***
***
...Читать далее
Оглавление
- В этой статье с таким многозначительным названием я постараюсь продолжить и развить тему творчества Леонардо да Винчи в первые годы 1500-х, рассказать, чем единовременно с написанием портрета Моны Лизы занимался художник.
- Расскажу и о том, с каким другим гением соперничал в живописном мастерстве Леонардо да Винчи.
- Истории о происхождении и похищения знаменитой картины из Лувра я вкратце изложил в статьях «МОНА ЛИЗА. Рассказ о том, как из Лувра была украдена самая известная картина Леонардо да Винчи.» https://dzen.ru/a/aKhCYlTLCkwS4MN8 и «ИСТОРИЯ МОНЫ ЛИЗЫ. ДЖОКОНДА – КТО ОНА?» https://dzen.ru/a/aKhq-1TLCkwSGxc2
В этой статье с таким многозначительным названием я постараюсь продолжить и развить тему творчества Леонардо да Винчи в первые годы 1500-х, рассказать, чем единовременно с написанием портрета Моны Лизы занимался художник.
Расскажу и о том, с каким другим гением соперничал в живописном мастерстве Леонардо да Винчи.
Истории о происхождении и похищения знаменитой картины из Лувра я вкратце изложил в статьях «МОНА ЛИЗА. Рассказ о том, как из Лувра была украдена самая известная картина Леонардо да Винчи.» https://dzen.ru/a/aKhCYlTLCkwS4MN8 и «ИСТОРИЯ МОНЫ ЛИЗЫ. ДЖОКОНДА – КТО ОНА?» https://dzen.ru/a/aKhq-1TLCkwSGxc2
***
СОСТЯЗАНИЕ ТИТАНОВ
«Феномен» популярности» Моны Лизы вполне могу объяснить, но не смогу согласиться с тем, что гениальный автор портрета, как живописец, превзошёл Микеланджело и Рафаэля.
Никак не решаюсь поставить великого флорентийца впереди этих его соотечественников, которые почему-то не настолько «популярны» и не так любимы суетящейся «туристической публикой».
В наше время популярность Леонардо превзошла славу других великих мастеров Возрождения!
Для осознания уровня таланта несравненного и непревзойдённого Микеланджело Буонарроти не потребуется ни специального художественного образования, ни докучливых комментариев искусствоведа... Потребуются соответствующая сумма на расходы, трудовой отпуск и личный интерес: порекомендую взглянуть, например, на роспись свода с люнетами и алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненную Микеланджело в 1508-12 гг.
Такой масштабной и совершенной росписи никаким сверхталантливым последователям повторить не под силу!
А ведь писалось это грандиозное творение без помощи учеников и соратников по кисти, всегда окружавших многих из великих живописцев! Для составления представления об уровне гениальности мастера достаточно уже этого одного «грандиозного универсума» – можно даже не упоминать о его скульптурных шедеврах и удивительном архитектурном наследие.
Роспись алтарной стены «Страшный суд»
Роспись центральной части свода «Сотворение Адама»
Ах, Рафаэль!..
Наверное, достаточно просто постоять перед «Сикстинской Мадонной» в картинной галерее Дрездена… или полюбоваться на росписи Станцы делла Сеньятура в покоях Ватиканского дворца…
И, возможно, Вы почувствуете, что, несмотря на бесконечный «пиар творчества» действительно гениального художника Леонардо, несмотря на фильмы, с сюжетами, задымленными таинственными намёками и недомолвками, несмотря на сериалы о нём, закрученные в стиле «Phantasy», наштампованные неугомонным Голливудом… – несмотря на всё это, существует немало того, что достойно намного большего восхищения.
И тогда Ваше сердце перестанет восторженно колотиться при всматривании в загадочный лик Джоконды…
А может быть, оно станет даже замирать на мгновения перед Сикстинской Мадонной, дабы не спугнуть это ощущение прикосновения к Божественности образа.
«Сикстинская Мадонна» (1513, Картинная галерея, Дрезден)
Рафаэль – воистину Божественный живописец! Безупречны его росписи парадных покоев Ватиканского дворца. Росписи Станцы делла Сеньятура (1509-11) – одно из самых совершенных творений Рафаэля. Величественные многофигурные композиции на стенах объединяют до 60 персонажей!
Здесь не повторяется ни одной фигуры или позы, ни одного движения, но гений сплетает все их воедино свободным пластичным узором, создающим наполненную гармонией композицию, из которой невозможно удалить ни единого звена.
Это целая масштабная галерея из фантастических по объему и мастерству картин: «Диспута» или «Спор о причастии», «Афинская школа», «Парнас», «Основание канонического и гражданского права».
