начал резко терять вес и страдать от бессонницы.
Роберт Клауз, режиссёр фильма, предъявлял высокие требования к игре Ли и был недоволен некоторыми моментами, где Брюс не мог правильно говорить на английском.
Боло Йен вспоминал:
«Я никогда не смогу понять, как Брюс удержался от того, чтобы не набить морду Клаузу… Брюс не был полностью уверен в своих актёрских способностях, но он всегда умел руководить действием — нечто такое, о чём Клауз не имел представления».
Затем начались проблемы с набором актрис на роли проституток, и создатели фильма наняли настоящих куртизанок. Они стоили $150 в день, тогда как актриса Анжела Мао получала $100 за два дня.
Известный китайский продюсер, не связанный с фильмом, был удивлён и не мог этого понять, так как считал, что все китайские актрисы — это в основном проститутки, готовые сделать всё ради роли.
Инцидент произошёл во время съёмок эпизода, где Брюс Ли пытается проникнуть на базу Хана.
Рядом с входом в базу лежала кобра, и перед каждым дублем Брюсу приходилось слегка ударять её по носу, чтобы капюшон раскрылся.
В конце концов, она укусила его, но перед началом съемок змею лишили яда.
Часто уличные ребята, входившие в состав трехсот статистов, пытались оспорить естественность игры и боевых сцен Брюса.
Обычно Ли игнорировал их замечания, но в редких случаях трижды легонько стучал оппонента по ноге, напоминая о своем прозвище «Брюс-три ноги», после чего конфликт заканчивался.
По словам режиссера, чтобы запечатлеть на пленке удары и движения руки Брюса Ли, а также его знаменитый путь дракона, приходилось увеличивать скорость съемки до тридцати двух кадров в секунду, так как при обычной скорости фильма эти моменты были бы неразличимы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Джеки Чан также принял участие в съёмках. В одной из сцен Брюс Ли нанёс Чану удар по лицу, используя палку и нунчаку. После инцидента Ли сразу же извинился перед Чаном и предложил ему сотрудничество во всех будущих проектах. Однако, к сожалению, Брюс Ли ушёл из жизни до того, как смог выполнить своё обещание.
Для создания "Зеркального зала", в котором развернулась финальная битва, было задействовано более 8000 зеркал.
По слухам во время съёмок Брюс Ли употреблял каннабис. Он держал на своём столе банку с пирожными, которые ел между дублями, пока они разговаривали.
ФИНАЛ
10 мая 1973 года Брюс Ли находился в студии «Голден Харвест», где озвучивал «Выход дракона». В помещении было невыносимо жарко, так как кондиционер отключили, чтобы его шум не мешал записи. После изнурительных съёмок Брюс провёл в этих условиях несколько дней без отдыха. Однажды он пожаловался на плохое самочувствие и отправился в туалет, чтобы умыться холодной водой. Через двадцать минут его ассистент обнаружил Ли на полу в полуобморочном состоянии. На обратном пути в студию Брюс снова упал и начал задыхаться.
Ли немедленно доставили в ближайшую больницу, где зафиксировали его температуру в 40 градусов. Глаза актёра то открывались, то закрывались, и он не мог сосредоточиться. Врачи пытались определить причину приступа и, обнаружив опухоль в мозгу, пришли к выводу, что это, вероятно, церебральная эдема. По словам медиков, в тот момент жизнь Брюса Ли висела на волоске, и если бы его состояние не улучшилось, им пришлось бы проводить операцию на мозге.
После завершения «Выхода дракона» Брюс Ли приступил к съёмкам «Игры смерти», но этот проект так и не был завершён: актёр скончался 20 июля 1973 года от отёка мозга, причины которого до сих пор остаются неизвестными. Трагедия произошла за шесть дней до премьеры «Выхода дракона».
"Выход дракона" стал последним завершённым проектом с участием Брюса Ли. Он оказал огромное влияние на популяризацию боевых искусств в западном мире. Жан-Клод Ван Дамм, вдохновлённый «Выходом дракона», начал заниматься контактными видами спорта, считал Брюса Ли своим кумиром и стремился ему подражать.
Влияние фильма «Выход Дракона» заметно и в игровой индустрии. Практически во всех компьютерных играх жанра файтинг можно встретить персонажа, вдохновлённого стилем джиткундо.
Сюжет серии игр Mortal Kombat, которая стала основой жанра, практически идентичен «Выходу Дракона». Лучшие бойцы со всего мира собираются на острове для участия в турнире, а главный герой, Лю Кан, является воспитанником монастыря Шаолинь, как и персонаж Брюса Ли в фильме.
Многие движения Брюса Ли из фильма нашли своё отражение в играх Tekken. Персонажи Маршалл и Форест Ло, например, используют приёмы, похожие на те, что были в «Выходе Дракона». В пятой части игры Маршалл Ло даже одет так же, как Брюс Ли во время одного из сражений, и на его груди видны раны, аналогичные тем, что были нанесены Брюсу когтями стальной руки Хана в финальном поединке.
В играх Street Fighter персонаж Фэй Лун, впервые появившийся в Super Street Fighter II, ассоциируется с Брюсом Ли. Он одет в чёрные штаны и тапочки для ушу, а на его груди также видны шрамы от когтей.
Боевые сцены в фильме «Игла» с участием Виктора Цоя основаны на сценах из «Выхода Дракона». Герой Цоя получает на лице раны, аналогичные ранам героя Брюса Ли — несколько царапин на щеке.
Виктор Цой был большим поклонником Брюса Ли и под влиянием его фильмов занимался восточными единоборствами. Это проявилось и в его творчестве, в частности, в песне «Легенда».
Брюс Ли стремился через фильм «Выход дракона» выразить красоту своей китайской культуры, придав ему глубину и философскую подоплёку, а не ограничиваясь лишь боевыми сценами.
Критики единодушно признали «Выход дракона» классикой мирового кино и лучшей работой Брюса Ли.
Спустя пять лет после смерти Брюса Ли был доснят фильм «Игра смерти», где использовались дублёры и был изменён сюжет.
==============================================================
Смотри, а не читай в группе VK https://vk.com/serglebowsky
Там ты найдешь много видосов про самые интересные факты из фильмов и биографии актеров.