Найти в Дзене
История без купюр

Грязные игры Великобритании вокруг Кипра: борьба за независимость

Предпоследняя часть очерка, который посвящен истории Кипра и политическим играм Великобритании вокруг него. Честно говоря, хотели уже перейти к войне 1974 года, но без подробного рассказа обо всех интригах, закрученных британской политикой, история этого конфликта получилась бы неполной. Поэтому начнем по порядку. Во второй части мы остановились на ситуации перед Второй мировой войной. К ее началу Британия окончательно запуталась в делах острова. Изначальная поддержка греков и идеи энозиса была свернута, экономика острова сбоила, фермеры разорялись, турки все больше обособлялись. Нет. Колониальные власти что-то пытались делать. Вот губернатор сэр Ричмонд Палмер даже начал заставлять британских управляющих учить язык местных (спустя 50 лет после установления контроля над островом) и старался как-то реформировать сельское хозяйство. Но все сталкивалось с отсутствием у метрополии денег для развития, какого-то интереса к колонии и мировым кризисом. Лучше всего ситуацию иллюстрируют данные
Оглавление

Предпоследняя часть очерка, который посвящен истории Кипра и политическим играм Великобритании вокруг него. Честно говоря, хотели уже перейти к войне 1974 года, но без подробного рассказа обо всех интригах, закрученных британской политикой, история этого конфликта получилась бы неполной. Поэтому начнем по порядку.

Экономический тупик

Во второй части мы остановились на ситуации перед Второй мировой войной. К ее началу Британия окончательно запуталась в делах острова. Изначальная поддержка греков и идеи энозиса была свернута, экономика острова сбоила, фермеры разорялись, турки все больше обособлялись. Нет. Колониальные власти что-то пытались делать. Вот губернатор сэр Ричмонд Палмер даже начал заставлять британских управляющих учить язык местных (спустя 50 лет после установления контроля над островом) и старался как-то реформировать сельское хозяйство. Но все сталкивалось с отсутствием у метрополии денег для развития, какого-то интереса к колонии и мировым кризисом.

Лучше всего ситуацию иллюстрируют данные по ВВП на душу населения. Хотя статистика обрывочная и неполная, но картина получается такая:

  • В 1920-х годах ВВП на душу населения на острове примерно 50 фунтов стерлингов, в Метрополии – £200-250. Ситуация с доходами была еще хуже. Батраки на фермах получали £8-15 в год, фермеры – £40 «грязными», много съедали налоги, в городе £15-20. При этом средняя зарплата на Британских островах – £80-120 в год.
  • В тридцатых годах на фоне кризиса ВВП и доходы упали. ВВП на человека на Кипре уже £25-35, Британия £160-180. Зарплаты на Кипре обвалились до £10-20 в городе и £7-12 в селе в год. Зарплата в Британии упала до £60-90.
  • Во время войны и сразу после на острове стало чуть лучше за счет военных расходов. ВВП вырос до £50-60, но сразу после победы над странами Оси, все кризисные факторы вернулись и этот показатель скатился до £40-45. В Британии после войны произошло наоборот: 1941-45 - £160-180, после 1945 – £200. На Кипре случился небольшой дефицит рабочих рук, что привело к росту зарплат до £25-35, но после войны он практически прекратился. С зарплатами в Британии было даже веселее. Во время войны показатель вырос до £90-130, а к 1950 г – до £140-180.

При этом экономика в целом была сельскохозяйственной. Примерно 90% всего, что вывозилось с острова – это сельхозпродукция. При этом, 45% из них – это вино и спирт, а 30% - цитрусовые. Существовал еще один нюанс. Весь вывоз контролировали британские фирмы, конкурентов они не пускали и цены искусственно занижали.

Остров раздора

Очевидно, что все это, проблемная экономика, национализм и идеи энозиса (его сторонники становились все более радикальными), слабость самой метрополии, недовольство церкви колониальным статусом, сплетается в довольно неприятный кризис. Проблему временно заморозила война, но и то, только потому, что киприоты считали, что сразу после победы британцы отпустят их в Грецию. И тут надо отметить еще один фактор, который во много повлияет на конфликт в 1974 году. Где-то с тридцатых годов начался рост популярности левых идей.

Карта Кипра. Нашел в Яндекс.Картинка
Карта Кипра. Нашел в Яндекс.Картинка

Коммунистическая партия Кипра начала работать с 1926 года, и в тридцатых работала уже во всех городах и практически контролировала профсоюзы. Во время войны она превратилась в значимую силу. Дошло до того, что начали проводить митинги в поддержку СССР, например, приуроченные к победе в Сталинграде. Чопорные англичане были в шоке, но пока Советы оставались союзниками, им позволяли немного шуметь, хотя репрессии все равно шли без остановки. В Лимасоле и Фамагусте левые в результате набрали 15%. Сразу после войны компартию запретили, прокатились репрессии, власти помогли вытеснить левых из части профсоюзов. Но все равно британские власти, а потом и США все время опасались, что киприоты в какой-то момент переметнутся под крыло СССР.

