Найти в Дзене

«Унесенные ветром»: История о Скарлетт О’Хара, которая вечно говорила «об этом я подумаю завтра» (и делала это 1000 страниц)

Оглавление
Слушайте аудиоверсию романа Маргарет Митчел "Унесённые ветром" на нашем канале RUTUBE
Слушайте аудиоверсию романа Маргарет Митчел "Унесённые ветром" на нашем канале RUTUBE
Маргарет Митчелл ″Унесённые ветром″ – смотреть плейлист, все 13 видео подборки от "Клуб любителей аудиокниг" онлайн в хорошем качестве на RUTUBE (1077412)

Приветствую, дорогой слушатель! Устройся поудобнее в своем кресле, а еще лучше – в своем любимом шезлонге на веранде. Нам предстоит долгий, полный страстей, слез, подгоревших бисквитов и невероятной женской силы разговор об одной книге. О книге-феномене, книге-загадке, книге-кирпиче, которым при желании можно оглушить мула (но мы, конечно, не будем).

Речь пойдет о «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл. Это не просто роман, это целая вселенная, попав в которую, уже не можешь выбраться. Это как тот торт тети Питтипэт – очень калорийно, очень сладко, и потом еще долго мучаешься чувством вины, но черт возьми, оно того стоило!

Маргарет Митчел
Маргарет Митчел

Часть 1: Таинственная мисс Маргарет, или Откуда ноги растут у этого урагана

Давайте начнем с автора, потому что ее история почти так же интересна, как и история ее героини. Представьте себе: Атланта, штат Джорджия. Начало XX века. В приличной семье потомков тех самых южан, которые «воевали за Штаты», растет девочка. С самого детства Маргарет Митчелл была окружена историями о Гражданской войне. Ее дедушки и бабушки были теми самыми, кто с ностальгией вздыхал: «А вот до войны…» и с гордостью рассказывал о том, как они выживали после нее.

Маргарет, или Пегги, как ее звали близкие, была бойкой и неусидчивой. Она обожала скачки, танцы и… писать. Еще в школе она сочиняла пьесы и рассказы о приключениях, чаще всего – о храбрых героинях в экстремальных ситуациях. Дальше была непростая жизнь: неудачный первый брак, работа репортером в газете «Атланта Джорнэл» (что было очень круто для женщины того времени), а потом – несчастный случай.

Повредив лодыжку, Маргарет оказалась прикована к дому. Муж, Джон Марш, души в ней не чаял и, дабы развлечь скучающую жену, таскал ей из библиотеки горы книг. В один прекрасный день он заявил: «Пегги, раз ты знаешь о Гражданской войне больше любого профессора и умеешь сочинять истории, почему бы тебе не написать свою?»

И Маргарет села за старую пишущую машинку «Ремингтон». Она не планировала писать Великий Американский Роман. Она просто писала. Глава за главой. С конца. С середины. Без всякого плана. Рукописи складывались в конверты и валялись по всему дому. Это был ее личный проект «на потом».

Так продолжалось почти десять лет! Представьте: десять лет тайного творчества. Пока однажды в Атланту не приехал важный редактор из нью-йоркского издательства «Макмиллан» по имени Гарольд Лэтэм. Он искал новые таланты. Общей знакомой, которая знала о «хобби» Маргарет, удалось уговорить стеснительную писательницу показать свою кипу исписанной бумаги.

Легенда гласит, что Лэтэм посмотрел на эту груду и спросил: «Что это?» Маргарет, смущаясь, ответила: «Ну, знаете, роман о старых добрых временах». Редактор взял рукопись с собой в отель… и не выходил из номера всю ночь. Он был ошеломлен.

И вот в 1936 году мир увидел эту книгу. И мир обалдел. Маргарет Митчелл в одночасье стала звездой, а ее роман – бестселлером. А в 1937 году она получила за него Пулитцеровскую премию. Вот так «хобби» длиной в десять лет превратилось в литературную бомбу.

Часть 2: Сюжет, или «Я никогда не голодала больше!» (с) Скарлетт на каждые 5 минут

Окей, переходим к самому сочному. Что же происходит на этих 1000+ страницах? Если в двух словах – это история о том, как испорченная южная барышня Скарлетт О’Хара проходит через ад Гражданской войны и Реконструкции Юга, теряет все, но находит в себе дикую силу, чтобы выжить и восстановить былое благополучие. Но это жуткое упрощение. Давайте по полочкам.

До войны: Бал в Уилксе. Идеальный мир в пастельных тонах. Мы знакомимся с шестнадцатилетней Скарлетт. Она красавица. Она кокетка. Она эгоистка до кончиков ногтей. Весь мир вертится вокруг ее персоны. Ее главная проблема в жизни – какой бант прицепить к платью и как сделать так, чтобы все парни сходили по ней с ума. Все, кроме одного – Эшли Уилкса. Умного, тонкого, меланхоличного и… обрученного со своей кузиной, Мелани Гамильтон.

