Второй сольный альбом Оззи Осборна, хотя и получил в США трижды платиновый статус, и неоднократно переиздан, тем не менее, находится как бы в тени более успешного предшественника (“Blizzard of Ozz”, 1980).
Что, собственно, о нём известно? Оззи, долго и трудно отходивший от увольнения из Black Sabbath, сумел собрать свою группу, включившую очень одарённого гитариста Рэнди Роудса . И в 1980 году группа выпустила очень выдающийся альбом, состоящий почти из одних хитов, самый коммерчески успешный в своей карьере, составивший основу концертных сет-листов на всю оставшуюся жизнь. Оззи не только переиграл Блэк Саббат, пригласившим ему на замену Ронни Джеймса Дио, но и вновь обрёл крылья за спиной.
В 1981 году музыканты взялись за новый альбом, и в ноябре он был издан. К сожалению, доступные источники пишут об альбоме скупо. Ну сели. Ну записали. Ну название навеяно деятельностью Алистера Кроули, который интересовал Оззи в ту пору (см. известную песню с первого альбома). Но вроде как и всё. Непонятно, повлияли ли на выбор такого богатого названия соответствующие произведения Анхеля де Куатьэ, Льва Толстого или Николая Гоголя (а интересно было бы!). По крайней мере, альбом не выглядит концептуальным – шансонс довольно разнородны и не привязаны к заглавной.
Музыкально альбом продолжает линию, начатую в “Blizzard of Ozz” – классический хард-н-хэви начала 80х, впрочем, балующий слушателя частыми, порой неожиданными сменами ритмов, рисунков и настроений. Так, место на альбоме нашлось и динамичным боевикам (“Over the Mountain”, “Flying High Again”, “S.A.T.O.”), и номерам неспешным и мелодичным (от глубокомысленного “You Can’t Kill Rock and Roll” до расслабленного “Tonight”), и выбивающимся из музыкальных стандартов той сцены номерам вроде “Little Dolls” и “Believer” (последняя вещь – настоящий бенефис басиста Боба Дейсли).
Если говорить о текстах, то вещи весёлые и легкомысленные перемежаются с вещами многомерными, заставляющими призадуматься. “You Can’t Kill Rock and Roll” – один из манифестов Оззи, мировоззренческий .., снимающая массу вопросов относительно того, чем он был занят и куда шёл. “Believer” – о вере (не конкретно в Бога, а о вере как таковой, о силе, двигающей горами и одолевающей невозможное). Тебе нужно поверить в себя, иначе поверить в тебя не сможет никто – наверняка актуальная для Оззи тема на фоне его увольнения из Саббат, падения на самое дно и последовавшего возрождения. Самовнушение и бодряки наполняют и “Flying High Again” – мол, не волнуйтесь, я хоть и сумасшедший, но лечу вперёд, и всё у меня неплохо. “S.A.T.O.”, “Over The Mountain” – пьесы, также посвящённые движению, внутренней свободе и стиранию границ. “Little Dolls” – тыкание иголок в куклы Вуду; вроде должно быть страшно, но не получается (пожалуй, наименее удачная вещь альбома – и по музыке, и по тексту).
Ну и заглавная вещь "Diary of a Madman", заслуживающая отдельного разговора. Музыкально это сложная, многоактная пьеса - даже, можно сказать, мини рок-опера. Влияние классической музыки и классической гитарной школы, в которую был погружён Роудс. Сочетание балладности и навязчивого штормового ритма. Взрывное развитие и страшный хоровой финал. На альбоме немало отличной музыки, но этот шансон выглядит настоящим шедевром. Что до текста – это одно из лучших, наиболее пугающих и, похоже, достоверных описаний одержимости, сделанных от первого лица:
Screaming at the window
Watch me die another day
Hopeless situation endless price I have to pay
Sanity now it’s beyond me there’s no choice
Diary of a madman
Walk the line again today
Entries of confusion
Dear diary I’m here to stay.
Manic depression befriends me
Hear his voice
Sanity now it’s beyond me
There’s no choice.
A sickened mind and spirit
The mirror tells me lies
Could I mistake myself for someone
Who lives behind my eyes
Will he escape my soul
Or will he live in me
Is he tryin’ to get out or tryin’ to enter me.
Voices in the darkness
Scream away my mental health
Can I ask a question
To help me save me from myself
Enemies fill up the pages
Are they me
Monday till Sunday in stages
Set me free
Перевод:
Кричу в окно – смотри, как я однажды умру
Безнадёжная ситуация
Бесконечная цена, что я вынужден платить
Разум меня оставил, и выбора нет
Дневник сумасшедшего – пробегись сегодня по строчкам ещё раз
Записи смятения – дорогой дневник, я с тобой
Депрессия – мой друг, слышу его голос
Разум меня оставил, и выбора нет
Больны и дух, и разум, и зеркало лжёт
Может, я спутал себя с тем, кто живёт внутри?
Покинет ли он мою душу, или останется жить во мне?
Пытается он войти или выйти?
Вопли голосов во тьме унесут прочь мой рассудок
Могу я попросить спасти меня от меня самого?
Враги наполняют страницы, неужели они – это я?
С понедельника по воскресение…
Отпустите меня!
Шансон сделан по-настоящему страшно – впрочем, с такими источниками вдохновения, а также с тем образом жизни, который Оззи вёл в ту пору, иначе и быть не могло. Страшно и оформление – то ли сумасшедший автор дневника, изодранный и окровавленный, поселившийся в угрюмом месте под перевернутым крестом, жив, то ли уже нет. Страшноват был и тур в поддержку альбома – именно тогда происходила вся жесть, связанная с киданием поклонниками на сцену сырого мяса и прокусыванием головы летучей мыши. Страшным вышло и развитие тура – Рэнди Роудс трагически погиб в катастрофе, случившейся не по его вине.
После его смерти Оззи, доиграв тур до конца, погрузился в алкогольный угар, не желал гастролировать (даже постригся наголо из этих соображений, что, впрочем, от концертов его не спасло). К следующему альбому (более лёгкому и даже где-то глэмовому “Bark at the Moon”, 1983) Оззи подойдёт нескоро, и уже с другим составом музыкантов.
С ритм-секцией, сделавшей “Diary of a Madman” (Дейсли-Керслейк) он расстался сразу после записи альбома, а позже то ли он сам, то ли его enterprising wife вообще решили вымарать их имена из истории альбома. Альбом то издавался с указанием на обложке музыкантов, сменивших Дейсли и Керслейка (Сарзо и Олдридж соответственно), как авторов и участников записи; то вообще перезаписывался с другой ритм-секцией (Бордин-Трухильо, 2002). Впрочем, именно об этой грязной истории написано столько, что пережёвывать ещё раз нет смысла – в итоге альбом был переиздан в первозданном виде с правильными аннотациями, и всё в этом плане кончилось хорошо.
К сожалению, самые интересные шансонс с альбома очень редко звучали живьём и, видимо, поэтому не издавались на концертных альбомах (и вряд ли будут). Если “Over the Mountain”, “Believer” и “Flying High Again” исполнялись часто, то услышать живьём “Diary of a Madman”, “Tonight”, “S.A.T.O.” и “You Can’t Kill Rock and Roll” посчастливилось очень и очень немногим, и не факт, что хорошие записи их концертного исполнения сохранились. Поэтому вновь выходящие концертные релизы, относящиеся к той эпохе, похожи как братья-близнецы, а в более поздние годы об исполнении этих вещей не приходилось и мечтать.