В соседней Станце Элидора (1512-14), в росписях стен – «Изгнание Элидора из храма», «Чудесное изведение апостола Петра из темницы», «Месса в Больсене», «Встреча папы Льва I с Аттилой».
«Афинская школа», Станца делла Сеньятура (Ватикан)
В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы» Рафаэль с необычной для художника того времени живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения - ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, пламени факелов и их отсветы на латах стражников.
Флоренция, Палаццо Веккио
Копия статуи Давида (Микеланджело) перед фасадом Палаццо Веккио
БИТВА ПРИ АНГИАРИ
В повествовании о Моне Лизе, об истории её появления, наверное, ошибочным было бы не вспомнить и о событиях, непосредственно связанных с появлением этого шедевра, напомнить, как и при каких обстоятельствах был получен заказ на написание портрета молодой женщины.
Правительство города-государства Флоренции, преуспевая в украшении города, конечно же. стремилось прославить и увековечить военные подвиги флорентийцев.
В начале 1500-х Леонардо да Винчи узнает о намерении властей украсить стены зала Большого Совета в Палаццо Веккио.
Художник испытывал денежные затруднения и предпринял попытку получить этот солидный заказ.
Следует заметить, что слава Леонардо, как великого художника в то время ещё не была… бесспорной. Безусловно, он был уже известен, как опытный, признанный мастер, но, в то же время, как художник, обладал… скажем так: «небезукоризненной репутацией». С его именем связывались определённые трудности, возникающие в процессе выполнения заказов материальные и творческие проблемы: в частности, Леонардо «славился» своей склонностью к затягиванию сроков выполнения работ.
Леонардо нередко откладывал текущую работу и с энтузиазмом брался за что-то совершенно иное, более увлекающее его и не связанное с обязательствами перед заказчиком.
Итак, доброжелатели из окружения Леонардо посоветовали художнику обратиться за протекцией к богатому горожанину, торговцу шёлком и члену городского совета Франческо дель Джокондо. За содействие в получении заказа Леонардо взялся написать портрет молодой жены торговца.
Работу над портретом Леонардо начал в 1503 году, писал его довольно долго и, тем не менее, если верить утверждениям Вазари, портрет так и не дописан («брошен недоделанным»)!
Протекция Франческо дель Джокондо помогла мастеру получить престижный заказ: Гонфалоньер Пьеро Содерини предложил Леонардо да Винчи работу по созданию картины для зала заседаний Большого Совета ратуши.
Вид на Палаццо Веккио со стороны Галереи Уффици.
На заднем плане – купол собора Санта-Мария дель Фьоре.
Но, одновременно с ним, к работе был привлечён ещё один художник – молодой, но уже снискавший известность, Микеланджело Буонарроти.
Микеланджело ещё восходил к своим профессиональным вершинам; Леонардо же на тот момент уже снискал известность признанного мастера.
Историки уверяют, что за творческим противостоянием двух гениев следила вся Флоренция.
Следует упомянуть, что оба этих мастера эпохи Возрождения испытывали друг к другу откровенную антипатию. Несмотря на то, что художники жили в одно время, принадлежали они к разным поколениям, и взгляды их на искусство разнились.
Зал заседаний Большого Совета в Палаццо Веккио
Итак, оба мастера были приглашены принять участие в оформлении зала Большого Совета в здании Палаццо Веккио. Их картины планировали расположить на противоположных стенах.
Но состязанию гениев так и не суждено было завершиться.
Леонардо начал работу в 1503 г., Микеланджело – чуть позже.
Копии с картона Леонардо «Битва при Ангиари»
Леонардо выбирает эпизод сражения за знамя в битве при Ангиари (Ангьяри). На подготовительном картоне он изображает яростную схватку всадников на вздыбившихся лошадях.
Но если Леонардо с воодушевлением взялся за изображения коней, понимая, что ему прекрасно удаются их динамичные фигуры, то Микеланджело решает воспользоваться своим непревзойдённым умением изображать обнажённое человеческое тело.
На этой стене должна была разместиться работа Леонардо
Микеланджело трудился над огромным картоном, для чего ему было выделено помещение больницы красильщиков. Он замыслил изобразить победу флорентийцев над пизанцами в битве при Кашино в 1346 г. Но целью его стало создание грандиозного изображения, по замыслу абсолютно противоположного идее Леонардо.
На картоне Леонардо «Битва при Ангиари» в яростной схватке сплелись и всадники, и кони.
Здесь ошеломляет всё – воины в фантасмагорических нарядах, странно перекрученные в пылу сражения позы некоторых из персонажей, перекошенные яростью лица… Здесь даже кони рвут зубами друг в друга.
Преследует ощущение фантасмагории: поражает воображение воинское облачение с его удивительными шлемами и сюрреалистическими доспехами.