В общем, после войны британские власти столкнулись все с большим сопротивлением. К тому же, в самой Греции подняли вопрос о возращении Кипра. В 1948 году даже обратились официально. Хотя в прошлом Британия пыталась как-то избавиться от острова, после войны его стратегическое значение выросло. Начнем с того, что империя начала стремительно терять колонии. Начались проблемы в Палестине, вполне определенно терялся Синай. Противостояние с СССР требовало базу для разведки и РЛС. В общем, Лондон ответил отказом.

Тоже из Яндекс.Картинок
Тоже из Яндекс.Картинок

Сами киприоты сначала пытались все порешать путем общественного давления. В 1950 году состоялся неофициальный референдум, в котором приняло участие 215 тыс. человек (население Кипра на тот момент 450 тыс.). Его игнорировали колониальные власти и их новые союзники – турки-киприоты. Помните, как в самом начале этой истории британцы ограничивали турецкое население, опасаясь влияния Турции? Сейчас все поменялось. Турецкие анклавы референдум проводить не стали. Они в Грецию не хотели и соглашались на британский контроль.

Горячий конфликт

Мы подошли к моменту, о котором не очень любят рассказывать историки в Британии, Греции и на Кипре. Не сказать, что тема эта под запретом, но, например, в википедии информацию найти сложно, хотя она все есть, а вот в массовой культуре - тишина. В Рунете, несмотря на всю «любовь» к Великобритании, источников почти нет, хотя тут есть за что пнуть англичан. Тем не менее, факты очень показательные.

Дело в том, что после неудачи референдума киприоты не успокоились. Тем более, что прямо в конфликт грубо влезла Греция. Опять же, надо понимать, что энозис – это идеология не столько Кипра, сколько всего греческого мира. Сильнее всего влияние исторической родины на киприотов происходило через систему образования. Когда-то британцы сами отдали ее на откуп Афинам. Теперь она стала активно готовить кадры для сопротивления колониальным властям.

Обычно, начало сопротивления колониалистам связано с созданием ЕОКА в конце 1954 года и прибытием на Кипр ее создателя и руководителя Георгиоса Гриваса . Однако, финансирование и вооружение «патриотов» началось скорее всего раньше, Гривас прибыл уже на готовую базу, ведь первые поставки оружия начались с 1949 года. Даже греческие спецслужбы, в частности KYP (Κεντρική Υπηρεσία Πληροφοριών) — Центральная служба информации Греции, созданная в 1953 г. при поддержке ЦРУ, подключились позже. Главную роль играла армия.

Добрый дедушка с усами Георгиос Гривас с бойцами ЕОКА. Источник Яндекс.Картинки
Добрый дедушка с усами Георгиос Гривас с бойцами ЕОКА. Источник Яндекс.Картинки

Собственно, сам Гривас – кадровый офицер греческой армии. Участник войны с Турцией 1919-1922 гг (В самой Греции ее называют Малоазийский поход или Малоазийская катастрофа). Воевал с Италией и Германией, после оккупации страны активно партизанил и устраивал диверсии. Потом участвовал в Гражданской войне против коммунистов. В общем, богатый у человека был опыт. На базе армии были открыты и специальные курсы, которые готовили киприотов-диверсантов. А вот полевыми командирами и рядовыми бойцами чаще всего становились учителя и студенты кипрских гимназий. В 1954 году к делу подключили KYP и подготовка к борьбе с Британией перешла в активную фазу.

Что интересно, Греция стала членом НАТО с 1952 года, Великобритания с самого начала, 1949, входила в этот союз. То есть формально они были союзниками. Хотя отношения между странами несколько охладели, когда греки ушли под крыло США. Тем не менее, немного странно, что страна готовила теракты и диверсии на территории союзника.

Действовать ЕОКА начала без раскачки. Уже 1 апреля, одновременно в Никосии, Ларнаке, Фамагусте, Лимасоле раздались взрывы. Пострадали полицейские участки, британские клубы, административные здания. Пострадало немного людей, но разговоров о них было много. Политический эффект превзошел все ожидания. С тех пор и вплоть до августа 1959 года практически каждый месяц происходили какая-то акция. Бойцы ЕОКА нападали на полицейских и военные патрули, портили военное имущество, взрывали админздания и британские магазины. Дошло до того, что британцы практически не контролировали горные районы Кипра.

