Найти в Дзене
николай самойлов

Русский философ Николай Бердяев о спецоперации на Украине и праве России на аннексию территорий

Америка, Европа и Украина обсуждают условия мира. Они решили, что пришёл конец истории, поэтому границы не должны меняться. Это лицемерие, границы постоянно меняются. Германия объединилась, Югославии не стало, СССР распался. Поэтому такое мнение или глупость, или лицемерие. Посмотрит, что говорит об этом Николай Бердяев в книге «Судьба России». Сомнений нет. Правда на стороне России, желающей изменить мир к лучшему. Украина объявила себя частью Европы и никаких своих новых идей миру предложить не может. «Борьба народов за повышение и рост жизни не может быть неподвижностью. Между тем, очень распространены идеологические построения, которые в неподвижности, в сохранении status quo видят справедливость, всякую же борьбу, перераспределяющую исторические тела, считают неправдой и насилием. Многие находят очень прогрессивной, демократической и справедливой ту точку зрения, которая провозглашает: не нужно никаких аннексий, пусть все останется в прежних границах. Совершенно не понятно, почем

Америка, Европа и Украина обсуждают условия мира. Они решили, что пришёл конец истории, поэтому границы не должны меняться. Это лицемерие, границы постоянно меняются. Германия объединилась, Югославии не стало, СССР распался. Поэтому такое мнение или глупость, или лицемерие. Посмотрит, что говорит об этом Николай Бердяев в книге «Судьба России». Сомнений нет. Правда на стороне России, желающей изменить мир к лучшему. Украина объявила себя частью Европы и никаких своих новых идей миру предложить не может.

«Борьба народов за повышение и рост жизни не может быть неподвижностью. Между тем, очень распространены идеологические построения, которые в неподвижности, в сохранении status quo видят справедливость, всякую же борьбу, перераспределяющую исторические тела, считают неправдой и насилием. Многие находят очень прогрессивной, демократической и справедливой ту точку зрения, которая провозглашает: не нужно никаких аннексий, пусть все останется в прежних границах. Совершенно не понятно, почему status quo, сохранение прежних границ бытия народов есть меньшее насилие, чем изменение границ, чем перераспределение национальных тел, чем те или другие аннексии. Современные люди охотно соглашаются воспользоваться результатами старых насилий, старой борьбы, старых перераспределений и аннексий. Но они не согласны возложит на себя ответственность за новые перераспределяющие движения, за новую боль исторического созидания. Национальные тела образовались в истории и определили свои границы через борьбу, и в борьбе этой был элемент насилия. Но можно ли сказать, что великие исторические задачи уже кончились и что остается лишь сохранение установившегося? Скрытое отрицание всяких исторических задач есть в современных идеологиях, которые кажутся очень прогрессивными.

Но счастливое устроение — статистическая, а не динамическая идея. Отвлеченно-гуманитарное отрицание всяких перераспределяющих и созидающих национальных движений и готовность признать, что война должна быть в ничью и вернуть лишь к status quo ante bellum, враждебна историческому творчеству.

И на небе, в иерархии ангелов, есть войны. Войны могут быть духовными, войнами духов. Духи добрые сражаются с духами злыми, но вооружения их более тонкие и совершенные. Творческие задания исторического и мирового процесса не могут прекратиться и не может наступить состояние статическое, вечный счастливый покой. Человечество призвано идти ввысь, а не устраиваться на равнине. И высшая радость человеческая есть радость движения, а не радость бездвижности.

Формальный принцип отрицания всяких аннексий, сохранения старых установившихся границ неприемлем, последовательно не приводим и не может претендовать на безусловное значение. Аннексии могут быть отвратительны, но могут быть желанны.

Борьба народов есть борьба духовных сил, высших предназначений, а не борьба за животное существование и элементарные интересы. Животное существование и удовлетворение элементарных интересов возможно и при оттеснении народов и государств на второй план истории.

Народ же русский таил свои силы, не выявил их еще целиком в истории.

Оправдание России в мировой борьбе, как и всякой страны, всякого народа, может быть лишь в том, что внесет в мир большие ценности, более высокого качества духовную энергию. И истинная национальная политика может быть лишь творческой, а не охраняющей, созидающей лучшую жизнь, а не кичащейся своей статической жизнью.

1916