Изумляет странная форма холодного оружия. Все это, настолько чудно́е, то ли создавалось под впечатлением от услышанных восточных сказок, то ли явилось плодом кипящей фантазии!
Уже при первом взгляде на эскизы возникает чувство, что изображены на них не люди – крик, буря эмоций! Все здесь вопиет от ужаса и ярости, звенит, храпит, гремит!..
Копия с картона Микеланджело «Битва при Кашине»
В противовес замыслу Леонардо Микеланджело задумывает изобразить не героический момент битвы – казалось бы, очевидный эпизод, всегда живописуемый в батальных полотнах: художник решает рассказать о тех тревожных минутах, которые предшествуют баталии. В сюжете, лишённом сталкивающихся в смертоносном сражении противников, закованных в сталь и потрясающих мечами, в картине без крови и предсмертной агонии, он собирается выразить весь тревожный динамизм и драматизм момента.
Эскизы Микеланджело
Микеланджело изображает воинов, решивших искупаться в жару в реке Арно, и застигнутых врасплох призывом к оружию. Он наполняет картину обнаженными телами солдат.
Там, в лагере, за пределами полотна, раздаётся сигнал тревоги, и исполненные решимости солдаты спешно покидают реку.
Микеланджело вырисовывает каждую фигуру, мастерски изображая человеческое тело.
И хотя каждый из персонажей самостоятелен в действиях, все фигуры объединены общим порывом, реагируя на надвигающуюся угрозу.
И героическое начало здесь воплощается уже не в смешавшейся в пылу сражения массе из людей и лошадей – напряжение сюжета ощущается именно в красноречивом языке каждого тела.
Вазари так описывал изображение на картоне Микеланджело: «…поражались и изумлялись художники, видя, какого предела достигло искусство, показанное им Микеланджело на этом листе... И вот, посмотрев на фигуры столь божественные, некоторые, их видевшие, говорят, что из всего сделанного им и другими ничего подобного до сих пор они не видели и что ни один другой талант до такой божественности в искусстве никогда подняться не сможет.
Эскизы Микеланджело
И поверить этому, безусловно. можно, ибо после того как картон был закончен и перенесен в Папскую залу с великим шумом в цехе художников и к величайшей славе Микеланджело, все изучавшие этот картон и с него срисовывавшие, как это в течение многих лет делали во Флоренции приезжие и местные мастера, достигли, как мы увидим, в своем искусстве превосходства; ведь на этом картоне учился Аристотель да Сангалло, друг Микеланджело, Ридольфо Гирландайо, Рафаэль Санцио из Урбино, Франческо Граначчо, Баччо Бандинелли и Алонсо Беругетта испанец, а позднее Андреа дель Сарто, Франчабиджо, Якопо Сансовино, Россо, Матурино, Лоренцетто и Триболо, тогда еще совсем юный, Якопо да Понтормо и Перино дель Вага; и все это - лучшие флорентийские мастера.
А так как картон этот стал школой художников, его перенесли в палаццо Медичи, в большую верхнюю залу, причем его отдали в руки художников, чересчур на них положившись, вследствие чего во время болезни герцога Джулиано, когда за картоном никакого присмотра не было, его разорвали, как об этом рассказано в другом месте, на отдельные куски, которые были рассеяны по разным местностям, о чём свидетельствуют некоторые его обрывки, которые и теперь можно увидеть в Мантуе в доме мессера Уберто Строцци, мантуанского дворянина, хранящего их с большим почтением. И достаточно на них взглянуть, чтобы убедиться без сомнения в том, что творение это скорее божественное, чем человеческое.»
Фреска Вазари «Битва при Марчиано», на этой стене должна была разместиться работа Леонардо
Копия с картона «Битва при Ангиари»
и эскизы для фрески «Битва при Ангиари»
Единственный раз в истории Леонардо да Винчи и Микеланджело работали в одном помещении над общим проектом.
Но их «творческому поединку» так и не суждено было завершиться, - в 1505 г. Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II, поручившим ему строительство гробницы-мавзолея.
А что же в это время происходило в работе у Леонардо?..
Он продолжил начатые ещё при создании «Тайной вечери» эксперименты с составами красок и грунтом.
Существуют различные предположения о причинах разрушения фрески, начавшегося уже в процессе работы.
По словам Вазари, мастер писал по стене масляными красками, и роспись стала отсыревать уже в процессе работы.
Анонимный биограф да Винчи говорит, что тот использовал рецепт смеси Плиния (живопись восковыми красками в технике энкаустики), но неверно истолковал его. Тот же биограф утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен, использованных художником. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить положение, продолжил работу масляными красками.
Зал заседаний Большого Совета в Палаццо Веккио