Губернатор, который возглавляет правительство, имеет больше власти, но толку от этого меньше.
В 2016 году, чтобы избавиться от второго центра влияния, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев ликвидировал должность председателя правительства, которую до этого занимал Денис Паслер. В 2018-м точно такой же трюк и по той же причине был проделан с должностью руководителя администрации губернатора. В отставку был отправлен Владимир Тунгусов, а сама структура ликвидирована. Объяснили это всё федеральным трендом.
Трудно быть богом
Эту историю отлично помнит Денис Паслер, которого Владимир Путин, вернул в 2025 году на Средний Урал. Ему не нужно объяснять смысл и содержание работы председателя правительства. В уставе, изменённом Евгением Куйвашевым, полномочия губернатора и правительства остались в разных статьях. Их невозможно было соединить. Но в одних руках оказалась вся власть в регионе: политическая, хозяйственная (бюджетная) и местная (если говорить о Екатеринбурге).
Максимальная централизация облегчает и ускоряет принятие решений, но не улучшает их качество. Чем меньше консультаций, тем больше противоречий уходит под ковёр. Рано или поздно они дают о себе знать и приводят к серьёзным проблемам.
Не эти ли противоречия стали причиной ротации высших должностных лиц на Среднем Урале? Евгений Куйвашев имел максимальный объём административной власти за всю посткоммунистическую историю Свердловской области. Через пару-тройку лет итоги его правления начнут сравнивать с предыдущими главами. Время покажет, была ли такая модель оправданна.
Паслер подтверждает
Болото мелких хозяйственных неурядиц может легко поглотить любого самого яркого политика. С чем столкнулся Денис Паслер в первые же месяцы после прибытия в Екатеринбург? Об этом он сам написал в своём телеграм-канале:
- Отсутствует жильё для медиков в Верхотурье.
- Появились жалобы граждан на срыв недобросовестными застройщиками сроков в сфере индивидуального жилищного строительства.
И так далее, и тому подобное.
Не делайте из губернатора завхоза
Проблемы можно игнорировать. Тогда их вроде бы и нет. Очень хорошо, что Денис Владимирович обратил на них внимание, придал импульс нерадивым исполнителям и чиновникам. А дальше? Дальше должна работать исполнительная власть, которая обязана обеспечить выполнение решений первого руководителя. Там должны быть сосредоточены госзакупки, госпрограммы, госприёмка, межведомственная координация и согласование.
Плохая система вяжет губернатору руки и ноги. И забивает голову. А должна, наоборот, беречь его энергию и время для стратегического управления и решения вопросов на федеральном уровне. Иначе не перейти от латания дыр к устойчивому развитию.
Сейчас у Свердловской области и сил, и средств неизмеримо больше, чем на стыке тысячелетий, когда председатель правительства Алексей Воробьёв искал бартер для пополнения продовольственных запасов и уголь для отопления городов. Почти не было денег, но метро строили.
Восстановить равновесие
Все три губернатора - Эдуард Россель, Александр Мишарин и Евгений Куйвашев - вошли в историю со своими уставами Свердловской области. Система управления регионом прошла путь от сложной, но сбалансированной модели до жёсткой централизации. У Дениса Паслера есть возможность не ломать основной документ Опорного края, а восстановить его силу и красоту, возродить систему, которая будет работать долго и эффективно.
Первая редакция Устава Свердловской области была разработана группой юристов под руководством Алексея Петровича Воробьёва. Он искал и нашёл баланс между всеми региональными органами власти, а потом доказал работоспособность этой конструкции на собственном примере. Воробьёв руководил областным правительством с 1996 по 2007 год, в самый тяжёлый период российских реформ.
Если есть правительство, то у него должен быть председатель. Если есть администрация, то её должен возглавлять руководитель. И оба должны подчиняться губернатору. В конце концов, разве не так у Владимира Путина? Он же почему-то работает с Михаилом Мишустиным и Антоном Вайно. А мог бы один, если верить тому, что демонтаж системы управления в Свердловской области кто-то назвал федеральным трендом.
Надежда есть. Денис Паслер на первой встрече с журналистами сказал, что восстановил бы должность председателя правительства, если бы нашёл человека с качествами Алексея Петровича Воробьёва. Урал богат, можно найти.
Электронная газета "Полянин.РФ"