И вот на балу в поместье «Двенадцать дубов» Скарлетт узнает о помолвке. Ее мир рушится. В отчаянии она признается Эшли в любви и получает вежливый, но твердый отказ. А эту сцену подслушивает другой господин – Ретт Батлер. Циничный, скандально известный своим нежеланием драться на дуэли за честь Юга, но чертовски обаятельный проходимец. Он усмехается ей в лицо: «Сударыня, вы не даете слову чести испортиться!»

В этот же день начинается война. Юг ликует! Все уверены, что разобьют северян за месяц. Мальчики рвутся на фронт. А Скарлетт, чтобы отомстить Эшли, совершает первую в череде своих опрометчивых выходок – она выходит замуж за Чарльза Гамильтона, брата Мелани. Да-да, за того самого занудного юношу, который был в нее влюблен. Результат: через два месяца она – богатая вдова (Чарльз умер не от раны, а от кори и скарлатины) и мать нелюбимого ребенка. И всеобщий траур ее не волнует. Ее волнует, что она не может танцевать и носить яркие платья.

Война: Красивые мундиры кончились, начался голод и разруха. Война затягивается. Идиллический мир южан трещит по швам. Скарлетт, против своей воли, оказывается в Атланте, в доме тети Мелани и тети Питтипэт, и вынуждена ухаживать за беременной Мелани. Именно здесь мы видим, как в ней просыпается ее стержень. Когда город в панике сдают северянам, а Мелани рожает, именно Скарлетт, позвав на помощь только что вернувшегося с фронта Ретта, спасает их обоих.

И вот тут – одна из самых сильных сцен в мировой литературе. Бегство из горящей Атланты. Ретт, как настоящий пират, добывает им лошадь и повозку и везет через охваченный огнем город. А потом, на развилке дорог, он бросает их! Объявляет, что идет записываться в армию Конфедерации (вот ведь поворот!). И оставляет Скарлетт одну с полумертвой Мелани, новорожденным ребенком и испуганной служанкой Присси.

И что же делает наша героиня? Она вцепляется в вожки мертвой от голода клячи и везет свою ношу через разоренные поля, мимо мародеров и солдат, в неизвестность. Ее ведет одна мысль – добраться до дома, до Тары. И она добирается.

«Я никогда не голодала больше!» – клятва на репе. А в Таре– разруха. Мать умерла, отец тронулся умом, сестры больны, рабы разбежались, а армия северян прошлась по поместью, как саранча. И вот тут избалованная Скарлетт сжимает кулаки и становится титаном. Она работает в поле, она ищет еду, она убивает мародера и снимает с него сапоги (да-да, это было очень круто и очень страшно). Она дает ту самую знаменитую клятву, стоя на обугленной земле и сжимая в руке репку:

«Я поклянусь… клянусь, что ни мне, ни моим родным не придется голодать. И если для этого мне придется украсть, или убить, – клянусь, что никогда, никогда больше я не буду голодать».

И она не голодала. Она сделала все, чтобы вытащить Тару и свою семью из нищеты. Пусть через невероятно жесткие, а часто и бесчестные по меркам старого Юга поступки. Она вела дела с северянами, нанимала на работу каторжников, вышла замуж второй раз за жениха своей сестры, Фрэнка Кеннеди, лишь бы получить деньги на уплату налогов. Она не брезговала ничем. И она победила. Но какой ценой?

После войны: Бизнес, Ретт и вечная любовь к Эшли. Третья часть романа– это история деловой женщины Скарлетт О’Хара-Кеннеди. Она покупает лесопилку и управляет ею сама, шокируя общество. Она ездит по городу одна в карете, встречаясь с подлым и опасным отребьем. Она зарабатывает деньги. Много денег.

И все это время рядом – Ретт Батлер. Теперь он богатый спекулянт, один из немых, кто нажился на войне. Он – ее alter ego. Он понимает ее как никто другой, он восхищается ее силой и одновременно мучает ее своими колкостями. Он единственный, перед кем она не может притворяться. И он безнадежно влюблен в нее.

А Скарлетт… а Скарлетт все еще грезит своим химерой – Эшли Уилксом. Она, такая практичная во всем, в любви слепа и глупа. Она не видит, что Эшли после войны – это сломанная тень, человек, неспособный жить в новом мире. Она не видит, что ее опора, ее лучший друг – это тихая, хрупкая Мелани.

Кульминация наступает, когда умирает Мелани. И в этот момент рушится все. Скарлетт наконец понимает, что Мелани была ее щитом, ее поддержкой, ее настоящей подругой. Она понимает, что Эшли ее не любил и без жены он – ничто. Она осознает, что любила не его, а придуманный образ.

Она мчится домой, к Ретту, чтобы наконец-то сказать ему: «Я люблю тебя». Но слишком поздно. Ее эгоизм и слепота сломали и его любовь.

«Я уже не маленький мальчик, который смотрит на тебя влюбленными глазами, – говорит он ей. – Я ухожу от тебя, моя дорогая. Вам интересно узнать, куда я ухожу? Нет, боюсь, я и сам не знаю. И если я когда-нибудь и придумаю это, я вам не сообщу. Потому что, говоря высоким стилем, я уношусь в поисках того, что осталось от моих романтических иллюзий, если такие еще есть».