Колониальные власти тут же запустили антикриз. Сами британцы считают себя мастерами политической интриги, но если рассматривать действия в колониях по борьбе с недовольством, то можно увидеть, что действуют они по одному и тому же шаблону, родом из века девятнадцатого. Военное положение, военные патрули, блок-посты, аресты, казни, концлагеря, репрессии и экономическое давление. Так они действовали в Южной Африке, когда давили буров, в Ирландии, Палестине и на Кипре.

Практически сразу власти запретили собрания, митинги, ввели цензуру, пошли облавы и аресты. Были составлены списки неблагонадежных и подозрительных. Охват таких списков – десяти тысяч человек. Сразу же открыли специальные лагеря, куда сажали без суда и следствия, только по подозрению. Условия содержания были тяжелыми, применялись пытки, забирали даже подростков и случайных людей. Сколько прошло через них – неизвестно, но, судя по британским данным, одновременно там содержалось до 3 тыс. человек. В 1956 году состоялись первые казни. Для устрашения пойманных «террористов»/«повстанцев» вешали. Официально казнено всего 9 киприотов. Но правозащитники потом насчитали около 500 казненных. Просто их убили без официальных бумаг. Но не стоит думать, что только ими ограничивается количество жертв.

После этого протесты стали еще более массовыми. Очень часто беспорядки, с точки зрения официальной позиции Лондона, начинали ученики гимназий. Подавлять их поручали армии. Результат участия военных – как минимум два случая, когда солдаты открывали огонь по митингующим. На улицах оставалось десятки убитых протестующих и просто случайных прохожих.

В дело пошли экономические меры. У требующих присоединение к Греции забирали имущество, закрывали магазины. Если по мнению колонизаторов деревни кипрские поддерживали партизан, то у них отрезали воду, электричество, сжигали сады и урожай, блокировали со всех сторон блок-постами… В 1958 на протесты стали выходить уже толпы греков-киприотов, а британцы вывели на улицы бронетехнику. Жертв стало еще больше. Всего в этих событиях погибло около 3 тысяч человек. Точные данные никто не узнает, потому что перед уходом с Кипра колониальные власти сожгли почти все архивы.

Финальный штрих. В конце концов, контроль над островом настолько ослаб, что британцы привлекли авиацию для бомбежки греческих деревень внутри острова. Да, бомбежки не были ковровыми. Самолеты работали по определенным объектам, но очень неизбирательно, или просто жгли окружающие леса и сады, где могли укрываться партизаны.

Мемориал "Битва у сосны" в Киперунте. Не самое помещаемое место. Источник Яндекс.Картинки
Мемориал "Битва у сосны" в Киперунте. Не самое помещаемое место. Источник Яндекс.Картинки

В этот момент турки-киприоты стали для Британии союзниками. Уже после войны власти перестали набирать в полицию греков, в основном брали турок. Уже к началу 1950 года их было в правоохранительных органах до 70%. Потом доля только росла. Именно их использовали для облав, внесудебных действий, жестоких пыток и убийств. Из турок начали набирать и вооруженные формирования, своеобразную милицию, которую привлекали для войны с восставшими греками. Была создана полулегальная ТМТ (Türk Mukavemet Teşkilatı) с тесными связями в Анкаре.

Компромиссная независимость

На самом деле сомнения в том, что Британия сможет удержать Кипр, у Лондона появились сразу. Огромная Британская империя осталась в прошлом, самостоятельно она не тянула даже небольшой Кипр. Вот только базы на нем становились все важнее и важнее. Они контролировали Ближний Восток и нефтяные пути, были нужны для разведки против СССР. В конце концов, статус великой державы просто заставлял держаться хотя бы за некоторые ключевые точки на карте. Но самое главное даже не ресурсы, а политический вес и влияние США.

Это стало очевидно после интервенции Великобритании и Франции во время Суэцкого кризиса. Кипрские базы, кстати, тоже использовались для логистики и разведки. Если протест СССР был вполне ожидаемым, то давление США привело к тому, что Лондон полностью потерял влияние на Синайский полуостров и Египет. В кризисе на Кипре политики Вашингтона тоже были не на стороне бывшей метрополии. Поэтому уже в 1957 году Лондон начал искать компромисс. При этом усиливал репрессии, чтобы греки-киприоты в результате согласились на некоторые компромиссы.

Переговоры начались в Лондоне и Цюрихе в феврале 1959 года. Самое главное в них: никакого энозиса, то есть Кипр становится независимым, и базы остаются британскими. По сути, вопросы, которые пытались выяснить греки, турки и британцы, так и повисли в воздухе и привели к дальнейшим кровавым событиям. Но об этом уже в следующий раз.