И он уходит. Скарлетт остается одна. Но не сломлена. Последние строки романа – это гимн ее силе. Она плачет, она в отчаянии, но она не сдается. Ведь она – Скарлетт О’Хара.

«Я подумаю об этом завтра, в Таре. Тогда я смогу это выдержать. Завтра я найду способ вернуть его. Ведь, в конце концов, завтра будет уже другой день».

Вот такой финал. Без хеппи-энда. Гениально.

Часть 3: Герои, или Кто есть кто в этом южном карнавале

Давайте познакомимся с компанией поближе.

Скарлетт О’Хара: Не героиня, а натуральная сила. Она– чудовище. Она – героиня. Она – эгоистка. Она – спасительница. Она невероятно живая и противоречивая. Она может вызвать бешенство на одной странице и восторг – на другой. Она лжива, меркантильна, жестока к соперницам и абсолютно слепа в любви. Но! Она обладает титанической волей к жизни. Она не играет по правилам, когда правила ведут к гибели. Она – воплощение прагматизма и выживания. Она некрасиво плачет, когда злится, и смеется не к месту. Она не читает книг и не видит красоты вокруг. Ее девиз: «Деньги – это то, что не дает голодать». Она не идеальна. Она – реальна. И в этом ее магия.

Ретт Батлер: «Я не джентльмен, и вас предупредил». Ах,этот мужчина! Циник, авантюрист, спекулянт, человек с темным прошлым. Он единственный, кто видит Скарлетт насквозь и любит ее именно за это – за ее дикость, силу и отсутствие фальши. Он насмешлив и остроумен. Его диалоги с Скарлетт – это шедевр язвительного флирта.

«Я всегда находил, что у южанок самое стойкое в мире представление о чести – правда, при условии, что дело не касается налога на недвижимость».

Он умнее всех в комнате, и это его тяготит. Под маской цинизма он скрывает ранимую душу и, как ни странно, некую старомодную верность (вспомним, как он вступил в армию в самый безнадежный момент). Его трагедия в том, что он слишком поздно признался в любви и слишком рано разочаровался.

Мелани Уилкс: Тихая стальная нить. О,эту героиню часто недолюбливают. «Слишком добрая, слишком святая, слишком блеклая». Как же это не так! Мелани – самый сильный и морально стойкий персонаж в романе. Ее сила – не в кулаках и не в бизнесе, а в несгибаемости духа. Она кроткая, но не слабая. Она может простить все, кроме подлости. Именно она – истинная леди Старого Юга, воплощение его лучших качеств: мужества, благородства, верности и доброты. Она одна видит в Скарлетт не конкурентку, а сестру, и защищает ее до последнего вздоха. Ее смерть – это не просто смерть персонажа, это смерть целой эпохи, последнего оплота истинной благородности.

Эшли Уилкс: Человек, которого унесло ветром. Эшли– это символ прекрасного, но нежизнеспособного прошлого. Он умный, образованный, тонко чувствующий. Он понимает, что мир старого Юга обречен, но не может и не хочет жить в новом. Он – рыцарь без копья и коня в мире прагматиков. Его трагедия в том, что он это осознает. Он не герой, не злодей. Он – призрак, который любит Скарлетт за ту силу, которой ему так не хватает, но никогда не сможет быть с ней. Он слаб, и Скарлетт любила не его, а свой идеализированный образ.

Второстепенные герои: Пир на весь мир. Куда же без них!

· Мамми: Няня Скарлетт, ее совесть, ее нудный, но самый верный критик. Та самая, которая вечно ворчит, но всегда рядом.

· Джералд О’Хара: Отец-ирландец, обожающий свою землю и свою жену Эллин. Его знаменитая фраза: «Земля это единственное, что имеет значение!.. Это единственное, что стоит того, чтобы за него работать, бороться… и умереть».

· Эллин О’Хара: Идеал леди, тот самый недостижимый образец, на который Скарлетт тщетно пыталась равняться.

· Тетя Питтипэт: Комический персанаж. Вечно падающая в обморок, суетливая, но добрая старушка, на чьих плечах держится весь свет Атланты.

Эпилог: Почему мы до сих пор читаем эту книгу?

Спустя почти 90 лет роман все так же актуален. Потому что это не только и не столько о войне. Это о том, как ломаются миры и как люди выживают в этом хаосе. Это о силе женщины. О том, как можно сохранить себя, даже совершая некрасивые поступки. Это о слепоте любви и о прозрении. Это о том, что никогда не стоит говорить «никогда» и что «завтра будет другой день».

И, конечно, это история одной из самых великих пар в мировой литературе – Скарлетт и Ретта. Их диалоги, их страсть, их борьба и их поражение заставляют переживать снова и снова.

Так что если вы еще не слушали – самое время начать. А если читали – послушать. Поверьте, вы откроете для себя что-то новое. В конце концов, завтра будет другой день